Кризисы профессионального развития личности

Кризисы профессионального становления личности не только обусловлены спецификой профессиональной деятельности, они также тесно связаны с психосоциальным индивидуальным развитием, каждый период которого также сопровождается кризисом. Психосоциальный кризис может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств (E.N.Erikson, 1968).

Основываясь на концепциях психосоциального развития и профессионального становления личности, а также на данных собственного исследования, автором были выделены этапы профессионального становления, на каждом из которых возможны кризисы, обусловленные профессиональной деятельностью.

Этап формирования профессиональных намерений

Эта стадия соответствует подростковому периоду (12-18 лет) и совпадает с пятой стадией психосоциального развития по Э.Эриксону. Он выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в проблеме выбора карьеры и выборе референтной группы.

К 14-15 годам у молодых людей формируются определенные знания и представления о профессиях. Изменяется учебная мотивация в зависимости от первичного выбора поля деятельности (напр., медицина, точные или гуманитарные науки).

В 16-17 лет на этапе завершения школьного образования возможен первый кризис профессионального становления. Ядром кризиса является необходимость выбора конкретного профессионального поля деятельности и проблемы, связанные с продолжением учебы.

Как правило, выбирается только поле деятельности (например, медицина), реже — конкретная профессия (напр., психиатр, хирург, педиатр).

А.П.Василькова приводит следующие мотивы выбора медицинской профессии:
- желание лечить людей;
- желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей;
- возможность заботиться о здоровье своих близких;
- престиж профессии и семейные традиции;
- желание решать научные медицинские проблемы;
- возможность заботиться о своем здоровье;
- возможность оказывать влияние на других людей;
- доступность медикаментов;
- материальная заинтересованность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: