3.7.1 Техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при техническом обслуживании работниками ПТО и контрольных пунктов технического обслуживания. Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов (руководитель смены), который должен обеспечить техническую готовность тормозного оборудования и включение всех тормозов в составе, соединение рукавов, открытие всех концевых и разобщительных кранов, установленную норму тормозного нажатия в поезде, а также надежную работу тормозов при опробовании их на станции и в пути следования.
Запрещается подавать под погрузку, посадку пассажиров, ставить в поезд вагоны с неисправным тормозным оборудованием, а также без предъявления их к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании вагонов годными к безопасному следованию в поездах.
На станциях формирования, оборота и в пути следования, где предусмотрена графиком движения остановка поезда для технического обслуживания, требуется проверить исправность действия тормозного оборудования каждого вагона с выполнением необходимого ремонта или заменой исправным.
На станциях, где нет ПТО, порядок проверки технического состояния и ремонта тормозного оборудования вагонов при их постановке в поезд и подаче под погрузку устанавливается железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры.
3.7.2 Запрещается ставить в состав поезда вагоны, у которых тормозное оборудование имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
- неисправные воздухораспределитель, электровоздухораспределитель (в пассажирском поезде), авторежим, концевой или разобщительный кран, выпускной клапан, тормозной цилиндр, запасной резервуар, рабочая камера;
- повреждение воздухопроводов - трещины, прорывы, протертости и расслоение соединительных рукавов, трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода, в местах крепления;
- неисправность, нетиповое крепление деталей механической части - траверс, триангелей, рычагов, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков; трещины или изломы в деталях, откол проушин колодки; неправильное крепление колодки в башмаке, неисправные или отсутствующие предохранительные устройства и балки авторежимов, нетиповые детали и шплинты в узлах;
- неисправный ручной тормоз;
- ослабление крепления деталей;
- не отрегулированная рычажная передача;
- толщина колодок менее указанной в п. 3.7.6 настоящей Инструкции.
3.7.3 Запрещается устанавливать композиционные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под чугунные колодки (т.е. валики затяжки горизонтальных рычагов находятся в отверстиях, расположенных дальше от тормозного цилиндра), и наоборот, не допускается устанавливать чугунные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под композиционные колодки, за исключением колесных пар пассажирских вагонов с редукторами, где могут применяться чугунные колодки для скорости движения до 120 км/ч.
Шести- и восьмиосные, а также вагоны для перевозки опасных грузов, грузовые вагоны разрешается эксплуатировать только с композиционными колодками.
3.7.4 Наиболее часто встречаются следующие неисправности тормозного оборудования грузовых вагонов:
Тормозная магистраль | - утечки сжатого воздуха в соединениях и из тормозных приборов; - трещина магистральной трубы по резьбе; - протертости, вмятины магистральной трубы; - повреждение подводящей трубы; - трещина, износ резьбы тройника. |
Соединительный рукав | - отсутствие хомута; - излом, трещина наконечника рукава; - износ гребня соединительной головки; - излом, трещина соединительной головки; - забита канавка для уплотнительного кольца; - вздутие рукава; - обрыв рукава; - расслоение рукава. |
Кран концевой | - откол, трещина корпуса крана; - заклинивание клапана крана. |
Воздухораспределитель | - излом, трещина рабочей камеры; - износ резьбы в местах установки шпилек крепления главной и магистральной частей рабочей камеры; - износ резьбы в местах установки накидных гаек подводящих трубок; - ослабление крепления рабочей камеры. |
Запасной резервуар | - износ резьбы, излом штуцера запасного резервуара; - трещины, протертости, вмятины запасного резервуара; - ослабление крепления запасного резервуара. |
Тормозной цилиндр | - ослабление крепления тормозного цилиндра; - излом трещины корпуса тормозного цилиндра; - излом отпускной пружины; - износ манжеты поршня; - износ резьбы штуцера в местах установки накидных гаек подводящих трубок. |
Триангель | - трещина, изгиб или излом струны триангеля; - трещина, изгиб или излом распорки триангеля; - трещина, изгиб или излом траверсы триангеля; - заварной башмак. |
Тормозная рычажная передача | - износ тормозных колодок; - нарушение регулировки ТРП. |
3.7.5 В случае выявления, при контроле технического состояния тормозного оборудования, неисправностей, на боковых стенках кузовов вагонов (между угловой и боковой стойками), на бортах платформ, на котлах цистерн наносятся следующие условные меловые пометки:
"СТП" сменить тормозной прибор;
"ОРП" отрегулировать тормозную рычажную передачу;
"РР" регулировать или заменить автоматический регулятор
тормозной рычажной передачи;
"СТ" сменить триангель;
"ПШ" поставить шплинт, шайбу;
"СКК" сменить концевой кран;
"СР" сменить соединительный рукав;
"СВР" сменить валик тормозной рычажной передачи;
"СК" сменить тормозную колодку.
На вагонах, подлежащих ремонту с отцепкой, также наносятся четкие меловые соответствующие надписи: "Ремпуть", "Перегруз", "В депо" и т.д.
В парке отправления осуществляется замена и ремонт неисправных деталей и узлов тормозного оборудования без отцепки вагона от состава, обнаруженных как в парках прибытия и сортировочном, так и в парке отправления.
См. комментарии к п. 3.7.6
3.7.6 При техническом обслуживании тормозной системы вагонов проверить:
- крепление всех приборов, арматуры и трубопровода на вагоне (рисунок 3.25, таблица 3.5);
- наличие и исправность предохранительных и поддерживающих скоб и устройств (рисунок 3.25, таблица 3.5);
Рис. 3.25. Схема осмотра тормозной системы грузового вагона
- наличие и правильность установки устройств фиксирующих усилие затяжки крепежных гаек (шплинты, стопорные планки, шайбы, контргайки) (рисунок 3.26, таблица 3.5);
- наличие валиков рычажной передачи зафиксированных от выпадения шайбой и типовым шплинтом с разведенными усиками на угол не менее 90град., предохранителя валика подвески триангеля (рисунок 3.26, таблица 3.5);
Рис. 3.26. Схема осмотра тормозной рычажной передачи грузовой тележки
Таблица 3.5 - Последовательность осмотра тормозного оборудования вагона
поз. 1 | поз. 2, 3, 4, 5 | поз. 6 | поз. 7 | поз. 8 |
Проверка состояния и положения концевого крана; осмотр соединитель-ного рукава, крепления магистральной трубы | Осмотр рычагов тормозной рычажной передачи, валиков, шплинтов, шайб, распорной тяги, триангеля, подвесок тормозных башмаков, предохранителей валиков подвесок тормозных башмаков. Проверка износа тормозных колодок и их крепления, состояния башмака подвески и отводящих устройств | Осмотр регулятора тормозной рычажной передачи, тяг, предохранитель-ных устройств, тормозного цилиндра, горизонтальных рычагов, контроль соответствия установки затяжки горизонтальных рычагов типу колодок | Осмотр запасного резервуара, воздухораспредели-теляи их крепления на раме вагона; контроль состояния подводящих труб; контроль соответствия включения режимов торможения и отпуска загрузке вагона | Осмотр подводящих труб, авторежима (при наличии). Предохранительных устройств |
- правильность соединения рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов между вагонами и разобщительных кранов на подводящих воздухопроводах от магистрали к воздухораспределителям, а также их состояние и надежность крепления;
- правильность включения режимов воздухораспределителей на каждом вагоне с учетом наличия авторежима, в том числе в соответствии с загрузкой и типом колодок;
- плотность тормозной сети состава, которая должна соответствовать установленным нормативам.
Наличие утечек определяется на слух и визуально (при необходимости произвести обмыливание соединений). Явным признаком утечки является наличие масляного валика пыли летом или замасленного инея зимой. На рисунке 3.27 показаны наиболее вероятные места утечек воздуха в тормозном оборудовании грузовых вагонов.
1 - соединительные головки тормозных рукавов; 2- резинотекстильный рукав; 3 - соединения концевого крана; 4 - соединения тормозной магистрали; 5 - привалочный фланец главной части воздухораспределителя; 6 - привалочный фланец магистральной части воздухораспределителя; 9 - соединения разобщительного крана; 10 - резьбовое соединение проводящей трубы к двухкамерному резервуару от запасного резервуара; 11 - резьбовое соединение у двухкамерного резервуара подводящей трубы к тормозному цилиндру (авторежиму); 12 - резьбовое соединение подводящей трубы к двухкамерному резервуару от тормозной магистрали; 13 - шток тормозного цилиндра; 14 - узел подсоединения трубы и пробка тормозного цилиндра; 15 - соединение подвода и пробка запасного резервуара
Рис. 3.27. Наиболее вероятные места утечек воздуха в тормозном оборудовании грузовых вагонов
При пропуске воздуха в атмосферу в безрезьбовом соединении (рисунок 3.28 а, б) допускается подтяжка гайки накидной без снятия соединения с тормозной магистрали моментом, указанным в таблице 3.6.
Вагонокомплект | |
Кран концевой № 4314Б | - 2 шт. |
Штуцер № 4370 | - 3 шт. |
Ниппель № 4371 | - 5 шт. |
Тройник № 4375 | - 1 шт. |
Ниппель № 4378 | - 1шт. |
а) Воздухопровод тормозной системы грузового вагона с безрезьбовым соединением приборов и труб
Вагонокомплект | |
Кран концевой № 4314Б | - 2 шт. |
Муфта № 4370 | - 3 шт. |
Ниппель № 4371 | - 6 шт. |
Тройник № 4375-01 | - 1 шт. |
Кран трехходовой № 4325Б | - 1 шт. |
Муфта № 4379 | - 1 шт. |
Комплект деповского ремонта | |
Муфта № 4379-01 | - 1 шт. |
Штуцер № 4374 | - 2 шт. |
Устройство подключения диагностического оборудования | |
Клапан золотниковый № 4316 | - 2 шт. |
б) Воздухопровод тормозной системы грузовых вагонов с раздельной системой торможения с безрезьбовым соединением приборов и труб с клапаном для подключения устройств диагностики давления воздуха в тормозных цилиндрах
Рис. 3.28. Безрезьбовые соединения в тормозной магистрали грузовых вагонов
- действие автотормозов на чувствительность к торможению и отпуску. Воздухораспределители и электровоздухораспределители, работающие неудовлетворительно, заменить исправными. При этом действие электропневматических тормозов проверить от источника питания с напряжением при торможении не более 40 В, при этом напряжение в электрической цепи проводов № 1 и 2 в режиме торможения в пересчете на один вагон проверяемого состава должно составлять не более 0,5 В для составов до 20 вагонов включительно, и не более 0,3 В для составов большей длины;
- на вагонах с авторежимом - соответствие выхода вилки авторежима загрузке вагона, надежность крепления контактной планки, опорной балки на тележке, авторежима, демпферной части и реле давления на кронштейне; ослабшие болты затянуть;
Таблица 3.6 - Рабочие характеристики безрезьбовых соединений
Наименование и номер безрезьбового соединения | Штуцер 4370 | Ниппель 4371 | Ниппель 4378 | Муфта 4379-01 | Муфта 4379 | Штуцер 4374 | Тройник 4375-01 | Концевой кран 4314Б |
Момент затяжки накидных гаек, Н*м | 150(+-)15 | 200(+-)20 | 200(+-)20/ 150(+-)15 | 200(+-)20 | ||||
Диапазон рабочих температур, град.С | - 60...+ 60 | |||||||
Максимальная температура, град.С | + 120, не более 4 часов |
- правильность регулирования рычажной передачи и действие автоматических регуляторов, выход штока тормозных цилиндров, который должен быть в пределах, указанных в таблице 3.7:
* при необходимости регулировку осуществлять перестановкой валиков на тягах (рисунок 3.29 в), с последующей регулировкой размера "а" (расстояние от торца муфты защитной трубы регулятора ТРП до начала присоединительной резьбы на его винте) и повторной проверкой выхода штока тормозного цилиндра. Размеры "а" для грузовых и пассажирских вагонов должны быть не менее указанных в таблице 3.7.
Углы наклона горизонтальных и вертикальных рычагов должны обеспечивать нормальную работу рычажной передачи до предельного износа тормозных колодок:
* при симметричном расположении тормозного цилиндра на вагоне и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.29 а) при полном служебном торможении и новых тормозных колодках горизонтальный рычаг со стороны штока тормозного цилиндра должен располагаться перпендикулярно к оси тормозного цилиндра или иметь наклон от своего перпендикулярного положения до 10о в сторону от тележки;
* при несимметричном расположении тормозного цилиндра на вагонах и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.29 б) и новых тормозных колодках промежуточные рычаги должны иметь наклон не менее 20о в сторону тележек.
Рис. 3.29. Схема регулировки углов наклона горизонтальных и вертикальных рычагов
Примечание: Неправильная установка затяжки горизонтальных рычагов при композиционных колодках, может привести к заклиниванию колес, при чугунных - к недостаточности тормозного нажатия.
После регулировки рычажной передачи необходимо произвести полное служебное торможение. Подвести упорный рычаг (упор) привода к корпусу регулятора вплотную и зафиксировать его положение, для чего у рычажного привода вращением регулировочного винта следует совместить отверстие в его головке с отверстием в упорном рычаге привода и соединить их валиком, с постановкой шплинта. После установки привода регулятора следует отпустить тормоз. При этом расстояние между корпусом регулятора и упорным рычагом (упором) устанавливается автоматически. Ориентировочные величины размера "А" (установочный размер привода регулятора) приведены в таблице 3.7.
Примечание: При размере "А" более нормы регулятор работает как жесткая тяга и по мере износа тормозных колодок не стягивает ТРП, что приводит к увеличению выхода штока тормозного цилиндра.
При размере "А" менее нормы регулятор чрезмерно стягивает ТРП, после отпуска тормоза тормозные колодки могут остаться прижатыми к колесам, что может привести к их заклиниванию.
- толщину тормозных колодок и их расположение на поверхности катания колес. Зазор между тормозными колодками и колесами должен составлять до 10 мм. Не допускается оставлять на грузовых вагонах тормозные колодки, если они выходят с поверхности катания на наружную грань колеса более чем на 10 мм. На пассажирских и рефрижераторных вагонах выход колодок с поверхности катания за наружную грань колеса не допускается. Минимальная толщина тормозных колодок, при которой они подлежат замене, составляет: для чугунных-12 мм, композиционных с металлической спинкой-14 мм, с сетчато-проволочным каркасом-10 мм (колодки с сетчато - проволочным каркасом определяют по заполненному фрикционной массой ушку). Толщину тормозной колодки следует проверять с наружной стороны, а при клиновидном износе - на расстоянии 50 мм от тонкого торца. В случае явного износа тормозной колодки с внутренней стороны (со стороны гребня колеса) колодку заменить, если этот износ может вызвать повреждение башмака;
- исправность и действие ручных тормозов, обращая внимание на легкость приведения в действие и прижатие колодок к колесам - в пунктах формирования грузовых поездов и в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов. Такую же проверку ручных тормозов осмотрщики вагонов должны производить на станциях с пунктами технического обслуживания, предшествующих крутым затяжным спускам;
- обеспеченность поезда требуемым нажатием тормозных колодок в соответствии с величиной расчетного нажатия тормозных колодок в пересчете на чугунные, на ось пассажирских и грузовых вагонов (приложение И);
- состояние поверхностей электрических контактов головок рукавов №369А, расстояние между головками соединительных рукавов № 369А и штепсельными разъемами междувагонного электрического соединения осветительной цепи вагонов при их соединенном состоянии. Это расстояние должно быть не менее 100 мм;
Таблица 3.7 - Параметры регулировки тормозной рычажной передачи вагонов
Размер "А", мм. | Размер "а" не менее, мм. | Выход штока тормозного цилиндра | ||||||
Рычаж-ный привод | Стержневой привод | |||||||
I-я ст. торможения | ПСТ | |||||||
Грузовые вагоны с симметричным расположением ТРП (полувагоны, крытые, цистерны, платформы) рис.3.30 (а), а так же вагоны бункерного типа (хопперы) с несимметричным расположением ТРП, рис.3.30 (б) | Композиционные колодки | 35-50 | - | 40-80 | 50-100 | |||
Чугунные колодки | 40-60 | - | 40-100 | 75-125 | ||||
Восьмиосные цистерны | Композиционные | 30-50 | - | - | - | - | ||
Грузовые вагоны со стержневым приводом авторегулятора (думпкар, термос на тележках ЦНИИ-Х3, автономные рефрижераторные вагоны на тележках ЦМВ - Дессау), рис. 3.30 (в) | Композиционные | - | 140-200 | 40-80 | 50-100 | |||
Чугунные | - | 130-150 | 40-100 | 75-125 | ||||
Рефрижераторные секции и вагоны термосы на тележках КВЗ-И2 с рычажным приводом авторегулятора, рис.3.30 (а), и на тележках ЦМВ - Дессау со стержневым приводом авторегулятора, рис. 3.30 (в) | Композиционные | 25-60 | 55-145 | 40-80 | 50-100 | |||
Чугунные | 40-75 | 60-100 | 40-100 | 75-125 | ||||
Грузовые вагоны с потележечным торможением с композиционными колодками оборудованные авторегуляторами, рис. 3.30 (г, д) | 574Б и 675 | 15-25 | - | 25-50 | 25-50 | |||
РТРП-300 | 15-25 | - | 250- 300 | 25-50 | 25-50 | |||
Пассажирские вагоны | ||||||||
42-47 т | Композиционные | 25-45 | 140-200 | 80-120 | 130-160 | |||
Чугунные | 50-70 | 130-150 | 80-120 | 130-160 | ||||
48-52 т | Композиционные | 25-45 | 120-160 | 80-120 | 130-160 | |||
Чугунные | 50-70 | 90-135 | 80-120 | 130-160 | ||||
53-65 т | Композиционные | 25-45 | 100-130 | 80-120 | 130-160 | |||
Чугунные | 50-70 | 90-110 | 80-120 | 130-160 | ||||
Габарита Риц - с воздухораспредели-телями КЕ Эрликон, Дако | Чугунные | - | - | - | 50-70 | 105-115 | ||
ВЛ-РИЦ на тележках ТВЗ-ЦНИИ "М" | Композиционные | - | - | - | 15-30 | 25-40 |
а) Схема симметричной тормозной рычажной передачи вагона
б) Схема несимметричной тормозной рычажной передачи вагона
в) Схема симметричной тормозной рычажной передачи вагона со стержневым приводом
г) Схема тормозной рычажной передачи вагона с потележечным торможением
д) Схема тормозной рычажной передачи вагонов бункерного типа с потележечным торможением
Рис. 3.30. Схемы регулировки тормозной рычажной передачи
Примечания:
1. ПСТ - полное служебное торможение.
2. Выход штока тормозного цилиндра при композиционных колодках на пассажирских вагонах указан с учетом длины хомута (70 мм), установленного на штоке.
3. Нормы выхода штоков тормозных цилиндров у грузовых вагонов перед крутыми затяжными спусками устанавливаются начальником железной дороги.
4. При регулировании рычажных передач грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания (в парке отправления) и пунктах подготовки к перевозкам выход штока тормозных цилиндров устанавливать по минимально допустимому размеру или на 20-25 мм меньше верхнего предела; на вагонах, оборудованных авторегуляторами рычажной передачи, их привод регулируется на поддержание выхода штока на нижнем пределе установленных нормативов.
- действие противоюзного и скоростного регуляторов на пассажирских вагонах с тормозами западноевропейского типа в соответствии с отдельными инструктивными указаниями и нижеприведенным порядком. Проверить действие пневмомеханических, противоюзного и скоростного регуляторов на вагонах РИЦ на пассажирском режиме включения тормоза при полном служебном торможении. Действие противоюзного регулятора проверяется на каждой оси всех включенных в состав поезда вагонах:
* через окно в корпусе датчика провернуть инерционный груз, при этом должен произойти выброс воздуха из тормозного цилиндра проверяемой тележки через сбрасывающий клапан. После прекращения воздействия на груз он должен сам возвратиться в исходное положение, а тормозной цилиндр наполниться сжатым воздухом до первоначального давления, что контролируется по манометру на боковой стенке кузова вагона. Нажать кнопку скоростного регулятора на боковой стенке вагона. Давление в тормозных цилиндрах должно повыситься до установленной величины, а после прекращения нажатия на кнопку давления в цилиндрах должно снизиться до первоначального. После проверки включить тормоза вагонов на режим, соответствующий предстоящей максимальной скорости движения поезда.