Исследовательский (программный) вопрос и анкетный вопрос

Формулирование вопросов «анкеты» - это не самый первый шаг в исследовании, которое обычно начинается с определения задач, целей и исследуемых (целевых) вопросов. Этот первый этап многих исследований очень короток, и его решающее значение как особой фазы не всегда осознается в полной мере. Своеобразное нетерпение концентрирует внимание всех участников исследования на составлении анкеты, как будто лишь в этом заключается решение поставленной проблемы. Непонимание значимости подготовительного этапа, а также недооценка трудностей при составлении анкеты проявляется в том, что иногда не считают нужным определить проблемы исследования, обосновать необходимость репрезентативного исследования, а вместо этого предпочитают «выдумывать» анкету.

Юристы, которые работают в области рекламы, различают «доказательный» и «контрольный» вопросы. В доказательном вопросе выражена задача исследования, контрольный содержит текст вопроса в том виде, как он предлагается опрашиваемым.

Например, доказательным вопросом является: воспринимают ли домашние хозяйки название «Цёпфли» (определенный вид макаронных изделий) как название фирмы-изготовителя или как родовое понятие. В первом случае «Цёпфли» - это имя изделия, присвоенное ему фирмой, чтобы отличить свои изделия от изделий других фирм и ясно подчеркнуть это. В противоположность этому родовые понятия („шпэцле», «спагетти» и вообще «макаронные изделия», «пищевые продукты») служат названиями типов продуктов или свойств продуктов без указания на фирму-изготовителя.

При опросе домашние хозяйки не получают такого рода пояснений и тем более им не предлагают «доказательный» вопрос: «Считаете ли Вы название «Цёпфли» обозначением фирмы-изготовителя или родовым понятием?» Вместо этого «доказательный» вопрос переводится в следующие вопросы (вопросы анкеты):

1. (Интервьюер протягивает опрашиваемому карточку с маркой «Цёпфли»):

«Здесь написано «Цёпфли» - речь идет о продукте. Вы уже слышали о нем что-нибудь или читали, может быть?» Предлагаемые ответы «да; нет, еще не слышала».

2. Если ответ - «да», то:

«Знаете ли Вы, о каком продукте идет речь?»

Предлагаемые ответы: «да, а именно... (место для дословной записи ответа); не

могу сказать».

3. В случае положительного ответа на второй вопрос:

«Как Вы думаете, изготавливается ли «Цёпфли» определенной фирмой или разными фирмами?»

Предлагаемые ответы: «определенной фирмой»; «различными фирмами»; «не знаю».

4. Если ответ «определенной фирмой», то:

«Как называется эта фирма?» (место для дословной записи ответа).

Последний четвертый анкетный вопрос по существу не требуется, но он служит для уточнения и потому, как правило, применяется в таких исследованиях.

Учебник методики и техники анкетирования должен в основном научить преобразовывать, «переводить» «доказательные» вопросы в «контрольные». Эти переводы являются основой метода опросов. Большинство задач, которые решаются методом опроса, нельзя выразить непосредственно в форме вопросов к респондентам без соответствующего преобразования. Это утверждение можно было бы счесть банальным, если бы злоупотребления и неудачи опросов в большинстве случаев не объяснялись наивным отождествлением исследовательского (целевого) вопроса и контрольного (прямого), незнанием того, что большинство задач исследования, какими бы простыми они ни казались политическому деятелю, торговцу, публицисту или юристу, требует перевода с языка исследователя на язык опрашиваемого, причем перевода с учетом обширного методического опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: