Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

Выясним, как определяется объем производства блага на рынке совершенной конкуренции при максимизации прибыли фирмой.

Отметим, что для краткосрочного и долгосрочного периода существуют свои особенности: краткосрочный период недостаточен для вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, а долгосрочный период является достаточным для вступления фирм в отрасль и выхода из нее.

На краткосрочном периоде фирма выбирает такой объем производства, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками максимальна:

или

Т.к. для конкурентной фирмы предельный доход MR равен цене P, то условием равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции является равенство

Определение точки максимизации прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции: а) через общий доход и общие затраты; б) через предельные и средние величины

Фирма будет наращивать свое производство до тех пор, пока обеспечивается более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек. Итак, равновесный выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы – это выпуск Q0, при котором цена равняется предельным издержкам: P=MC.

На рынке совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы не зависит от объема выпускаемой продукции. Однако сама цена может повышаться или понижаться на рынке. Со снижением рыночной цены будет уменьшаться разница между ценой и средними затратами на единицу продукции. Значит и снижается величина получаемой прибыли. Наступит ситуация, когда средние общие затраты сравняются с ценой, а экономическая прибыль станет равна нулю. Если P=ATCmin=MR, то фирма только окупает свои общие затраты, работая без прибыли. Увеличивая или уменьшая объем выпуска в данной ситуации, фирма начнет получать отрицательную прибыль.

Дальнейшее снижение цены приведет к тому, что она окажется между ATCmin и AVCmin. В этом случае фирма покрывает часть своих издержек и частично компенсирует постоянные затраты. Q0 – точка оптимального убытка.

Если цена опускается ниже AVC, то величина убытков будет равна величине постоянных затрат фирмы. Фирма покроет свои переменные издержки, но не сможет оплатить постоянные издержки. В этом случае фирма должна оплатить свои постоянные издержки и покинуть рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: