Постановка исследовательского вопроса

После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, складывается более или менее ясное представ­ление о вы­бранной теме исследования и существующих в психологической науке иссле­дователь­ских вопросах, проблемах, связанных с ее изучением.

Основаниями или предпосылками для формулирования исследователь­ского вопроса выступают: 1) недостаточность знаний, научных представле­ний, фактов и 2) их противоречивость в работах разных авторов. Оба этих ос­нования могут быть обнаружены только в ходе проведенного литературного обзора и оформляются, как правило, в форме его выводов. В них дают крат­кую характеристику степени изученности интересующей темы. Отмечают, насколько она исследована в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Особо выделяют неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имею­щихся эмпирических данных.

Отсюда следует, что в завершении теоретического раздела контрольной ра­боты необходимо ввести третий параграф § 1.3. “Постановка исследователь­ского вопроса”. Написание текста этого параграфа начинается с приведения выводов, сформулированных в результате оформления первого и второго параграфов теоретического раздела работы. Далее необходимо четко сфор­мулировать исследовательский вопрос, который будет подлежать эмпириче­скому изучению.

Например. К настоящему времени в исследованиях агрессивности накопились оп­ределенные проблемы. В частности, обычно агрессию связывают с антисоциальным, пра­вонарушающим поведением: кражами, насилием и т.п. (Самонов, 1991; Шмыков, 1994; Кузнецова, 2000; Huesmann, Eron, Lefkowitz, & Walder, 1984; Stattin & Magnusson, 1989). Однако агрессия относится не только к антисоциальному поведению, а агрессивность может быть присуща как «антисоциальной», так и «просоциальной» и даже самоактуали­зирующейся индивидуальности (Кон, 1987, 1989; Личко, 1977, 1991; Семенюк, 1998; Parens, 1997).

Исходя из вышеперечисленных выводов, в настоящем исследовании был постав­лен следующий исследовательский вопрос: Отличаются ли учащиеся, имеющие дисци­плинарные нарушения, по уровню агрессивности от учащихся с отсутствием таковых?

После постановки исследовательского вопроса следующим этапом ра­боты является планирование исследования, в ходе которого предполагается найти ответ на поставленный вопрос.

Описание этапов планирования, проведения исследования и обработки его результатов приводится в виде отдельных параграфов в разделе 2 “Эмпи­рический раздел работы” текста контрольного проекта. Для ориентировки в струк­туре оглавления контрольной работы можно обратиться к Приложению 5.

Планирование эмпирического исследования

На этапе планирования эмпирического исследования должны быть оп­ределены и представлены в тексте контрольной работы в виде отдельных подпа­раграфов в § 2.1. “Планирование эмпирического исследования” следующие характеристики исследования: 1) предмет исследования; 2) методы; 3) участники; 4) цель исследования; 5) исследовательская гипотеза; 6) исследо­вательский дизайн; 7) статистический анализ данных.

Описание и пример формулировок предмета исследования, инструмен­тария и участников приведены в главе “Выбор и формулирование темы ис­следования” настоящих методических указаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: