Пояснительная записка
В рамках контрольной работы по дисциплине «Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях» мы предлагаем самостоятельную работу по планированию и проведению эмпирического психолого-педагогического исследования. Под последним условимся понимать – нормативную процедуру получения научного знания о тех или иных особенностях психической реальности, в основу которого положен опыт.
Контрольная работа призвана помочь студентам взглянуть на мир с позиций исследователя, познакомить с технологией его научного познания, включающей формулирование исследовательского вопроса (проблемы), постановку эмпирической гипотезы, определение исследовательского дизайна для ее проверки, грамотное планирование и проведение исследования, обработку и представление полученных результатов.
Выбор подобного характера контрольной работы обусловлен необходимостью повышения психологической культуры будущего педагога через приобщение к процедуре эмпирического получения знаний о психической реальности; активизации его интереса к собственному внутреннему миру и миру другого человека.
|
|
Предлагаемое учебно-методическое издание содержит поэтапные методические указания по процедуре планирования и проведения студентом эмпирического психологического исследования, требования к его описанию и оформлению в тексте контрольной работы.
Структура контрольной работы
и технология ее выполнения
Структура и логика
эмпирического психолого-педагогического исследования
Великий французский философ, математик, физик и физиолог Р. Декарт (1596-1650) предлагал разделять любую сложную “…проблему на много частей, так, чтобы каждая была реально выполнимой…”. Подобной проблемой можно назвать контрольную работу по дисциплине “Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях”, предполагающую самостоятельное планирование и проведение студентом эмпирического научного исследования.
Научное исследование – “…процесс выработки новых знаний, характеризующихся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический (греч. empeiría – опыт) и теоретический. На первом в ходе опыта устанавливаются новые факты и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты”[1].
|
|
Знакомство с процедурой научного исследования в рамках дисциплины “Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях” преследует цель не только получения знаний о психической реальности, механизмах и закономерностях ее функционирования и развития, сколько формирование исследовательской, рефлексивной позиции по отношению к ней. Знакомство не только с основами психологической науки, но и с законами ее развития; не только с “готовым” психологическим знанием, но и с операциональной спецификой его получения.
Структура любого научного исследования нормативна и включает в себя ряд обязательных этапов. Исследование начинается с постановки проблемы (исследовательского вопроса):что неизвестно? Далее осуществляется теоретический поиск, включающий анализ доступной информации по изучаемой проблеме. Следующий этап – формулировка гипотез, предпосылками которых выступают результаты литературного поиска.Для их проверки строится план научного исследования. Проведение исследования по намеченному плану дает эмпирические данные, математическая обработка которых, позволяет оценить достоверность исходной гипотезы.
В современной психологии выделяют три базовых исследовательских плана (дизайна) проведения эмпирического научного исследования[2]:
· введение какого-либо элемента в контролируемые условия, например, в лабораторные, и измерение эффекта его влияния на мысли или действия участников (экспериментальный дизайн);
· наблюдение поведения людей в естественных условиях и фиксирование эмпирических показателей психологических характеристик (исследование с применением метода наблюдения);
· выбор группы, обладающей определенными свойствами, например, группу подростков с асоциальным поведением, и измерение психологических характеристик этой группы, сравнение их с аналогичными характеристиками контрольной группы – группы подростков с просоциальным поведением (дизайн сравнения групп).
Именно последний план исследования, предлагается реализовать в рамках данной контрольной работы. Выполнение сравнительного эмпирического исследования требует от студента реализации ряда последовательных этапов, согласующихся с приведенной выше нормативной процедурой научного поиска:
Выбор и формулирование темы
Литературный обзор
Планирование эмпирического исследования
Проведение эмпирического исследования
Обработка эмпирических данных и описание результатов
Написание текста работы