О четвертом и пятом возрастах

I. О подполковнике

1. Подполковнику надо быть одарену отличными достоинствами, нравом кротким, учтивым и приятным: всем его поступкам надобно быть подражания достойным.

2. Сей штаб-офицер должен быть сведущий в воинских науках и имевший случаи показывать их на деле, управлять кадетами и офицерами так, дабы приметно было, что дисциплина и порядок во всем, даже и в служителях, строго наблюдаются.

3. Ему должно смотреть за поведением каждого и особливо наблюдать, чтобы кадеты никогда праздны не были, склонять их с ласковостью и любовью, дабы сами для себя сыскивали полезные упражнения.

4. Хотя и принужден бывает в воинском деле оказывать вид строгости, но прямое его достоинство и дарование в том состоять имеет, чтоб сию строгость соединять с приятностью и остерегаться, дабы не произвесть в юношах вредительных воображений страха, которые трудно истребить, когда единожды вкоренятся.

5. Ежели генерал-директор по какой-либо законной причине отлучится, он исправляет все его должности. <...>

III. О капитанах в должности инспекторов в каждой роте

Капитаны Шляхетного корпуса сугубым одолжаются упражнением в рассуждении воспитываемых ими кадетов; первое, обучать кадетов всем частям воинского искусства, присовокупляя к тому знаки благородного воспитания и такие правы, кои составляют человека благородного и лучше еще воспитанного; второе, сверх воинских экзерциций иметь им инспекторскую должность каждому и своей роте и исполнять, что предписано прочим инспекторам над вторым и третьим возрастами. Стараться, что до военных экзерциций и воспитания кадетов принадлежит, все приводить в такой порядок, дабы ничего лучшего желать не оставалося.

IV. О порутчиках и подпорутчиках в должности воспитателей

Порутчики и подпорутчики в каждой роте во время экзерциций военных поступают по своим чинам; а сверх того в роте, по разделении оной на две части, исправляя при кадетах ту же должность, которая полагается на воспитателей во втором и третьем возрастах; следовательно, не отлучаться им ни на малое время от своих питомцев, жить подле их, довольствоваться с ними одним столом — словом, ответствовать за их поведение, воспитание и нравы, подавать им примеры чести и тех мыслей, кои к истинной ведут добродетели. В случае законной отлучки капитана старший по чину исполняет его должность, а место его занимает следующий по нем; сего ради преимущества и субординация полагаются на них по чинам во всем без изъятия.

V. О прапорщиках в должности учителей.

Как все должно содействовать успехом и пользе такого учреждения, которое заводится для взаимного блага и Самодержцу и отечеству и подданным; то справедливо, чтоб во всех, взаимно соединяющихся между собой частях Шляхетнаго корпуса, каждый сочлен онаго старался, сколь от него зависит, споспешествовать благосостоянию и славе онаго. Как прочим офицерам инспекторския и воспитательския должности назначены, то и прапорщики сверх воинской должности употреблены будут к обучению кадетов наукам. Им довольствоваться столом вместе с кадетами. <…>

VII. Об инспекторе над обучением кадетов гражданского знания и о профессорах-воспитателях

К воспитанию и наставлению кадетов, назначенных к гражданскому званию, в последних двух возрастах должен быть инспектор, которому наблюдать порядок, управление и поведение профессоров и воспитываемых кадетов, как предписано инспекторам второго и третьего возрастов.

Профессоров к воспитанию и наставлению кадетов с великим рассмотрением определять надлежит. Они должны сверх назначенных кадетам наук показывать опыты всех прочих знаний, кои потребны к такому воспитанию и обучению, какое они в сих двух возрастах совершить обязуются. В прочем поступать им по тому, что предписано воспитателям предыдущих возрастов.

VIII. Штат четвертого возраста

От 15 до 18 лет.

Сей возраст разделится на воинское и гражданское звание.

В воинском две роты: капитаны в должности инспекторов; поручики в должности воспитателей; подпоручики в той же должности; прапорщики в должности учителей.

В гражданском: один инспектор для сего и последующих возрастов; один или два профессора воспитателей; 8 служителей.

Платье зеленое с лосинным.

Столовая общая с пятым возрастом.

Науки: упражнение истинного христианина и честного человека; окончание прежде показанных наук; науки гражданские и полезные; последующие части математики; красноречие и философия; все части воинской должности наставлением и самим делом; ездить верхом, фехтовать, вольтижировать; художества.

IX. Штат пятого возраста

От 18 до 21 года.

Сей возраст разделяется такожде на воинское и гражданское звание.

В воинском две роты: капитаны-инспектора, поручики-воспитатели, подпоручики в той же должности, прапорщики-учителя.

В гражданском: 1 инспектор для сего и предыдущих возрастов, один или два профессора-воспитателя, 8 служителей.

Платье зеленое с лосинным, с некоторой отменою.

Столовая общая с четвертым возрастом.

Науки: Закон божий, яко первое всему основание; все части воинского искусства с теоретическими и практическими доказательствами посредством примерных осад, оборон, сражений и прочего; к чему употреблять и четвертого возраста кадетов, когда надобно; окончание наук четвертого возраста; все полезные науки; художества; совершение воинской архитектуры практическими доказательствами; гражданская архитектура для тех, кои к тому склонность иметь будут.

X. Предписания о четвертом и пятом возрастах воинского и гражданского званий

Оставлять кадетам на волю, чтоб им при переходе из четвертого возраста в пятый переменять звания свои, воинское в гражданское и гражданское в воинское, в какое бы они до того записаны ни были; но сию перемену не инако чинить, как по справедливым причинам, а именно для склонности, совсем противной принятому званию, для сложения к тому несродного и по другим причинам, достоверно изведанным и доказанным; напротив того, сих перемен уже не дозволяется делать в пятом возрасте, для каких бы то причин ни было; но кто в какое звание будучи в сем возрасте записан, в оном до самого выпуска непременно остаться и приличные звания приобретать должен.

Всевозможное прилагать старание, дабы воспитание и обучение кадетов воинскому и гражданскому искусству привесть на такую степень совершенства, как от пятого возраста ожидать следует.

С отличностью уже должно сему возрасту оказываться в обществе, ибо кроме собраний, кои в доме Шляхетного корпуса из обоего пола особ происходить будут, кадетам дозволяется по несколько человек приходить от времени до времени ко двору нашему в некоторые праздники и церемониальные дни в препровождении офицеров корпуса, директора или профессоров.

Время пятого возраста служит повторением или подтверждением последних и самых важнейших частей наук и познаний. В сие время сто двадцать кадетов первого в корпус вступления завершат воспитание свое и те науки, которым обучилися; словом, сей возраст долженствует быть жатвою посеянного в предыдущие четыре. Здесь надлежит хорошим и мужественным воспитанием просветившемуся кадету зрело рассуждать, какое бы для себя избрать состояние в обществе на великом театре света. Здесь он по благоразумным советам своих воспитателей уже совершенно ведать должен, что будущая его участь зависит от его наук, поведения и нравов. В последние сии три года, просвещаясь наиболее собственным своим рассудком, надлежит ему крайне прилагать старание при выпуске из корпуса получить всю ту честь и славу, коими он труды свои увенчать должен, заслужить похвалу и одобрение от своих начальников и из корпуса выйти с такими от Совета свидетельствами, с которыми бы можно было благонадежно показать себя свету. Все сие необходимо надобно внушать благородному юношеству и в память его твердо впечатлевать во все время пребывания их в императорском нашем Шляхетного корпуса доме.

XI. О должности всех приставников вообще

1. Все начальники сего корпуса, офицеры, воспитатели и прочие долженствуют быть руководимы равномерным к достижению общего предмета желанием: офицерам надобно сообразоваться намерению начальника и соответствовать оному во всех правилах повиновения.

2. Всем офицерам должно разуметь воинское искусство опытами нескольких кампаний. Хотя воинские экзерциции и требуют в команде строгости, однако не будут препятствовать, чтоб и при сем так же, как и при других случаях, кротость, учтивость, человеколюбие с неразрывною от прямого воспитания благопристойностью соединены были.

3. Инспекторам, воспитателям и учителям в немалое поставится искусство и похвалу, когда они, как выше узаконено, стараться будут точно узнавать склонности обучающихся, дабы для пользы их можно было употреблять заблаговременно приличные средства; ибо потеряние времени скоропечатному есть вред неоплатный.

4. Как искусство и благоразумие долженствуют им быть правилом во всем без изъятия, то крайне наблюдать надлежит, чтоб воспитываемое юношество не усматривало в них ничего иного, как токмо самое похвальное и к пользе служащее. Всем приставникам должно смотреть за кадетами в двух последних возрастах с отменным прилежанием, памятуя, что они приближаются тогда к выпуску своему из корпуса; для того в сие весьма важное для воспитания время приуготовлять их к произведению истинной пользы и утверждать в них добродетель.

ХII. О директоре наук

1. Важность всех предписанных инспекторам и воспитателям должностей требует, чтоб к обучению юношества наукам определен был директор. Выбирать его из ученых людей, отличные достоинства имеющих и искусных во всем, что до воспитания, до воинских и гражданских наук принадлежит.

2. Он должен с согласием инспекторов назначать время, чему в которые часы обучать питомцев, предписывать легчайшие к тому способы, смотреть, чтоб узаконенный единожды для наук порядок наблюдаем был непрерывно, свидетельствовать знание определяющихся в учители, а учащихся по экзаменам переводить из одного класса в другой.

3. Гражданским наукам обучать и из воинского звания таких кадетов, кои пожелают оным учиться, разумеется, не только из четвертого и пятого, но и скоропонятных из третьего возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: