РАСЧЕТ КРЕПОСТИ НАПИТКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
В настоящее время в меню всех баров и ресторанов имеются алкогольные коктейли. В их составе присутствует, как правило, несколько напитков, при смешивании которых часто возникает вопрос: какова крепость полученного коктейля? В статье рассмотрены правила расчета крепости напитков на предприятиях общественного питания.
В барах, ресторанах, кафе большой популярностью пользуются коктейли из спиртных напитков, рецептуру и технологию приготовления которых разрабатывают технологи предприятия. В состав коктейлей могут входить самые различные напитки, смешивание которых приводит к изменению характеристик и крепости получаемых коктейлей. Естественно, встает вопрос о крепости приготовленных коктейлей. Пошаговая методика расчета крепости представлена на рисунке 1.
Пошаговая методика расчета крепости коктейлей
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐
│1 шаг. Определяется содержание спирта в каждом компоненте:│
│ содержание алкоголя x норма закладки │
└─────────────────────────┬──────┬─────────────────────────┘
│ │
─┘ └─
\ /
\ /
\ /
\ /
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 2 шаг. Рассчитывается общее содержание спирта: │
│ складываются все составляющие │
└─────────────────────────┬──────┬─────────────────────────┘
│ │
─┘ └─
\ /
\ /
\ /
\ /
\/
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 3 шаг. Производится расчет крепости с учетом нормы выхода│
│ коктейля <*> │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
--------------------------------
<*> Если в коктейль добавляется лед, то к общему выходу добавляется количество льда.
Рассмотрим расчет крепости по некоторым коктейлям на примере.
Пример 1. Исходные данные к определению крепости коктейлей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные к определению крепости коктейлей
| Наименование коктейля | Компоненты | Крепость, % | Количество, г |
| "Пина колада" | Белый ром | ||
| Кокосовый ликер "Малибу" | |||
| Ананасовый сок | - | ||
| Колотый лед | - | ||
| Выход | |||
| "B 52" | Ликер Калуа | ||
| Ликер Bailey's Irish Creme | |||
| Ликер Куантро | |||
| Выход | |||
| "Искушение" | Перно (Анисовый аперитив) | ||
| Виски Бурбон | |||
| Джин | |||
| Лед | - | ||
| Выход | |||
| "Космополитен" | Водка Финляндия (клюква) | ||
| Ликер Куантро | |||
| Сок половины лимона | - | ||
| Лед | - | ||
| Выход |
Расчет крепости коктейлей представлен в таблице 2.
Таблица 2
Расчет крепости коктейлей
┌──────────────┬───────────────────┬───────────────────┬──────────────────┐
│ Наименование │ Шаг 1. Содержание │ Шаг 2. Общее │ Шаг 3. Крепость │
│ коктейля │ спирта в каждом │ содержание │по норме выхода, %│
│ │ компоненте, г │ спирта, г │ │
├──────────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│"Пина колада" │Белый ром │ 36 + 8,4 = 44,4 │ 44,4 x 100 │
│ │60 x 60 / 100 = 36 │ │ ---------- = 19,3│
│ ├───────────────────┤ │ 230 │
│ │Кокосовый ликер │ │ │
│ │"Малибу" │ │ │
│ │40 x 21 / 100 = 8,4│ │ │
├──────────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│"B 52" │Ликер Калуа │ 4 + 3,4 + 8 = 15,4│15,4 x 100 │
│ │20 x 20 / 100 = 4 │ │---------- = 25,67│
│ ├───────────────────┤ │ 60 │
│ │Ликер Bailey's │ │ │
│ │Irish Creme │ │ │
│ │20 x 17 / 100 = 3,4│ │ │
│ ├───────────────────┤ │ │
│ │Ликер Куантро │ │ │
│ │20 x 40 / 100 = 8 │ │ │
├──────────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│"Искушение" │Перно │ 8 + 8 + 8 = 24 │ 24 x 100 │
│ │20 x 40 / 100 = 8 │ │ -------- = 26,67 │
│ ├───────────────────┤ │ 90 │
│ │Виски Бурбон │ │ │
│ │20 x 40 / 100 = 8 │ │ │
│ ├───────────────────┤ │ │
│ │Джин │ │ │
│ │20 x 40 / 100 = 8 │ │ │
├──────────────┼───────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│"Космополитен"│Водка Финляндия │ 12 + 8 = 20 │ 20 x 100 │
│ │(клюква) │ │ -------- = 16,67 │
│ │30 x 40 / 100 = 12 │ │ 120 │
│ ├───────────────────┤ │ │
│ │Ликер Куантро │ │ │
│ │20 x 40 / 100 = 8 │ │ │
└──────────────┴───────────────────┴───────────────────┴──────────────────┘
Итак, представленный расчет поможет работникам предприятий общественного питания правильно и точно рассчитать крепость приготавливаемых напитков, что позволит им избежать разногласий с различными проверяющими структурами.
К.А.Карпова
Подписано в печать
23.07.2010
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12
РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗЪЯСНЯЕТ ПОЛОЖЕНИЯ
ИЗМЕНЕННОГО "АЛКОГОЛЬНОГО" ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в Информационном сообщении разъясняет вопросы применения норм Федерального закона N 171-ФЗ <1> с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ <2>. Ознакомимся с основными положениями этого Сообщения, которые будут интересны предприятиям общественного питания.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
<2> Подробнее читайте в статье "Изменения в алкогольном законодательстве" N 8, 2011, с. 32.
О выдаче лицензии на розничную продажу
алкогольной продукции
Согласно новой редакции ст. ст. 5, 6 Федерального закона N 171-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2011, к полномочиям органов государственной власти РФ в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции относится установление порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а выдача этих лицензий - к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Лицензии выдаются в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ (п. 8 ст. 18 данного Закона). В связи с этим Росалкогольрегулирование разъясняет, что нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, действуют в части, не противоречащей соответствующим положениям Федерального закона N 171-ФЗ. Отмечается также, что поскольку в силу новой редакции абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции (в том числе полный запрет на ее розничную продажу), все положения нормативных актов субъектов РФ, устанавливающие дополнительные особые требования ко времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции, после 22.07.2011 сохраняют свое действие.
Соответствие особым требованиям розничной продажи
алкогольной продукции
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22.07.2011, действуют до окончания срока их действия (ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ). Однако, как отмечает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, если место нахождения обособленного подразделения в связи с изменениями, внесенными в ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, перестает соответствовать особым требованиям к розничной продажи алкогольной продукции, организация обязана прекратить в нем осуществление лицензируемого вида деятельности. При этом у нее в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о ее переоформлении (ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Если это не будет сделано, лицензирующий орган своим решением приостановит действие лицензии (ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
Таким образом, лицензия, выданная до 22.07.2011, действует до окончания установленного в ней срока в отношении обособленных подразделений лицензиата только при условии соответствия их места нахождения особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, в противном случае она должна быть переоформлена.
Отмечается также, что согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ Правительство РФ устанавливает только порядок определения границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции, однако непосредственное определение этих границ осуществляется решениями органов местного самоуправления. Также организация должна будет прекратить розничную продажу алкоголя в обособленном подразделении, находящемся на территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации.
Договор аренды, заключенный на один год и более
Согласно пп. 3 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в частности, документы, подтверждающие наличие у него стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ с 01.07.2012 вступают в силу требования, установленные абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения (площадью не менее 50 кв. м - для городских поселений и не менее 25 кв. м - для сельских поселений), а также ККТ.
Как отмечает Росалкогольрегулирование, норма пп. 3 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ относится к порядку выдачи лицензии, а норма абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 данного Закона устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. При этом в ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что лицензии, выданные до дня вступления его в силу, действуют до окончания срока их действия, а требования абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после 21.07.2011. Следовательно, с 22.07.2011 организации для получения лицензии обязаны представлять в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у них стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Организации, получившие лицензии до 22.07.2011, обязаны обеспечить соблюдение требований абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ с 01.07.2012.
Также в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах не распространяется на осуществляемую организациями розничную продажу алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции при оказании ими услуг общепита. Исходя из этого разъясняется, что для получения лицензии на розничную продажу алкоголя, осуществляемую организацией при оказании услуг общепита в нестационарных торговых объектах, представление документа, подтверждающего наличие у нее стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, не требуется.
Государственная регистрация договора аренды
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка напоминает, что согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. При этом несоблюдение требования о государственной регистрации договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность.
По мнению данной службы, информация, содержащаяся в таком договоре, является недостоверной и напоминает о том, что выявление в представленных документах недостоверных данных является основанием для отказа в выдаче лицензии, а также для ее аннулирования (п. 9 ст. 19, п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
Заключение о соответствии помещений
экологическим требованиям
Перечень документов, представляемых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, содержит заключение уполномоченных органов о соответствии торговых и складских помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям (пп. 4 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Представляется оно либо самим заявителем, либо по межведомственному запросу уполномоченным органом. При этом в силу пп. 4 п. 9 данной статьи основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие помещений требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое подтверждено заключением уполномоченного органа.
Росалкогольрегулирование разъясняет, что, поскольку п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ не содержит в себе указание на заключение уполномоченного органа о соответствии помещений экологическим требованиям, норма пп. 4 п. 9 данной статьи, являющейся общей для всех видов деятельности, в части соответствия помещений экологическим требованиям при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не применяется.
Снятие остатков алкогольной продукции
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не позднее 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии снимает остатки готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирует оборудование и коммуникации в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка указывает на то, что в данном случае исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено.
Хранение и реализация алкоголя при прекращении
или аннулировании лицензии
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкоголя) организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции иной организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставку, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с п. 1 ст. 25 данного Закона.
Росалкогольрегулирование отмечает, что хотя данная норма не распространятся на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, согласно ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ оборот продукции (в том числе розничная продажа) без соответствующей лицензии влечет ее конфискацию в рамках производства по делу о соответствующем административном правонарушении.
Декларирование и лицензирование
Согласно новой редакции ст. ст. 5, 6 Федерального закона N 171-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2011, порядок декларирования розничной продажи алкоголя устанавливается органами государственной власти РФ, а принятие соответствующий деклараций - органами государственной власти субъектов РФ. В разъяснении отмечается, что положения Федерального закона N 218-ФЗ, предусматривающие установление единого порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции, вступают в силу с 01.01.2012. До указанной даты сохраняют свою силу правовые акты субъектов РФ, принятые до 22.07.2011, касающиеся введения декларирования розничной продажи алкоголя и порядка представления деклараций.
Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 19 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Отмечается также, что до определения Правительством РФ указанного органа и издания этим органом соответствующего нормативного правового акта сохраняют свое действие положения нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающие форму лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Также Росалкогольрегулирование напоминает, что переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в случае включения в нее нового обособленного подразделения осуществляется путем подачи заявления и документов, подтверждающих наличие в подразделении стационарных торговых объектов, складских помещений и заключения уполномоченного органа о соответствии помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям (пп. 3, 4 п. 3.2, п. 12 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). После чего лицензирующий орган проводит в указанном подразделении внеплановую выездную проверку в порядке, предусмотренном ст. 23.2 данного Закона.
Возврат алкоголя поставщику
Отношения между поставщиком алкогольной продукции и розничным продавцом регулируются нормами гражданского законодательства и Федерального закона N 171-ФЗ. По мнению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар.
Н.В.Лебедева
Редактор журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
12.12.2011
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8
ИЗМЕНЕНИЯ В АЛКОГОЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Прежде чем уйти на летние каникулы, депутаты внесли большое количество изменений в нормативные акты, в частности в алкогольное законодательство. Данные нововведения актуальны для тех предприятий общественного питания, которые занимаются розничной продажей алкогольной продукции, но особенно для производителей и продавцов пива и напитков, изготовленных на его основе, поскольку эти товары включены в состав алкогольной продукции <1>. Ознакомимся с внесенными поправками.
--------------------------------
<1> Подробнее о порядке определения налоговой базы и исчислении суммы акциза читайте в статье О.В. Давыдовой "Ресторан, кафе в роли плательщиков акциза", N 6, 2011, с. 17.
Федеральный закон N 218-ФЗ <2>
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Федеральным законом N 218-ФЗ, вступившим в силу со дня его официального опубликования (22.07.2011), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу, внесены многочисленные изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ <3>. В частности, поскольку пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции и их оборот будет регулироваться данным Законом, в его наименование введены слова "и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Исходя из этого был признан утратившим силу Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (п. 1 ст. 1, пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона N 218-ФЗ).
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Соответствующие поправки внесены и в ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ: теперь он устанавливает не только правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ, но и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в РФ (пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Также действие "алкогольного" Закона распространяется теперь на:
- отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива;
- физических лиц, состоящих с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы);
- отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции (пп. "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из перечня видов деятельности, на которые ранее не распространялось действие "алкогольного" Закона (новая редакция п. 3 ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ), исключена деятельность по производству и обороту:
- пива;
- натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта <4>.
--------------------------------
<4> Вступает в силу с 01.07.2012 (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ).
Новые понятия в "алкогольном" Законе
Уточнены и дополнены понятия, используемые в ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ. В частности, с 01.07.2012 пивное, виноградное и иное фруктовое сусло будут относиться к спиртосодержащей пищевой продукции (пп. "в" п. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Начиная с этого же времени вступает в силу и новое определение вина, будет исключено понятие "натуральное вино", но при этом появятся новые: "ликерное вино", "фруктовое вино" и "винный напиток" (пп. "ж" - "и" п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ).
И еще, с 01.07.2012 алкогольная продукция будет подразделяться на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (пп. "г" п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). При этом к алкогольной продукции будет относиться пищевая продукция, произведенная с использованием или без использования этилового спирта, добытого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции (сейчас - более 1,5% объема готовой продукции), за исключением пищевой продукции, входящей в перечень, установленный Правительством РФ (предположительно, в него могут попасть квас и кефир).
Также с 01.07.2012 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ будет дополнена новыми определениями пива, напитков, изготавливаемых на основе пива (пивные напитки), и сусла (пп. "л" п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). Итак:
- пивом является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок (п. 13.1 новой редакции ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ). Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода;
- пивным напитком является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7% объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40% объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта <5> (п. 13.2 новой редакции ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ);
- суслом признается спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5% от ее объема, получаемая в зависимости от вида алкогольной продукции из ягод винограда (виноградное сусло), иных фруктов (фруктовое сусло), воды, пивоваренного солода, хмеля и (или) хмелепродуктов (пивное сусло), воды и меда (медовое сусло) (п. 13.3 новой редакции ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ). В сусле для производства пива и пивных напитков допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) полученными в результате переработки зерна продуктами (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода.
--------------------------------
<5> Напомним, что в законопроекте N 484412-5 (принятом в первом чтении) определение пивного напитка содержало возможность добавления в него этилового спирта (подробнее об этом читайте в статье О.В. Давыдовой "Ресторан, кафе в роли плательщиков акциза").
При этом п. 7 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что с 01.07.2012 до 01.01.2013 в сусле для производства пива и пивных напитков совокупная масса зерна и (или) продуктов его переработки (зернопродуктов) не может превышать 50% массы заменяемого пивоваренного солода. Кроме того, до 01.01.2013 требования новой редакции п. п. 13.1, 13.3 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ в части ограничений частичной замены пивоваренного солода зерном и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами) не применяются в отношении пива, импортируемого в РФ (п. 8 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ).
Полномочия органов власти
Уточнены полномочия органов государственной власти РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные ст. ст. 5, 6 Федерального закона N 171-ФЗ (п. п. 5, 6 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). В частности, определение порядка представления деклараций (в том числе деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) относится теперь к компетенции органов государственной власти РФ (новая редакция абз. 12 ст. 5 Федерального закона N 171-ФЗ). Ранее такой порядок устанавливали органы государственной власти субъектов РФ, сейчас же за ними сохранились только обязательства по приему деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществлению государственного контроля за их представлением (новая редакция абз. 5 ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ).
В новой редакции п. 1 ст. 7 Федерального закона N 171-ФЗ также установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, но не за ее качеством (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Сделано это с целью устранения дублирования контрольных функций за качеством алкогольной продукции, поскольку такими полномочиями наделены и федеральные органы исполнительной власти (ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Основное технологическое оборудование
для производства пива и пивных напитков
С 01.01.2012 вступает в силу положение абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ, регламентирующее, что основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (пп. "б" п. 8 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). При этом в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от N 218-ФЗ положения данного абзаца и соответствующего ему абз. 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.01.2013 в отношении пива и пивных напитков не применяются.
Также в абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ содержится требование об оснащении оборудования средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Согласно пп. 7 п. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ на учет объема производства, закупки, хранения и поставок пива и пивных напитков данное требование не распространяется (пп. "в" п. 8 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сопроводительные документы
Уточнен установленный ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 10 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортной продукции), именуется теперь как справка к таможенной декларации. В отношении продукции, являющейся товаром Таможенного союза <6>, оформляется не справка к таможенной декларации, а справка к товарно-транспортной накладной. На оборот пива и пивных напитков положения ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ (в новой редакции) до 01.01.2012 не распространяются (п. 4 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ).
--------------------------------
<6> В связи с принятием Федеральных законов от 02.06.2010 N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза", от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Особые требования к производству
и обороту алкогольной продукции
Согласно новой редакции п. 1 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями. При этом в силу новой редакции п. 1 ст. 16 данного Закона розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 15 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Как видим, заниматься производством пива и пивных напитков предприниматели не вправе.
Также в соответствии с п. 2.3 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (пп. "д" п. 11 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Перечень информации, которой должна сопровождаться алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ), дополнен сведениями:
- о содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7% объема готовой продукции в 100 мл данной продукции и в объеме потребительской тары;
- о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.
Маркировка алкогольной продукции
Пиво и пивные напитки не будут относиться к перечню алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке (новая редакция п. 2 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2012 <7>). При этом слабоалкогольная продукция должна быть промаркирована. Напомним, что сейчас обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%.
--------------------------------
<7> В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ.
Учет и декларирование
С 01.01.2012 организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, обязаны вести учет и декларирование объема их розничной продажи (новая редакция п. 1 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ, пп. "б" п. 14 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ признан утратившим силу п. 5 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которому субъекты РФ вправе были вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях и устанавливать порядок представления и форму деклараций (пп. "е" п. 14 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). С 01.01.2012 порядок учета производства и оборота алкогольной продукции, порядок представления деклараций и форму декларации будет устанавливать Правительство РФ (пп. "д" п. 14 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, с 01.01.2012 будут представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи.
Для снижения нелегального производства и оборота алкогольной продукции планируется унифицировать форму декларации о розничной продаже алкогольной продукции с декларацией о ее производстве и обороте.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции
Напомним, что они установлены ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ и Федеральный закон N 218-ФЗ с 22.07.2011 (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.07.2012) их ужесточил (п. 15 ст. 1). Как было сказано выше, согласно новой редакции п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ за индивидуальными предпринимателями оставлено право на розничную продажу пива и пивных напитков (любую алкогольную продукцию, как и прежде, вправе продавать только организации).
Новая редакция п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ регламентирует также, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
а) в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
б) в организациях культуры, за исключением расположенных в них пунктов общественного питания;
в) во всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
г) на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
д) на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
е) в нестационарных торговых объектах;
ж) несовершеннолетним. В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия он вправе потребовать у него документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить его возраст (Перечень соответствующих документов утвержден Приказом Минпромторга России от 15.04.2011 N 524);
з) без сопроводительных документов (ст. 10.2), без информации, установленной п. 3 ст. 11, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки (ст. 12).
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в п. п. "г" и "е", не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, пива и пивных напитков при оказании услуг общепита, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
К прилегающим территориям, указанным в п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ (новая редакция п. 4 ст. 16). Ранее прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ (старая редакция п. 3 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Также в силу отредактированного п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23.00 до 08.00 по местному времени (за исключением предприятий общепита и магазинов беспошлинной торговли). Кроме того, субъектам РФ предоставлено право на установление дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции вплоть до полного запрета. В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ данное положение, а также запрет на розничную продажу алкоголя в нестационарных торговых объектах до 01.01.2013 не распространяется на пиво и пивные напитки с содержанием этилового спирта 5 и менее % объема готовой продукции.
Согласно новому п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации и предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также ККТ, если иное не установлено федеральным законом. При этом на предприятия общепита это требование не распространяется. Также с 01.07.2012 вступят в силу два других положения данного пункта, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (на срок один год и более) стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, а также ККТ (абз. 21, 22 п. 15 ст. 1, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ). Для сельских поселений площадь установлена в размере не менее 25 кв. м, а также должна использоваться ККТ, если иное не определено федеральным законом. Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям утвердит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Напомним, что в п. 5 прежней редакции ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ требование о наличии стационарных торговых и складских площадей не менее 50 кв. м, а также охранной сигнализации, сейфов и ККТ было установлено для организаций, занимающихся в городах розничной продажей алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (старая редакция п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Лицензирование
Производство и оборот пива и пивных напитков отнесены к видам деятельности, не подлежащим лицензированию (новая редакция п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ, вступающая в силу 01.01.2012 <8>). Лицензии на все виды деятельности выдаются в порядке, установленном Федеральным законом N 171-ФЗ (кроме производства, хранения, поставок спиртосодержащей непищевой продукции и перевозки этилового спирта, порядок выдачи лицензии на которые определяется Правительством РФ) (новая редакция п. 8 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
--------------------------------
<8> В соответствии с пп. "а" п. 16 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ, а лицензии для остальных видов деятельности - уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (новая редакция п. п. 9, 10 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ). Напомним, что ранее субъекты РФ устанавливали и сам порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (прежняя редакция п. 10 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ). Целью таких изменений является установление единого порядка лицензирования во всех субъектах РФ розничной продажи алкогольной продукции.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ, действуют до окончания срока их действия (п. 11 ст. 5 данного Закона).
Порядок выдачи лицензий
В ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ, регламентирующую этот порядок, изменения внесены не только Федеральным законом N 218-ФЗ (п. 17 ст. 1), но и Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ <9> (ст. 13).
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 01.07.2011 (в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг или находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и других органов, ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ не применяется до 01.07.2012).
В частности, уточнен и дополнен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган. Так, например, в заявлении о выдаче лицензии нужно теперь указывать и адрес электронной почты юридического лица (организации), по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи (пп. "а" п. 17 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Некоторые документы заявителем могут не представляться (например, копия документа о государственной регистрации юридического лица, заключения органов о соответствии производственных и складских помещений требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям). В таком случае по межведомственному запросу лицензирующего органа необходимые сведения представляют в электронной форме уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (новая редакция пп. 2, 3, 6 - 8, новые пп. 2.1 п. 1, п. 1.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, приведен в новом п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ. В него входят:
- заявление;
- копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
- копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица;
- копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
- копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;
- документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) <10>;
- документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
- заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям.
--------------------------------
<10> Предприятия общественного питания не представляют.
Требовать от заявителя документы, не предусмотренные данным перечнем, недопустимо (новый п. 3.3 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Уточнены и дополнены основания для отказа в выдаче лицензии (новый п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ), в частности, если в представленных документах будет выявлена неполная информация (ранее - только недостоверная и искаженная информация). Для лицензии на розничную продажу алкогольной продукции несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя требованиям пожарной безопасности не является основанием для отказа в ее выдаче (при этом такое исключение не распространяется на несоответствие помещений и объектов экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям).
Переоформление, продление лицензии
В силу новой редакции п. 12 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ переоформлять лицензию требуется и в случае окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности (пп. "м" п. 17 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Вести деятельность по ранее выданной лицензии лицензиат или его правопреемник может не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств по переоформлению лицензии (новая редакция п. 14 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Ранее трехмесячное ограничение на использование прежней лицензии в данном пункте отсутствовало.
Заявление о продлении срока действия лицензии будет рассматриваться лицензирующим органом не 15 дней (как было), а 30 дней - со дня его поступления (новая редакция п. 17 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Также установлено, что заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия. Сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов представляет не сам лицензиат, а налоговый орган по межведомственному запросу лицензирующего органа.
Форма лицензии
В новой редакции п. 19 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ уточнен перечень сведений, которые будут указываться в лицензии, в частности адрес электронной почты организации. Также отмечается, что места нахождения ее обособленных подразделений будут указываться независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми они наделяются. Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приостановление, возобновление действия лицензии
Из п. 1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ исключено неопределенное выражение, что в случаях, установленных данным пунктом, действие лицензии "может быть приостановлено". Теперь оно звучит так: "действие лицензии приостанавливается" (пп. "а" п. 18 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Неуплата в установленный срок государственной пошлины за предоставление лицензии исключена из перечня случаев, при которых приостанавливается действие лицензии (поскольку копия документа об ее оплате предоставляется вместе с заявлением на получение (продление) лицензии).
Выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, дополнило перечень случаев, при которых приостанавливается действие лицензии. По общему правилу лицензия приостанавливается на срок, не превышающий 6 месяцев. Однако если лицензия приостановлена в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для ее аннулирования, ее действие приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании. Также увеличены сроки (с 10 до 14 дней) на принятие лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии либо отказе в ее возобновлении (после получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление ее действия).
Аннулирование лицензии
В силу новой редакции п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия может быть аннулирована судом на основании заявления лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (ранее был поименован только лицензирующий орган). Уточнен и дополнен перечень оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке, который приведен в данном пункте.
По решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти основанием для аннулирования лицензии является:
- поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ;
- нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных п. 2, абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Правительство РФ должно разработать порядок для аннулирования лицензии по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. В течение 14 дней со дня вступления в законную силу принятого судом или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии лицензирующий орган снимет остатки алкогольной продукции с целью недопущения ее реализации.
Государственный контроль (надзор)
Более подробно расписан порядок его проведения (новая редакция ст. 23, новые ст. ст. 23.1, 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя (п. 1 ст. 23):
- лицензионный контроль;
- государственный надзор за соблюдением обязательных требований, установленных международными договорами РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Должностные лица, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора), имеют право (п. 2 ст. 23 Федерального закона N 171-ФЗ):
- запрашивать у организации, предпринимателя в письменной форме (в виде мотивированного запроса) и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать объекты и проводить обследования используемых помещений, зданий, сооружений, технических устройств, оборудования, коммуникаций, сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- выдавать проверяемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению их нарушения;
- направлять в уполномоченные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением обязательных требований.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. К отношениям, связанным с ним и проведением проверок организаций и предпринимателей, применяются положения Федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ст. 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ).
Лицензионный контроль осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ (п. 1 ст. 23.2 настоящего Закона). Без согласования с органами прокуратуры проводятся документарные и внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии (а также при ее продлении и переоформлении). Основанием для этого является предоставление от соискателя лицензии или лицензиата соответствующего заявления (п. п. 2 - 7 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ). Проверяются сведения, указанные в заявлении и документах, на соответствие их лицензионным требованиям, а также на соответствие лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов.
В плановом порядке лицензиата проверяют в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом (п. п. 8, 9 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ). Основанием для включения в этот план является истечение:
- одного года со дня принятия решения о выдаче или переоформлении лицензии;
- трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
Основанием для внеплановой выездной проверки лицензиата является (п. 10 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ):
1) истечение срока исполнения ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений






