Розпад киевской руси, его причины

Смерть Мстислава в 1132 обозначила конец исторической эпохи, в которой Киев сыграл роль основного центра русских земель, и положила начало периоду политической раздробленности, распада Киевской Руси на отдельные княжества и земли. В частности, на землях Украины сформировались княжества Черниговское, Переяславское, Волынское, Галицкое. В первой половине XII в. отделяются Новгородская земля, а чуть позже Суздальская и Ростовская. Сначала их было 12, а затем - сотни.

Углубление социально-экономических и культурных процессов, торговых и других связей обусловило формирование, начиная с XIII в., На основе этих земель и княжеств территорий украинского, русского и белорусского народностей. Так, на территории Киевской, Чернигово-Северской, Переяславской, Волынской, Галицкой, Подольской земель, а также Буковины и Закарпатья образуется Украинская народность. Этническим сердечником украинского этноса стала Киевская земля. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл и Киев. Неудивительно, что именно за Надднепрянщиной ранее, чем за другими землями Южной Руси, закрепилось название Украина (1187 p.). С XVII в. этим названием стали обозначать все земли, заселенные украинским народом.

Земли Северо-Восточной Руси (Суздальская и Ростовская) стали тем территориальным основанием, на которой сложилась и развивалась русская народность. На территории Полоцкой земли Псковщины и Смоленщины формируется белорусская этническая общность.

Однако Киевская Русь в середине XII в. вовсе не распалась, как это считала значительная часть историков прошлого. Раздробленность, охватившего в настоящее время Русь, получила название феодальной, поскольку была обусловлена эволюцией феодализма. Феодальная раздробленность - закономерный этап в развитии средневекового общества. ее пережили также империи Европы, в том числе и государство Карла Великого.

К раздробленности Киевской Руси привели дальнейшая феодализация древнерусского общества, социально-экономическое развитие отдельных регионов. Обогатившись за счет землевладений, боярство стало значительной политической силой, заинтересованной прежде всего в процветании и приумножении своих богатств и совершенно равнодушной к государству. Местные князья, опираясь на боярство, что их окружало, начали заботиться об обогащении своих княжеств счет соседей.

В результате Киевская Русь постепенно превратилась в целое со многими центрами, связанными традициями и династическими узами. Изменилась только форма государственного устройства: на смену относительно единой централизованной монархии пришла монархия федеративная. С середины XII в. ею совместно правит группа самых влиятельных и сильных князей, решая вопросы внутренней и внешней политики на съездах - снемах. При этом сохранялись все элементы общерусского государственности: единство территории, делилась внутренними границами, народность, культура. Есть хранились объединительные тенденции государственно-политической жизни, которые питала также совместная борьба с внешними врагами, единое законодательство и система церковной организации.

Итак, несмотря феодальная раздробленность была закономерным, к тому же прогрессивным шагом в историческом развитии Руси.

Хотя отдельные княжества были в значительной степени самостоятельными, они часто враждовали между собой. Особенно привлекал их Киев. Тот, кто завоевывал его мог претендовать на главенство в династии Рюриковичей. Орест Субтельный по этому поводу приводит следующие данные: в 1146-1246 pp. 24 князья 47 раз правили в Киеве. Причем, 35 княжений длились каждое меньше года. А владимиро-суздальский князь, предшественник московских князей, Андрей Боголюбский по-своему обошелся с Киевом. Опасаясь потерять власть над завоеванным городом, а также стараясь не допустить, чтобы Киев затмил его собственные владения, он в 1169 напал на город и так по-дикарском ограбил его, сжег, разрушил, что до такого не удался даже хан Батый с огромным татаро-монгольской ордой. Ко всему этому Андрей Боголюбский еще прихватил с собой из Вышгорода икону Божьей Матери, которая стала называться Владимирской и остался главной церковной святыней Москвы.

Конечно, непоправимый ущерб Руси нанесла татаро-монгольское нашествие (1237-1241 pp.). Окончательное разрушение Киева монголо-татарами в 1240 ознаменовало собой трагический конец киевского периода истории Украины.

И русичи сумели выстоять и возродить жизнь. После распада Киевской Руси эстафета государственности перешла к Галицко-Волынского княжества, которое продолжило традиции Киевской Руси и стало ее завершающим этапом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: