Основание

Факультет «Информатизации и управления»

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Управление персоналом и социологии «_____»_________________2011 г. Протокол №__ Зав. кафедрой_________ Денисов М. Ю. УТВЕРЖДАЮ Декан факультета д.э.н., профессор _________ Денисов М. Ю. «_____»_________________2011 г.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Социология»

цикла Б1 Гуманитарный, социальный и экономический

направления 100700 «Торговое дело»

Профиль 10070004 «Товароведение и экспертиза товаров», 10070005«Логистика в торговле», 10070003«Торговая реклама», 10070002«Маркетинг в торговле», 10070001«Коммерция»

Составитель

д.с.н., профессор _____________ Г. О. Перов

Ростов-на-Дону

2011
Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Утверждаю
Проректор по учебно-методической работе
Маслова Н.П. _______
«___» _______ 2011г.
 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Социология

(указывается наименование дисциплины (модуля))

Направление подготовки

100700 «Торговое дело»

(указывается код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки

10070004 «Товароведение и экспертиза товаров», 10070005«Логистика в торговле», 10070003«Торговая реклама», 10070002«Маркетинг в торговле», 10070001«Коммерция»

(указывается код и наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)

Бакалавр

Ростов-на-Дону


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1 В.2 «Социология»

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

100700 Торговое дело

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

10070004 «Товароведение и экспертиза товаров», 10070005 «Логистика в торговле», 10070003 «Торговая реклама», 10070002 «Маркетинг в торговле», 10070001«Коммерция»

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Информатизация и Управление
КАФЕДРА   Управление персоналом и социологии

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    4г 00м 5г 00м 3г 06м 2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам        
2 сем. 2 курс 1 курс 1 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам - - - -
- - - -
- практические занятия, по семестрам        
1 сем 2 курс 1 курс 1 курс
В интерактивной форме, час   - - -
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам - - - -
- курсовые работы по семестрам - - - -
- курсовые проекты по семестрам - - - -
- др. виды работы по семестрам - - -  
Зачеты, по семестрам 2 сем 2 курс 1 курс 1 курс
Экзамены, по семестрам - - - -
Всего ЗЕТ по учебному плану    

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 100700 «Торговое дело» профиль 10070004 «Товароведение и экспертиза товаров», 10070005«Логистика в торговле», 10070003«Торговая реклама», 10070002«Маркетинг в торговле», 10070001«Коммерция» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2011 г. протокол №6 _

(Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР Профессор, д.с.н.   Перов Г.О. 01.07.2011
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой   М.Ю.Денисов 01.07.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления   Д.Д.Костоглодов 01.07.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.). (дата)
Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А. 01.07.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.). (дата)

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Целью курса является формирование у студентов знаний теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, дающих возможность объективно разбираться в процессах развития общества как целостной социокультурной реальности, умений анализировать социальное поведение людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентаций, знаний о механизмах стратификационных процессах и социальной мобильности в современном российском обществе, дающих возможность студентам выстраивать траекторию собственной жизни. Основными задачами изучения дисциплины являются: изучение механизмов развития общества как социальной общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; формирование представлений о социальных институтах как о социоструктурных образованиях, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений; изучение основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений; выработка навыков межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности; а также о механизмах возникновения и разрешения социальных конфликтов.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать основные социологические категории и их характеристики; содержание и характеристику основных этапов становления социологии в XIX веке, характеристику основных школ и направлений социологической мысли в XX веке; механизмы, обуславливающие динамику общественного развития (трансформацию социальных институтов); суть и содержание основных социологических теорий среднего уровня (частных социологических теории); этапы и сути процесса социализации личности; специфику двух основных форм социального контроля; виды девиантного поведения основные причины девиантного поведения; подходы к определению понятия и структуры культуры; сущность и типы социального неравенства и стратификации; механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов.
Студент должен уметь
Студент должен иметь представление о определять свой социальный статус, объяснять его динамику; определять свое место в социальной стратификации современного российского общества; ориентироваться в сложной структуре современной культуры, аргументировано объяснять свое отношение к различным ее видам, формам и субкультурам; определять фазы социального конфликта на том или ином уровне, а также находить пути оптимального разрешения конфликта на межличностном и групповом уровнях; составлять опросный лист провести прикладное социологическое исследование в группе, определив его цель, методы и этапы.
Студент должен иметь представление о динамических процессах в обществе, о специфике трансформации социальных институтов в современной России, об особенностях стратифицирования (расслоения) современного российского общества, о динамической структуре современной социологии, о содержании основных теорий среднего уровня в современной социологии, о главенствующей роли культуры в социализации личности, о структуре современной культуры, о причинах возникновения в 20в. и содержании массовой культуры, о природе социальных конфликтов, о противоречивых процессах глобализации, о становлении информационного общества.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций, формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14)

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория, Правоведение, История, Философия История религии, Культурология, Политология

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
24-27     Модуль 1 Объект изучения социологии и его особенности М, ПБ ОК-3
24-25   - Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии. М, ПБ ОК-3
26-27     Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках. Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская). М, ПБ ОК-3
28-31     Модуль 2 Общество как целостная социокультурная система. М,Д, ПБ ОК-7
28-31     Тема 1 Общество как социальная система Лекция. Понятие и содержание общества как целостной системы: общие положения системного подхода, определение понятия системы, понятия общества и социальной системы, социальные связи, социальные взаимодействия и социальные отношения, социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений, специфика особых интересов общности, природа социальных групп, их классификация, виртуальные сетевые сообщества; социальная организация и самоорганизация, социальный контроль, социальная регуляция; социальные институты, их роль в воспроизводстве социальных взаимодействий, структур и отношений (семья, экономика, государство, образование, религия и др.); институционализация как процесс, виды и функции социальных институтов, механизмы институционализации; социально-политическая организация общества и ее функции; информационное общество и электронное правительство; революция и социальная эволюция; модернизация; глобальная система; теория мировой системы; место России в мировом сообществе. М,Д,ПБ ОК-7
32-33   - Модуль 3 Социология культуры М, Д, ПБ ОК-3, ОК-7, ПК-14
32-33   - Тема 1 Социология культуры Лекция. Культура как фактор социализации: понятие социологии культуры; специфика социологического подхода в изучении явлений культуры; основные категории культуры; культура как система норм: определение культуры как социальной системы; динамика соотношений экономической, социальной, культурной сфер жизни общества; основные элементы культуры: понятия, ценности, идеи, символы, знания, верования норм; формы культуры: классическая, народная, массовая; массовая культура в условиях нынешней российской транзиции в период становления рыночных отношений; массовая культура и СМИ (проблемы манипуляции сознанием); массовая культура и ценностные ориентации социомаргиналов: теория антропологической катастрофы в России XX века Л.Гудкова, Б. Дубина, Ю.Вишневского; проблемы толерантности культуры, культурные универсалии; культура социального субъекта как субкультура, механизм коммуникации в культуре, этнокультура; социодинамика культуры: социокультурные суперсистемы, Запад и Восток как две мировые традиции и две основные социокультурные тенденции; противостояние христианской и мусульманской цивилизаций на рубеже XX и XXI веков.   ОК-3, ОК-7, ПК-14
34-35   - Модуль 4 Личность в социологии М, Д, ПБ ОК-3, ПК-14
34-35     Тема 1 Личность в социологии Лекция. Личность как социальная система: понятие «человек», «индивид», «личность»; типология и структура личности в социологии; социологический подход к личности как к социально – типическому в данной культуре, ролевая концепция личности; социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему; содержание процесса социализации, его главные факторы и механизмы, этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация, первичные социолизирующие коллективы и их роль в развитии личности; непрерывность процесса социализации личности: основные агенты социализации взрослого человека, ресоциализация; соотношение и взаимодействие макро - и микросреды в процессе социализации личности; концепция личности З. Фрейда; социальный статус и социальная роль, социально – ролевой конфликт, социальная адаптация, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение, причины девиации по Э.Дюркгейму, социальные нормы и ценности, социальные санкции.   ОК-3, ПК-14
36-39     Модуль 5 «Социальная структура общества и социальная стратификация» М, Д, ПБ ПК-14
36-39     Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности. М, Д, ПБ ПК-14
40-41   - Модуль 6 «Методология и методика социологических исследований» М ОК-7
40-41   - Тема. Методология и методика социологических исследований Лекция. Методика организации и проведения социологического исследования: понятие методологии и методики социологического исследования, программа социологического исследования и ее структура; проектирование выборки, виды выборки, понятие измерения в социологии, методы сбора социологической информации: метод анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализ, эксперимент, методы социального прогнозирования (метод экспертных оценок, моделирования, экстраполирования рядов динамики, нормативный) и др.   ОК-7
      Практические занятия Семинары    
24-27   - Модуль 1 «Объект изучения социологии и его особенности» Д, ПБ, Э ОК-3
24-25   - Семинарское занятие. Предмет и метод социологии: 1. Объект изучения и специфика предмета социологии; 2. Структура социологии, макросоциология и микросоциология, теоретическое и эмпирическое в исследовании социальных явлений; 3.Методы социологии, функции социологии. Д, ПБ, Э ОК-3
26-27     Семинарское занятие. Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX    
28-31     Модуль 2 Общество как целостная социокультурная система Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7
28-31     Семинарское занятие. Общество как целостная социокультурная система: 1.Системный подход к общественной жизни, понятие и структура общества, его основные функции; 2. Социальные подсистемы, понятия «социальные общности», «социальный институт», «социальные организации»; 3. Социальное действие и взаимодействие, понятия «социальные связи», «социальные отношения». Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7
32-33   - Модуль 3 Социология культуры Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7 ПК-14
32-33   - Семинарское занятие. Культура в общественной системе: 1. определение понятия «культура», культура как система норм, структура и функции культуры;2. динамика социокультурных изменений, многообразие культур; 3. механизмы освоения и производства культуры личностью Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7, ПК-14
34-35   - Модуль 4 «Личность в социологии» Д, ПБ, Э ОК-7
34-35   - Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль. Д, ПБ, Э ОК-7
36-39     Модуль 5 Социальная структура и социальная стратификация общества Д, ПБ, Э ПК-14
36-39     Семинарское занятие. Социальная структура и социальная стратификация общества: 1.понятие социальной структуры и социальной стратификации общества; 2. причины и нормы социальной стратификации, ее исторические типы, совокупный социально-экономический статус; 3. социальная мобильность, ее виды и пути (каналы), маргинализация индивидов и социальных групп; 4. социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и современном российском обществе. Д, ПБ, Э ПК-14
40-41   - Модуль 6 «Методология и методика социологических исследований» Д, ПБ, Э ОК-7
    - Семинарское занятие. Социология семьи: 1.семья как социальный институт и малая социально-психологическая группа, ее структура и функции; 2.историческое развитие и типология семьи, жизненный цикл семьи; 3. социальные проблемы семьи и семейной политики. Д, ПБ, Э ОК-7
    - Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э ОК-7
  2.1.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 5г 00мес
Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии. Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7
      Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности. Д, ПБ, Э ОК-7
      Тема 1 Социология культуры Лекция. Культура как фактор социализации: понятие социологии культуры; специфика социологического подхода в изучении явлений культуры; основные категории культуры; культура как система норм: определение культуры как социальной системы; динамика соотношений экономической, социальной, культурной сфер жизни общества; основные элементы культуры: понятия, ценности, идеи, символы, знания, верования норм; формы культуры: классическая, народная, массовая; массовая культура в условиях нынешней российской транзиции в период становления рыночных отношений; массовая культура и СМИ (проблемы манипуляции сознанием); массовая культура и ценностные ориентации социомаргиналов: теория антропологической катастрофы в России XX века Л.Гудкова, Б. Дубина, Ю.Вишневского; проблемы толерантности культуры, культурные универсалии; культура социального субъекта как субкультура, механизм коммуникации в культуре, этнокультура; социодинамика культуры: социокультурные суперсистемы, Запад и Восток как две мировые традиции и две основные социокультурные тенденции; противостояние христианской и мусульманской цивилизаций на рубеже XX и XXI веков. Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7 ПК-14
      Практические занятия Семинары    
      Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль. Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э Д, ПБ, Э ОК-3 ОК-7
2.1.2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 3г.06м.
Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Тема 1.Объект изучения социологии и его особенности Лекция. «Объект и предмет социологии, ее структура»: место социологии в системе общественных наук, взаимодействие теоретического и эмпирического в социологии, основные социологические категории. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности: основные виды и сферы. социологических исследований. Функции социологии. Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках. Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская).   ОК-3, ОК-7 ПК-14 ОК-3, ОК-7 ПК-14
      Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности.   ОК-7 ОК-7
      Практические занятия Семинары   ОК-3 ОК-7
      Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль. Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э Д, ПБ, Э ОК-3 ОК-7
2.1.3. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения 2г.06м.
Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Тема 2 Основные направления развития мировой социологии в XIX – XX веках. Лекция. Социально-политические и исторические условия возникновения социологии, ее теоретические предпосылки. Классический этап развития социологии: социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии в начале XIX века, классический период в развитии мировой социологии (середина XIX – начало XX вв.) учение о социальной статике и социальной динамике О. Конта, развитие идей О. Конта в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, социально-философская теория марксизма. «Понимающая» социология М. Вебера, интегральная социология Питирима Сорокина. Современная западная социология: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), символический интеракционализм, интегративная социологическая теория (Ю. Хабермас), теории социального конфликта (Р. Дарендорф). Развитие социологии в России: первый этап (конец XIXв.-нач. XXв.) М.М. Ковалевский, Н.Я. Данилевский, Н.К, Михайловский, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин; С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов и др.; второй этап: (30-е – 80-е годы XXв.) – запреты и идеологический диктат. Современный этап возрождения российской социологии (Т.И, Заславская, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, И.В. Бестужев-Лада, Ж.Т. Тощенко, Л. Гудков, Б.Дубин, С. Кирдина, О. Крыштановская). Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7 ПК-14
      Тема 1 Социальная структура общества и социальная стратификация. Лекция. Теория социальной стратификации; социальная структура общества как устоявшиеся социальные отношения, основные виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная, теории социальной стратификации: исторические типы стратификации, понятие стратификации, проблемы неравенства и расслоения, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп; совокупный социально-экономический статус; современные модели социального структурирования и их различная социальная эффективность, информационная стратификация; социальная мобильность, ее виды (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная); каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества; основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.; социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по Т.И. Заславской); средний класс и дискуссии о нем; маргинальность, ее виды и причины, процессы в социально-политической социокультурной сферах, обусловленные явлениями маргинальности. Д, ПБ, Э ОК-3, ОК-7 ПК-14
      Практические занятия Семинары    
      Семинарское занятие. Личность как субъект и объект общественных отношений: 1. понятие личности, взаимоотношение личности и общества; 2. структура личности; 3. формирование личности в процессе социализации; 4. социальный статус и социальная роль; 5. девиантное поведение личности и социальный контроль. Семинарское занятие. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения: 1.причины, функции и субъекты социальных конфликтов, их типология; 2. динамика социальных конфликтов; 3. виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения. Д, ПБ, Э Д, ПБ, Э ОК-3 ОК-7

2.2. Самостоятельная работа студента - очное отделение

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
  24-41 24-41   Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Информационное общество и электронное правительство; -Проблемы глобализации; -Место России в современном мире; - Этапы социализации личности -Информационная стратификация; -Социологические проблемы семьи и семейной политики; -Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России, пути их разрешения; -Программа социологического исследования и ее структура. Тематика рефератов: 1. Географическое направление в русской социологии. Л.И. Мечников. 2. Н. Данилевский – родоначальник циклической теории развития культуры. 3. Концепция исторического процесса в русской классической социологии. 4. Социология П. Сорокина. 5. Влияние М. Вебера на развитие русской социологии. 6. Субъективная социология в России. 7. Постиндустриальное общество: сущность и неоднозначность оценок. 8. Место России в геополитическом пространстве: реалии и перспективы. 9. Образовательная политика как фактор социализации личности. 10. Социальные роли женщины в современном обществе. 11. Трансформация современного российского общества. 12. Основные каналы восходящей и нисходящей социальной мобильности в современной России. 13. Социальная мобильность и проблема поколений. 14. Проблемы становления среднего класса в России. 15. Средний класс в современном западном обществе и в России. 16. Место молодежи в современном российском обществе. 17. Портрет современного российского предпринимателя. 18. Гражданское общество в России: механизмы и пути становления. 19. Особенности межэтнических конфликтов: их природа в России. 20. Технология переговорного процесса.
  1. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
  2. Этнические конфликты и их типология: этнические конфликты на Северном Кавказе.
  3. Этнотерриториальные конфликты и их типология.
  4. Осетино-игушский территориальный конфликт как фактор строительства моноэтничной государственности.
  5. Сецессионный конфликт Чечни: поиск оснований собственной государственности.
  6. Этностатусные конфликты и их регулирование в многосоставных обществах.
  7. Противоречия становления согласительной демократии в Дагестане.
  8. Этностатусная асимметрия в Карачаево-Черкесии и методы разрешения этностатусного конфликта.
Усвоение текущего учебного материала Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
ОК-3, ОК-7 ПК-14 ОК-3, ОК-7 ПК-14 ОК-3, ОК-7 ПК-14
2.2.1.Самостоятельная работа студентов- заочная форма обучения 5г00м
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Общество как социальная система. - Социология культуры. - Личность в социологии. - Методология и методика социологических. - Социология семьи. - Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения. Тематика рефератов: 1. Географическое направление в русской социологии. Л.И. Мечников. 2. Н. Данилевский – родоначальник циклической теории развития культуры. 3. Концепция исторического процесса в русской классической социологии. 4. Социология П. Сорокина. 5. Влияние М. Вебера на развитие русской социологии. 6. Субъективная социология в России. 7. Постиндустриальное общество: сущность и неоднозначность оценок. 8. Место России в геополитическом пространстве: реалии и перспективы. 9. Образовательная политика как фактор социализации личности. 10. Социальные роли женщины в современном обществе. 11. Трансформация современного российского общества. 12. Основные каналы восходящей и нисходящей социальной мобильности в современной России. 13. Социальная мобильность и проблема поколений. 14. Проблемы становления среднего класса в России. 15. Средний класс в современном западном обществе и в России. 16. Место молодежи в современном российском обществе. 17. Портрет современного российского предпринимателя. 18. Гражданское общество в России: механизмы и пути становления. 19. Особенности межэтнических конфликтов: их природа в России. 20. Технология переговорного процесса.
  1. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
  2. Этнические конфликты и их типология: этнические конфликты на Северном Кавказе.
  3. Этнотерриториальные конфликты и их типология.
  4. Осетино-игушский территориальный конфликт как фактор строительства моноэтничной государственности.
  5. Сецессионный конфликт Чечни: поиск оснований собственной государственности.
  6. Этностатусные конфликты и их регулирование в многосоставных обществах.
  7. Противоречия становления согласительной демократии в Дагестане.
28. Этностатусная асимметрия в Карачаево-Черкесии и методы разрешения этностатусного конфликта Усвоение текущего учебного материала
ОК-3, ОК-7 ПК-14 ОК-3, ОК-7 ПК-14
  2.2.2.Самостоятельная работа студентов - заочная форма обучения 3г 06м  
    Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Общество как социальная система. - Социология культуры. - Личность в социологии. - Методология и методика социологических. - Социология семьи. - Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения. Тематика рефератов: 29. Географическое направление в русской социологии. Л.И. Мечников. 30. Н. Данилевский – родоначальник циклической теории развития культуры. 31. Концепция исторического процесса в русской классической социологии. 32. Социология П. Сорокина. 33. Влияние М. Вебера на развитие русской социологии. 34. Субъективная социология в России. 35. Постиндустриальное общество: сущность и неоднозначность оценок. 36. Место России в геополитическом пространстве: реалии и перспективы. 37. Образовательная политика как фактор социализации личности. 38. Социальные роли женщины в современном обществе. 39. Трансформация современного российского общества. 40. Основные каналы восходящей и нисходящей социальной мобильности в современной России. 41. Социальная мобильность и проблема поколений. 42. Проблемы становления среднего класса в России. 43. Средний класс в современном западном обществе и в России. 44. Место молодежи в современном российском обществе. 45. Портрет современного российского предпринимателя. 46. Гражданское общество в России: механизмы и пути становления. 47. Особенности межэтнических конфликтов: их природа в России. 48. Технология переговорного процесса.
  1. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
  2. Этнические конфликты и их типология: этнические конфликты на Северном Кавказе.
  3. Этнотерриториальные конфликты и их типология.
  4. Осетино-игушский территориальный конфликт как фактор строительства моноэтничной государственности.
  5. Сецессионный конфликт Чечни: поиск оснований собственной государственности.
  6. Этностатусные конфликты и их регулирование в многосоставных обществах.
  7. Противоречия становления согласительной демократии в Дагестане.
56. Этностатусная асимметрия в Карачаево-Черкесии и методы разрешения этностатусного конфликта Усвоение текущего учебного материала
ОК-3, ОК-7 ПК-14 ОК-3, ОК-7 ПК-14
  2.2.3.Самостоятельная работа студентов - заочная форма обучения 2г06м
    Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Общество как социальная система. - Социология культуры. - Личность в социологии. - Методология и методика социологических. - Социология семьи. - Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения. Тематика рефератов: 57. Географическое направление в русской социологии. Л.И. Мечников. 58. Н. Данилевский – родоначальник циклической теории развития культуры. 59. Концепция исторического процесса в русской классической социологии. 60. Социология П. Сорокина. 61. Влияние М. Вебера на развитие русской социологии. 62. Субъективная социология в России. 63. Постиндустриальное общество: сущность и неоднозначность оценок. 64. Место России в геополитическом пространстве: реалии и перспективы. 65. Образовательная политика как фактор социализации личности. 66. Социальные роли женщины в современном обществе. 67. Трансформация современного российского общества. 68. Основные каналы восходящей и нисходящей социальной мобильности в современной России. 69. Социальная мобильность и проблема поколений. 70. Проблемы становления среднего класса в России. 71. Средний класс в современном западном обществе и в России. 72. Место молодежи в современном российском обществе. 73. Портрет современного российского предпринимателя. 74. Гражданское общество в России: механизмы и пути становления. 75. Особенности межэтнических конфликтов: их природа в России. 76. Технология переговорного процесса.
  1. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
  2. Этнические конфликты и их типология: этнические конфликты на Северном Кавказе.
  3. Этнотерриториальные конфликты и их типология.
  4. Осетино-игушский территориальный конфликт как фактор строительства моноэтничной государственности.
  5. Сецессионный конфликт Чечни: поиск оснований собственной государственности.
  6. Этностатусные конфликты и их регулирование в многосоставных обществах.
  7. Противоречия становления согласительной демократии в Дагестане.
84. Этностатусная асимметрия в Карачаево-Черкесии и методы разрешения этностатусного конфликта Усвоение текущего учебного материала
ОК-3, ОК-7 ПК-14 ОК-3, ОК-7 ПК-14

