Понятие рыночной структуры и ее ключевые признаки

Мы рассматривали при анализе рыночного ценообразования поведение потребителя с одной стороны и условия производства благ – с другой. Но существует еще одна группа ценообразующих факторов – особенности рынков, формирующих цену. Цена на любом рынке зависит от структуры или типа рынка, на котором встречаются спрос и предложение. Раскроем понятие “рыночная структура”, охарактеризовав определяющие признаки любой рыночной структуры.

В экономической теории рынком называется социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать друг с другом в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок.

Можно выделить рынки:

· По объектам сделок:

рынки потребительских товаров;

рынки факторов производства;

рынок ценных бумаг;

рынок недвижимости;

рынки денег и кредитов.

· По степени взаимозависимости благ:

рынок гомогенного блага;

рынок гетерогенного блага

· По характеру продаж

оптовый;

розничный

· По условиям функционирования рынков

организованные (аукционы, биржи), где равновесие устанавливается при помощи специальных агентов;

неорганизованные, где спрос и предложение устанавливаются стихийно

· По соответствию действующему законодательству

легальный рынок;

нелегальный рынок

Рыночная структура – это тип рынка, для которого свойственны те или иные характерные проявления названных ключевых признаков и предопределяемые этими проявлениями поведение рыночных агентов и параметры равновесия.

Принято выделять четыре базовые рыночные структуры или черты типа строения рынков: совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Ключевыми признаками каждой из рыночных структур, определяющими ее специфические особенности по сравнению с другими, являются следующие:

1) число продавцов;

2) число покупателей;

3) природа продукта;

4) условия вхождения на рынок и ухода с него;

5) информированность и мобильность рыночных агентов.

6) Контроль над ценой

Существенными из вышеперечисленных признаков, оказывающих влияние на результат торговых сделок, являются число продавцов и покупателей. Говорят, что продавцов (или покупателей) “несколько”, если при выработке стратегии своего поведения на рынке они могут учитывать возможные варианты ответных реакций конкурентов на свои действия. Когда из-за большого числа конкурентов такой учет невозможен, тогда считается, что их “много”

Классификация рыночных структур приведена ниже. Классификация (2) была предложена американскими экономистами Э.Чемберлином и Дж.Бейном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: