Перспективы развития вагонного хозяйства

Научно-технический прогресс в вагонном хозяйстве может быть достигнут путем обновления и дальнейшего совершенствования вагонного парка, создания и развития индустриальной базы для его технического обслуживания и ремонта. Насыщение вагонного парка надежным подвижным составом, требующим наименьших затрат труда и времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, ремонт и техническое обслуживание, способствует более полному и эффективному удовлетворению потребностей народного хозяйства в перевозках.

Новые грузовые вагоны выпускаются цельнометаллическими с использованием в конструкциях низколегированных сталей и рациональных профилей, автосцепных устройств повышенной прочности, буксовых узлов с подшипниками качения. Вследствие этого, а также модернизации вагонов более ранней постройки повышена их грузоподъемность на 6—7 т, что существенно повышает производительность и массу поездов.

В вагонном хозяйстве постоянно увеличивается доля специализированного подвижного состава. Применение вагонов-хопперов для перевозки зерна, минералов, цемента, окатышей и других грузов позволяет в 3—4 раза повысить производительность труда на грузовых операциях, в 1,5—2 раза сократить эксплуатационные расходы. Вагонный парк пополняется также специализированными вагонами для перевозки гранулированных полимерных материалов с резервуарами из алюминиевого сплава, цистернами для перевозки цемента, разгружаемыми с использованием сжатого воздуха, платформами для перевозки большегрузных контейнеров, специальными вагонами для перевозки тонколистовой стали в рулонах и др.

Разрабатываются конструкции крытых вагонов, у которых объем кузова будет увеличен до 140 м3, а двери оборудованы усиленной подвеской, предохранителями от падения, пружинными упорами. В перспективе намечен выпуск платформ с увеличенной до 19,6 м длиной платформы и другие.

Для увеличения провозной способности железных дорог при ограниченных нагрузках от оси колесной пары на рельс значительно возрос выпуск восьмиосных вагонов.

В ближайшее время завершится перевод всех грузовых вагонов на роликовые подшипники, что позволит существенно повысить их надежность и удлинить участки следования поездов без технического обслуживания до 500—600 км.

Парк пассажирских вагонов пополняется новыми цельнометаллическими вагонами, имеющими прочный сварной кузов, унифицированные ходовые части, надежное тормозное оборудование, современный интерьер, комбинированное электроугольное отопление, систему кондиционирования воздуха, люминесцентное освещение, автоматическую систему регулирования температуры воздуха в вагонах.

Новые пассажирские вагоны строятся с использованием коррозионностойких материалов, более эффективных покрытий, нержавеющей стали, алюминиевых сплавов и др.

Внедрение современных вагонов требует создания современной технической базы для их ремонта и обслуживания. В настоящее время вагонное хозяйство уже располагает широкой сетью предприятий для ремонта, технического обслуживания и экипировки грузовых и пассажирских вагонов и контейнеров. На дорогах внедряется комплексная механизации и автоматизация производственных процессов, эффективная технология. Проводится в жизнь прогрессивное направление на специализацию депо и пунктов подготовки вагонов к перевозкам.

Развитие системы периодических ремонтов осуществляется на основе широкого внедрения поточных методов ремонта как на сборочных участках, так и на участках, обеспечивающих ремонт и комплектовку основных узлов вагонов. Внедрение поточной организации производства позволяет на 15—20 % увеличить выпуск вагонов и значительно повысить качество их ремонта. Получают развитие современные средства механизации и автоматизации производственных процессов, гарантирующих высокое качество продукции.

Большое внимание уделяется развитию технической базы для текущего ремонта и подготовки вагонов к перевозкам, совершенствованию комплекса машин и механизмов, позволяющих осуществлять подготовку к перевозкам на индустриальной основе. На некоторых дорогах строятся крупные механизированные пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ, а также крытых и изотермических вагонов. Эти пункты имеют крытые помещения для текущего отцепочного ремонта, применяется поточный метод выполнения ремонтных операций с использованием новых средств механизации и автоматизации производственных процессов.

Большая работа проводится для обеспечения безотказного следования поездов на гарантийных участках. На пунктах технического обслуживания сортировочных и крупных участковых станций используются более эффективные средства механизации, устройства и приспособления, обеспечивающие ускоренную и высококачественную подготовку поездов в рейс.

Для улучшения использования вагонного парка внедряется автоматизированная система непрерывного контроля за техническим состоянием подвижного состава. На дорогах эксплуатируются установки для бесконтактного обнаружения перегретых букс (ПОНАБ) на ходу поезда. Началось внедрение аппаратуры ДИСК-ВКВ-Ц, позволяющая одновременно выявлять в движущемся подвижном составе перегретые буксы, неисправности поверхности катания колес, провисйше или волочащиеся детали подвагонного оборудования. Эта апйаратура может передавать информацию на центральный диспетчерский пульт.

Дальнейшее улучшение технического обслуживания и ремонта вагонов связано с внедрением в практику работы вагонного хозяйства средств Технической диагностики, комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), автоматизированных систем управления, совершенствованием метрологического обеспечения предприятий.

Большое внимание уделяется повышению производительности труда в вагонном хозяйстве, сокращению доли ручного труда и т. д.

Особое внимание будет уделено внедрению/прогрессивных форм организации труда, улучшению его нормирования, повышению квалификации работников, воспитанию деловитости и ответственности, укреплению трудовой и технологической дисциплины.

Находящиеся в эксплуатации на железных дорогах России пассажирские и грузовые вагоны по многим показателям не соответствуют современным требованиям.

Для эффективного выполнения перевозочных работ необходимо создать новый подвижной состав, разнообразить типаж специализированных вагонов.

Новые конструкции грузовых вагонов при значительном снижении их массы обеспечивают увеличение грузоподъемности. Для основных типов грузовых четырехосных вагонов она доведена до 76—78 т. Для новых типов грузовых вагонов предусмотрено применение марок сталей с более высокими механическими свойствами. Для вагонов с повышенными осевыми нагрузками разработаны более совершенные типы тележек, повышена надежность буксовых узлов, увеличена износостойкость колес.

Большое внимание уделяется созданию пассажирских вагонов нового поколения, конструкция которых позволяет снизить массу вагона и вместе с тем повысить его прочность. Для боковых стен и пола вагона используется нержавеющая сталь


В настоящее время на линию вышли пассажирские вагоны модели 61-4170 Тверского вагоностроительного завода для поездов со скоростями движения 200 км/ч (рис. 18.2).

Светло-серый кузов вагона с синей полосой между оконными проемами выглядит необычно: отсутствуют привычные гофры на наружной поверхности стен, размеры окон значительно больше, прислонно-сдвижная, как у дизель-поезда АЧ2, дверь. Подвагонное пространство ровное, так как вагон имеет несущую конструкцию и продольная (хребтовая) балка, создававшая массу неудобств при размещении оборудования, отсутствует. Планировка и размеры вагона позволяют изменять салонную часть в зависимости от типа вагона. Так получается модельный ряд вагонов 1-11-Ш классов. Комфорт обеспечивается высокой скоростью перевозок и полным выполнением требований санитарных норм.

В служебном купе установлена система контроля и диагностики всех устройств вагона.

Эти вагоны достойно открывают новый век в вагоностроении России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: