Эмпирического психолого-педагогического исследования

Пояснительная записка

В рамках контрольной работы по дисциплине «Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях» мы предлагаем самостоятельную работу по планированию и проведению эмпи­рического психолого-педагогического исследования. Под последним условимся понимать – нормативную процедуру получения научного знания о тех или иных особенностях психической реальности, в основу которого положен опыт.

Контрольная работа призвана помочь студентам взглянуть на мир с пози­ций исследователя, познакомить с технологией его научного познания, включающей формулирование исследовательского вопроса (проблемы), по­становку эмпирической гипотезы, определение исследовательского дизайна для ее проверки, грамотное планирование и проведение исследования, обра­ботку и представление полученных результатов.

Выбор подобного характера контрольной работы обусловлен необходимо­стью повышения психологической культуры будущего педагога через при­общение к процедуре эмпирического получения знаний о психической ре­альности; активизации его интереса к собственному внутреннему миру и миру другого человека.

Предлагаемое учебно-методическое издание содержит поэтапные ме­тодические указания по процедуре планирования и проведения студентом эмпирического психологического исследования, требования к его описанию и оформлению в тексте контрольной работы.


Структура контрольной работы
и технология ее выполнения

Структура и логика

эмпирического психолого-педагогического исследования

Великий французский философ, математик, физик и физиолог Р. Декарт (1596-1650) предлагал разделять любую сложную “…проблему на много частей, так, чтобы каждая была реально выполнимой…”. Подобной проблемой можно назвать контрольную работу по дисциплине “Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях”, предполагающую самостоятельное планирование и проведение студен­том эмпирического научного исследования.

Научное исследование – “…процесс выработки новых знаний, харак­теризующихся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический (греч. empeiría – опыт) и теоретический. На первом в ходе опыта устанавли­ваются новые факты и на основе их обобщения формулируются эмпириче­ские закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются об­щие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяс­нить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также пред­сказать и предвидеть будущие события и факты”[1].

Знакомство с процедурой научного исследования в рамках дисцип­лины “Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях” преследует цель не только получения знаний о психической реальности, механизмах и закономерностях ее функционирова­ния и развития, сколько формирование исследовательской, рефлексивной позиции по отношению к ней. Знакомство не только с основами психологи­ческой науки, но и с законами ее развития; не только с “готовым” психоло­гическим зна­нием, но и с операциональной спецификой его получения.

Структура любого научного исследования нормативна и включает в себя ряд обязательных этапов. Исследование начинается с постановки про­блемы (исследовательского вопроса):что неизвестно? Далее осуществляется теоретический поиск, включающий анализ доступной информации по изу­чаемой проблеме. Следующий этап – формулировка гипотез, предпосылками которых выступают результаты литературного по­иска.Для их проверки строится план научного исследования. Проведение ис­следования по намечен­ному плану дает эмпирические данные, математическая обработка кото­рых, позволяет оценить достоверность исходной гипотезы.

В современной психологии выделяют три базовых исследовательских плана (дизайна) проведения эмпирического научного исследования[2]:

· введение какого-либо элемента в контролируемые условия, напри­мер, в лабораторные, и измерение эффекта его влияния на мысли или дейст­вия уча­стников (экспериментальный дизайн);

· наблюдение поведения людей в естественных условиях и фиксирова­ние эмпирических показателей психологических характеристик (исследование с применением метода наблюдения);

· выбор группы, обладающей определенными свойствами, напри­мер, группу подростков с асоциальным поведением, и измерение психологи­че­ских ха­рактеристик этой группы, сравнение их с аналогичными харак­тери­стиками контрольной группы – группы подростков с просоциальным пове­дением (дизайн сравнения групп).

Именно последний план исследования, предлагается реализовать в рам­ках данной контрольной работы. Выполнение сравнительного эмпирического исследования требует от студента реализации ряда последовательных эта­пов, согласующихся с приведенной выше нормативной процедурой научного поиска:

Выбор и формулирование темы

Литературный обзор

Планирование эмпирического исследования

Проведение эмпирического исследования

Обработка эмпирических данных и описание результатов

Написание текста работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: