Мы рассматривали при анализе рыночного ценообразования поведение потребителя с одной стороны и условия производства благ – с другой. Но существует еще одна группа ценообразующих факторов – особенности рынков, формирующих цену. Цена на любом рынке зависит от структуры или типа рынка, на котором встречаются спрос и предложение. Раскроем понятие “рыночная структура”, охарактеризовав определяющие признаки любой рыночной структуры.
В экономической теории рынком называется социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать друг с другом в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок.
Можно выделить рынки:
· По объектам сделок:
рынки потребительских товаров;
рынки факторов производства;
рынок ценных бумаг;
рынок недвижимости;
рынки денег и кредитов.
· По степени взаимозависимости благ:
рынок гомогенного блага;
рынок гетерогенного блага
· По характеру продаж
оптовый;
розничный
· По условиям функционирования рынков
|
|
организованные (аукционы, биржи), где равновесие устанавливается при помощи специальных агентов;
неорганизованные, где спрос и предложение устанавливаются стихийно
· По соответствию действующему законодательству
легальный рынок;
нелегальный рынок
Рыночная структура – это тип рынка, для которого свойственны те или иные характерные проявления названных ключевых признаков и предопределяемые этими проявлениями поведение рыночных агентов и параметры равновесия.
Принято выделять четыре базовые рыночные структуры или черты типа строения рынков: совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Ключевыми признаками каждой из рыночных структур, определяющими ее специфические особенности по сравнению с другими, являются следующие:
1) число продавцов;
2) число покупателей;
3) природа продукта;
4) условия вхождения на рынок и ухода с него;
5) информированность и мобильность рыночных агентов.
6) Контроль над ценой
Существенными из вышеперечисленных признаков, оказывающих влияние на результат торговых сделок, являются число продавцов и покупателей. Говорят, что продавцов (или покупателей) “несколько”, если при выработке стратегии своего поведения на рынке они могут учитывать возможные варианты ответных реакций конкурентов на свои действия. Когда из-за большого числа конкурентов такой учет невозможен, тогда считается, что их “много”
Классификация рыночных структур приведена ниже. Классификация (2) была предложена американскими экономистами Э.Чемберлином и Дж.Бейном.