Коммерческое Воспитательное училище

Коммерческое воспитательное училище возникло благодаря благотворителю П. Демидову, который вышел к И.И. Бецкому с предложением взять на себя финансовое обеспечение этого учебного заведения, предназначенного для обучения 100 мальчиков из купеческих семей. Разработанный И.И. Бецким план Коммерческого воспитательного училища был утвержден Екатериной II 6 декабря 1772 года.

Следуя своим установкам, автор плана разделил воспитанников на 5 возрастов, каждому из которых была предписана определенная программа обучения. Воспитанники «первого возраста» от 6 до 9 лет включались в познание веры, изучали русский язык (чтение), иностранные языки (чтение), рисование, танцы, письмо, счет. Воспитанники «второго возраста» от 9 до 12 лет изучали арифметику, геометрию, историю, географию, славянский язык, учтивость и долг благопристойности, правила нравоучения. Воспитанники «третьего возраста» от 12 до 15 лет расширяли круг познания на основе изучения математики, механики, мореплавания, красноречия, истории, бухгалтерского учета, коммерции, географии, земледелия, домоводства. Воспитанникам «четвертого возраста» от 15 до 18 лет предлагалось ознакомиться с коммерцией, правом и экономикой, художествами и мастерством. «Пятый возраст» воспитанников от 18 до 21 года предполагал совершенствование знаний в области коммерции, физики и химии.

На протяжении всего периода обучения главное внимание уделялось физическому и нравственному воспитанию воспитанников. Их оберегали от всего, что может «произвесть худыя впечатления», усилия были направлены на формирование тех личностных оснований, которые составляют сущность честного, воспитанного для пользы отечества человека. По завершении обучения воспитанник должен был определить свое место в жизни. Считалось, что воспитание достигло своей цели, если выпускник училища осознавал, что его будущая жизнь в обществе зависит от собственного поведения, нравов и научных знаний. Считалось, что проявление ребенком своенравия, упрямства, равно как и совершение недостойных поступков, – это вина не воспитанника, а воспитателя. Последний год обучения для наиболее успешных учеников был ознаменован тем, что их отправляли в Санкт-Петербург или за границу для изучения коммерции.

Один из интересных аспектов, отмеченных в проекте, касается сопровождения выпускников училища. Совет воспитательного заведения заботится о сохранении имущества воспитанников, если они потеряли родителей в период обучения, помогает в решении затруднительных ситуаций на месте работы, т.е. осуществляет надзор за деятельностью своих подопечных не только в рамках учебно-воспитательного процесса, но и в повседневной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: