Задача. В результате эмпирического анализа получена следующая зависимость прибыли фирмы от объема выпуска (выработки) и расходов на рекламную деятельность:
,
где x – выработка фирмы, y – расходы на рекламу в денежном выражении.
Определить оптимальные объем выпуска x *, уровень расходов на рекламу y * и соответствующую максимальную прибыль Пmax(x *, y *) при условии, что B 0=600, B 1=4, B 2=1, B 3=2, B 4=116, B 5=5.
Решение. Найдем частные производные прибыли и приравняем их нулю:
, .
Последнюю систему можно представить в матричном виде:
.
1) Решение задачи методом вычисления определителей по правилу Крамера:
,
,
.
.
Таким образом, точка (x =12, y =14) является стационарной. Исследуем функцию на экстремум. Составим матрицу Гессе:
.
, . Минор 1-го порядка < 0, а минор 2-го порядка > 0, тогда матрица Гессе в стационарной точке отрицательно определена, следовательно, в стационарной точке максимум.
Другой способ определения достаточных условий существования экстремума функции. Пусть А = , В = , С = . Составим детерминант Δ= А · С - В 2.
|
|
Тогда: 1) если Δ>0, то функция имеет экстремум в стационарной точке, а именно, максимум, если А <0 (или С <0), и минимум, если А >0 (или С >0); 2) если Δ<0, то экстремума в стационарной точке нет; 3) если Δ=0, то вопрос о наличии экстремума остается открытым (требуется дальнейшее исследование).
В задаче А =-2 < 0, В =2, С =-10, Δ= А · С - В 2=16 > 0, следовательно, в точке (x =12, y =14) функция П имеет максимум.
Прибыль Пmax(x *, y *) = Пmax(12, 14) = 1388.
Решите задачу методом Крамера в программе Excel, используя функцию МОПРЕД.
2) Решение задачи методом обращения матрицы:
Начальная матрица . Вычислим определитель матрицы A: . Определитель матрицы А отличен от нуля, следовательно, матрица А – невырожденная и для нее существует единственная обратная матрица А -1.
Находим матрицу А т, транспонированную к А: .
Вычислим присоединенную матрицу A *, состоящую из алгебраических дополнений элементов матрицы А т: А 11 = 10, А 12 = 2, А 21 = -2, А 22 = -2.
. .
Находим вектор-столбец неизвестных: .
3) Вычисление обратной матрицы с использованием элементарных преобразований:
Обратную матрицу А -1 можно вычислить на основании элементарных преобразований (преобразований Жордана-Гаусса) над строками матрицы:
- перемена местами двух строк;
- умножение строки матрицы на любое число, отличное от нуля;
- прибавление к одной строке матрицы другой строки, умноженной на любое число.
Для вычисления обратной матрицы для матрицы А необходимо составить расширенную матрицу В = (А | Е),затем с помощью элементарных преобразований преобразовать матрицу А к виду единичной матрицы Е, тогда на месте Е получим матрицу А -1.
|
|
Составим расширенную матрицу В:
.
Отсюда следует .
Решите задачу методом обращения матрицы с использованием в Excel следующих встроенных функций:
МОБР – возвращает обратную матрицу после нажатия клавиши F2, выделения массива результирующей матрицы, а затем использования комбинации клавиш Ctrl+Shift+Enter.
МУМНОЖ – возвращает произведение двух матриц (для данной задачи – это произведение обратной матрицы на вектор-столбец свободных элементов) после нажатия клавиши F2, выделения массива результирующей матрицы (в данной задаче – вектор-столбец неизвестных), а затем использования комбинации клавиш Ctrl+Shift+Enter.
4) Решение задачи с помощью оптимизатора Excel:
Подготовьте на рабочем листе Excel начальные данные задачи, а также формулу для вычисления целевой функции и ограничений задачи, как на рисунке.
Установите надстройку «Поиск решения»: кнопка Office → Параметры Excel → Надстройки → Управление Надстройки Excel → Перейти…→ флажок Поиск решения.
Вызовите режим «Поиск решения»: Данные → Поиск решения. Введите в диалоговое окно адреса целевой функции и переменных.
Нажмите кнопку «Параметры» и установите значения параметров.
При нажатии кнопки «Выполнить» должны получиться результаты, как на рисунке.
Сохраните найденное решение или отмените его, если оно ошибочно.
5) Для определения Прибыли в зависимости от Объема выпуска и Расходов на рекламу постройте двухмерную таблицу чувствительности.
Краткая справка. Двухмерная таблица чувствительности используется для выявления одновременного влияния двух переменных на определенный показатель. В этом случае двухмерная таблица чувствительности должна показать влияние двух факторов (Объема выпуска и Расходов на рекламу) на функцию Прибыли. Для ее построения выполните следующие действия:
Подготовьте на новом листе «Чувствительность» исходные данные в виде, как на рисунке.
Введите формулу связи в ячейку для целевой функции J2.
В столбец таблицы D введите интересующие значения Расходы на рекламу (например, от 2 до 24). В клетки 6-й строки введите интересующие значения Объема выпуска (например, от 2 до 20). В ячейку D6 введите ссылку на ячейку J2, где находится формула связи (или можно непосредственно в ячейку D6 ввести эту формулу).
Для расчета таблицы чувствительности выделите интервал ячеек, в который необходимо включить столбец и строку исходных данных. В данном случае следует указать интервал D6:N18.
Выберите команду Данные / Работа с данными / Анализ «что-если» / Таблица данных и укажите местонахождение ячейки ввода столбца (Объема выпуска – H2) и ячейки ввода строки (Расходы на рекламу – H3). После нажатия ОК будет построена таблица чувствительности, которая показывает зависимость Прибыли от Объема выпуска и Расходов на рекламу: П(q, А).
Найдите в таблице максимальное значение 1388 и выделите его.
При построении двухмерной таблицы используется формула =ТАБЛИЦА(Н2;Н3). Первый аргумент представляет собой ссылку на ячейку (Н2), в которую подставляются значения из первой строки выделенной области (значения Объема выпуска). Вторым аргументом является ячейка (Н2), в которую подставляются значения из левого столбца выделенной области (значения Расходов на рекламу).