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения Часы
1. Компьютерные симуляции Использование компьютерных симуляций позволяет внести наглядность в процесс обучения. В частности, компьютерная симуляция динамики страфикационных изменений российского общества в XX веке позволяет раскрыть суть противоречивых процессов социальной мобильности на фоне общих социально-экономических изменений и социальных катаклизмов в стране (революция 1905 года, революции 1917 года, новая экономическая политика в 20-е годы, утверждение административно-командной системы в начале 30-х годов и оформление номеклатуры как нового класса в 50-е – 60-е годы, застой социально-экономического развития в 70-е годы и в начале 80-х, рыночные реформы в 90-е годы).  
2. Разбор конкретных ситуаций Применение общенаучной методологии к анализу конкретных практических ситуаций, связанных с влиянием научных теорий на мировоззрение современного общества и человека. Например, исследование проблем, касающихся социальной мобильности, становление социального статуса человека, формирования новой системы ценностных ориентаций, по сути, особые российские практические проявления подтверждающие теорию социальной аномии Э. Дюркгейма, а также реальной эффективности либо неэффективности «соцальных лифтов», анализируется ситуация в современной России, особенности транзитивного состояния российского общества при переходе от социализма к капитализму, проблемы демократического развития страны, причины восстановления и проявления авторитарных форм власти.  

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература:
1. 1. Волков Ю.Г, Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. –509с. 2. Волков Ю.Г., Гулиев М.А., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Изд. 2-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. –668с. 3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: Учебник/Под ред. Ю.Г. Волокова. –М.: «Гардарики», 2000. –512с. 4. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. Пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. –Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. –280с. 5. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие. –М.:»Гардарики», 2001. – 320с. 6. Зборовский Г.Е. История социологии. Учебник.- М.: Гардарики, 2004.- 608 с. 7. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности: Монография. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009.- 304 с. 8. Зборовский Г.Е. Теоретическая социология XX – начала XXI века: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007.- 364 с. 9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –3-е изд., переаб. и доп. –М.: Аспект-Пресс, 1996. –317с. 10. Ионин Л.Г. Социология культуры. –М., 2000. 11. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие /Под ред. Касьянов В.В. –Ростов н/Д: ИЗД-ВО «МарТ», 2000. –512с. 12. Кравченко А.И. Социология: Учебник.- М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004.-536 с. 13. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего // Социол. Исслед. – 2007.- №3 14. Лавриенко В.Н. Социология: конспект лекций: учебное пособие.- Москва: Проспект, 20011. – 328 с. 15. Лапин Н.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов.-М.: Высш.шк.,2006.-415с. 16. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. –Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. –300с. 17. Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов (Экспресс-справочник для студентов вузов). –Ростов н/Д Феникс -изд. центр «МарТ», 2009. –192с. 18. Социология: краткий тематический словарь /Под ред. Ю.Г. Волкова. –Ростов н/Д: Феникс, 2001. –320с. 19. Социология: Словарь-справочник/под общ. ред. Ю.Г. Волкова. М.- Краснодар: Диапозон-В, 2006ю-352 с. 20. Тощенко Ж.Т. Парадигма, структура и уровни социологического анализа // Социол. Исслед. – 2007. - №9. 21. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. и доп. –М.: издательская корпорация «Логос», 1998. –360с. 22. Волков Ю.Г. Социология: История и современность, 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.  
Дополнительная литература:
1. 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. –М.: издательская группа «Прогресс». –«Политика», 1992. –608с. 2. Бабосов С.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы.- Мн.: «Тетрасистемс», 2004.- 224 с. 3. Бойков В.Э. Социальные аспекты миграции населения // Социол. исслед. – 2007. - №12 4. Бурдье П. Начала. – М., 1994 5. Бурдье П. Социология политики. – М., 1993 6. Вебер М. Ибранное. Образ общества. – М., 1994. 7. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. – М., 2002 8. Гордон Л.А., Клопов Э.А. Потери и обретения в России девяностых: историко – социологические очерки экономического положения народного большинства. –М., 2000. 9. Горшков М.К. Российское общество как новая социальная реальность // Россия реформирующаяся. – М., 2007 10. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса.- Ростов н/Д, 2003. – 608 с. 11. Дмитриев А.В., Мукомель В.И. Этническая иммиграция: конфликтное измерение // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы. – М.,2008 12. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология: Очерки методологии. –СПб:Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. –200с. 13. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Изд. 2-е перераб. – Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005.- 432 с. 14. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 608с. 15. Зборовский Г.Е. Социальное сравнение как повседневное явление и социологическая проблема // Социол. Исслед.- 2005. - №12 16. Заславская Т.И. Посткоммунистические трансформации // Россия, которую мы обретаем. – Новосибирск, 2003. 17. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик //Общественные науки и современность, 2001, №5. –с. 5-24. 18. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социс, 2001, №8. –с.3-11. 19. История социологии в Западной Европе и США. Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. –М.: Изд-во «Норма», 2001 –572. 20. История теоретической социологии: В 4 т. / Отв. Ред. И сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 1995; СПб., 2000. 21. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. –М., 2000 22. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для студентов вузов. –М.: изд. центр «Академия», 1997. –352с. 23. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. –Екатеринбург: Деловая книга. –М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. –386с. 24. Култыгин В.П. Классическая социология. – М., 2000. - №9 25. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX – начала XX веков веков: Тексты. – М., 1996. 26.. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М.: Высшая школа, 1993. 27. Немировский В.Г. Неклассические и постнеклассические подходы в современной российской социологии // Социология. – 2005. - № 2 28. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.-654 с. 29. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000 30. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве. - М.: ООО «Изд. ГНОМ и Д», 2002.-344 с. 31. Рабочая книга социолога. –М.:»Наука», 1983. 32. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. –М.: «Аспект Пресс», 1997. –368с. 33. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. –3-е изд., перераб. и дополн. –М.: Центр, 2000. –244с. 34. Ромашов О.В. Социология труда. Учебное пособие. –М.: «Гардарики», 2001.-320с. 35. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. –М.: издательская группа «Норма-Инфра» -М., 1998. –672с. 36. Социологическая теория: история, современность, перспективы. – СПб., 2008 37. Социологическая энциклопедия в 2-х томах/ руководитель научного проекта Г.Ю. Семичин.-М.: Мысль, 2003 38. Россия: трансформирующееся общество. –М., 2001. 39. Рязанцев И.П., Халиков М.С. Экономическая энциклопедия: Региональный аспект: Учебное пособие. - 2-е изд. – М.: академический проект, 2005.- 384 с. 40. Смирнов С.Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. - М.: Компания спутник +, 2003.- 392 с. 41. Сорокин П. Социальная мобильность. – М.,2005 42. Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. О тенденциях развития социологии в современном мире // Социол. Исслед. – 2007. - № 6 43. Хабермас Ю. Расколотый Запад. –М., 2008 44. Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. –М., 2000. 45. С чего начинается личность/Под общ.ред. Р.И. Косолапова. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1984. – 360 с. 46. Шикун А.И. Социологический практикум: Учебное пособие.- Мн.: Амалрея, 2000.- 208 с. 47. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996 48. Экономическая социология: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.И. Верховина. -М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 736 с. 49. Яницкий О.Н. Будущее России: прогностический потенциал социологии // Россия реформирующаяся. – М., 2007 50. Ядов В.А. Теоретико-концептуальные объяснения «посткоммунистических» трансформаций // Россия реформирующаяся. – М.,2007. 51. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций.- СПб., 2006.  

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
602, 603, 605, 604, 334 Компьютерная техника, ноутбук, экран для мультимедийных занятий, телекарточки для аудиторий с ТВ. Обучающее

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Вопросы контроля по Модулю 1 «Объект изучения социологии и его особенности». (Проведение контрольной работы). 1. Какова структура социологического знания? Как взаимосвязаны уровни современной социологии? 2. В чем специфика предмета современной социологии? 3. Каковы функции социологии? 4. Согласны ли Вы с утверждением, что универсальными определениеми социологии являются ее определения как науки о человеческом поведении, как научное изучения образцов человеческого взаимодействия и поведения? 5. Почему понятия «социальный статус» и «социальная роль» являются основными категориями науки социологии? Какое из них дает статическую, а какое динамическую картину общества? 6. Как взаимосвязаны макросоциология и микросоциология? 7. Что такое социологические теории среднего уровня? 8. Если определить социологию как "отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами", а предмет науки социологии определить как "концептуальную (понятийную) схему социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга", то согласны ли Вы с тем, что первопричинами предмета со

double arrow