После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, складывается более или менее ясное представление о выбранной теме исследования и существующих в психологической науке исследовательских вопросах, проблемах, связанных с ее изучением.
Основаниями или предпосылками для формулирования исследовательского вопроса выступают: 1) недостаточность знаний, научных представлений, фактов и 2) их противоречивость в работах разных авторов. Оба этих основания могут быть обнаружены только в ходе проведенного литературного обзора и оформляются, как правило, в форме его выводов. В них дают краткую характеристику степени изученности интересующей темы. Отмечают, насколько она исследована в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Особо выделяют неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.
Отсюда следует, что в завершении теоретического раздела контрольной работы необходимо ввести третий параграф § 1.3. “Постановка исследовательского вопроса”. Написание текста этого параграфа начинается с приведения выводов, сформулированных в результате оформления первого и второго параграфов теоретического раздела работы. Далее необходимо четко сформулировать исследовательский вопрос, который будет подлежать эмпирическому изучению.
|
|
Например. К настоящему времени в исследованиях агрессивности накопились определенные проблемы. В частности, обычно агрессию связывают с антисоциальным, правонарушающим поведением: кражами, насилием и т.п. (Самонов, 1991; Шмыков, 1994; Кузнецова, 2000; Huesmann, Eron, Lefkowitz, & Walder, 1984; Stattin & Magnusson, 1989). Однако агрессия относится не только к антисоциальному поведению, а агрессивность может быть присуща как «антисоциальной», так и «просоциальной» и даже самоактуализирующейся индивидуальности (Кон, 1987, 1989; Личко, 1977, 1991; Семенюк, 1998; Parens, 1997).
Исходя из вышеперечисленных выводов, в настоящем исследовании был поставлен следующий исследовательский вопрос: Отличаются ли учащиеся, имеющие дисциплинарные нарушения, по уровню агрессивности от учащихся с отсутствием таковых?
После постановки исследовательского вопроса следующим этапом работы является планирование исследования, в ходе которого предполагается найти ответ на поставленный вопрос.
Описание этапов планирования, проведения исследования и обработки его результатов приводится в виде отдельных параграфов в разделе 2 “Эмпирический раздел работы” текста контрольного проекта. Для ориентировки в структуре оглавления контрольной работы можно обратиться к Приложению 5.
|
|
Планирование эмпирического исследования
На этапе планирования эмпирического исследования должны быть определены и представлены в тексте контрольной работы в виде отдельных подпараграфов в § 2.1. “Планирование эмпирического исследования” следующие характеристики исследования: 1) предмет исследования; 2) методы; 3) участники; 4) цель исследования; 5) исследовательская гипотеза; 6) исследовательский дизайн; 7) статистический анализ данных.
Описание и пример формулировок предмета исследования, инструментария и участников приведены в главе “Выбор и формулирование темы исследования” настоящих методических указаний.