double arrow

Глава 2. Эмпирический анализ исследования ....

Назначение и содержание второй главы может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом.

В том случае, если вся работа является теоретико-аналитической, то вторая глава, как и первая, продолжает раскрытие проблемы на теоретическом уровне. В таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов — экономических, социологических, исторических и т.д., а также — когда это нужно — математического аппарата.

Если работа имеет практический, эмпирико-исследовательский характер, то содержание второй главы представляет собой практическую или «экспериментальную» часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного прикладного исследования, его стадии и этапы, подводятся общие итоги. Анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

В этом случае представляется целесообразным выделение во второй главе трех параграфов.

Первый параграф посвящается анализу организации эмпирических исследований автора и полученных в ходе них результатов. Результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления, и должны быть снабжены пояснениями, но без подробного их обсуждения. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Далее дается всесторонний и объективный анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов, выявляются определенные зависимости и связи в изу­чаемых явлениях, проверяющих гипотезы исследования. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных. В процессе анализа необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. На этом этапе привлекаются теоретические и практические данные, полученные другими авторами, анализируется соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дается объяснение полученным данным. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

Второй параграф направлен на выявление факторов, способствующих или препятствующих возникновению изучаемого явления, процесса или проблемы или же на выявление связей между психологическими феноменами.

Третий параграф посвящается анализу практики психологической помощи в рамках темы исследования, а также разработке практических рекомендаций по оптимизации этой деятельности. Практические рекомендации можно оформить в виде социально-психологического тренинга, предлагаемого к применению в реальной практике.

Важнейшей частью квалификационной работы считается эмпирическое исследова­ние (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (на­правленная на создание или адаптацию какой-либо програм­мы диагностики, консультирования, коррекционной, развиваю­щей работы, профилактики, психологического просвеще­ния). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Квалификационная работа предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической работы. Этот объем определяется количеством испытуемых, которые были обследованы; количеством исполь­зованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обработки и анализа полученных данных. Все это должны учитывать студент и научный руководитель при планирова­нии исследования, а также его оценке. Студент несет ответственность за планирование иссле­дования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпи­рических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

1. Определение предмета и объекта исследования, поста­новка его цели и задач.

2. Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез.

3. Проведение исследования, направленного на сбор эм­пирического материала.

4. Качественная и количественная обработка данных.

5. Обсуждение и интерпретация данных.

6. Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Этапы определения объекта и предмета исследования, постановки цели и задач описаны в главе 2 настоящих методических рекомендаций.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа ко­торого гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой пред­положительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов науч­ной психологии. Необхо­димо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может одно­значно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Дока­зательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

На этапе планирования эмпирического исследования важно определить набор методов и методик исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует учитывать, что для изучения какого-либо психического явления и углубления его понимания необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, доставляемых методами анализа продуктов, аппаратурной регистрации и т.д.

Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Методика – это рабочий инструмент исследователя. Чем он менее понятен, тем труднее его использовать. Чем менее методика апробирована, тем меньше шансов получить результаты, которые можно будет проинтерпретировать, и затем сделать ясные выводы. Очень важна степень разработанности методики. В руководстве должны быть представлены достаточно развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения. Поэтому следует отдавать предпочтение тем методикам, которые описаны в авторских руководствах или источниках, составленными психологами, имеющими личный опыт работы с методикой.

(В Приложении 6 помещен аннотированный указатель источников, содержащих необходимые сведения о многих психологических методах и методиках. Данный список во многом облегчит поиск надежных сведений при написании квалификационных работ).

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Дополнять друг друга должны данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Желательно, чтобы результаты отдельного испытуемого можно было сопоставить с групповым портретом. Тогда углубленный анализ какого-либо наиболее типичного испытуемого или того испытуемого, о котором собрано больше информации, может дополнить необходимой глубиной анализ групповых показателей, а групповые характеристики помогут полнее понять индивидуальность отдельного испытуемого.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим.

В процессе эмпирического исследования собираются объек­тивные и субъективные данные. Объективные показатели об­ладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказа­тельности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов, важно уже на ранних стадиях исследования точно определить перемен­ные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Дол­жны быть предусмотрены возможность управления независи­мой переменной и способы регистрации зависимой перемен­ной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться, и основанием для каких выводов будут служить. Измерение изучаемых явлений — неотъемлемая черта научного подхода. Независи­мо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению, или закономерности в опре­деленной шкале: номинативной (шкала наименований), поряд­ковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отноше­ний.

Необходимо внимательно подходить к составлению вы­борки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень об­разования, состояние здоровья, индивидуально-психологичес­кие особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных усло­вий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического ис­следования долж­на обеспечивать доказательность положений, которые защи­щаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч чело­век. Количество испытуемых в отдельной группе (эксперимен­тальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов мате­матической обработки, рекомендуется, чтобы численность срав­ниваемых групп была не менее 30—35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 значимы при а = 0,05» .

Если для обработки данных используется факторный ана­лиз, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количест­во испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число ре­гистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увели­чение количества испытуемых по крайней мере на 5—10 %, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследо­вания (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали от­клоняющиеся результаты)».

Сбор эмпирического материала представляет собой ответ­ственную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от ис­следователя ряда особых умений. Ими должен овладеть сту­дент. Необходимо предусмотреть, чтобы объект исследования был доступен для практического контакта с ним вусловиях, необходимых для изучения: могут ли быть созданы соответствующие условия для обсле­дования, сможете ли вы найти с ними доверительный психо­логический контакт. Доступность объекта должна учиты­ваться уже на стадии выбора темы.

Важно правильно спланировать время, место и обстоятель­ства экспериментальной работы, скорректировать их в зави­симости от реальных условий.

Студент-исследователь должен уметь установить такой доверительный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором может быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что его ответы и действия бу­дут использоваться только в научных целях, уважение к исследователю будут этому значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессио­нальной этики психолога.

Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей тех­никой сбора эмпирических данных, детальное знание мето­дики, которая используется.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных — очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо зара­нее продумать, какие эмпирические показатели будут регис­трироваться, с помощью каких методов будут обрабатывать­ся, и какие выводы при разных результатах обработки мож­но будет сделать.

При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении социально-психологи­ческих показателей и других переменных — например, воз­раст, состав семьи, уровень образования. В качестве перемен­ных могут выступать любые показатели, которые можно срав­нивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные осо­бенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие. Порой для студентов пред­ставляет трудность выделение переменных в работах по прак­тической социальной психологии и психологии личности, где возможности использования тради­ционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) огра­ничены. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, — все это может рас­сматриваться в качестве переменных. Главное — иметь чет­кие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, кото­рый получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное рас­пределение с большей вероятностью (но не обязательно) по­лучается при выборках более 100 испытуемых (может полу­читься и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических крите­риев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выбор­ки испытуемых, используемых обычно в квалификационной работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые придают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормаль­ное распределение данных. В некоторых случаях статисти­чески обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5—10 испытуемых.

Большинство психологических исследований сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

· Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих дан­ных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в социально-психологических и психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна—Уитни, критерий хи-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.

· Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи социально-психологических показателей у одних и тех же испы­туемых. Для обработки соответствующих данных могут ис­пользоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффи­циентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

· Структура данных (и соответственно структура изучае­мой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

· Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контро­лируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математичес­кой обработки данных в таких задачах может использовать­ся U-критерий Манна - Уитни, критерий Краскела - Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий х2 Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния не­скольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматривать­ся как причины, а другие как следствия. Переменные перво­го рода считаются факторами, а переменные второго рода — результативными признаками. В этом отличие дисперсион­ного анализа от корреляционного, в котором предполагает­ся, что изменения одного признака просто связаны с опреде­ленными изменениями другого.

· Во многих исследованиях выявляется значимость изме­нений (сдвига) каких-либо социально-психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток вре­мени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционно-развивающего воздействия). Формирующие эксперименты в практической социальной психологии и психологии личности решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, необходимо проверить, существуют ли критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае ваши подсчеты могут оказаться напрасными по причине отсутствия в таблице критических значений при объеме выборки, которая у вас была.

После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера. Для компьютерной обработки данных работки используют программы SPSS, Statistica, Stadia.

Методы математической обработки данных важно использовать и для анализа результатов опытной практической социальной работы. Для обоснования ее эффективности полезно использовать конкретные психологические и поведенческие показатели испытуемых «до» и «после». Выбору их важно уделять особое внимание. Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность выводам работы».

Важно не только провести исследование, но и правильно описать его. Разделу, содержащему описание эмпирического исследования или разработки в области практической социальной пси­хологии и психологии личности, целесообразно дать название, отражающее суть содержания излагаемого материала.

Рекомендуется следующая структура этого раздела:

1. Цель и задачи эмпирического исследования, характеристика выборки.

2. Методы и методики.

3. Результаты.

4. Обсуждение результатов.

Прежде всего, должны быть четко обоснованы и сформулированы цели и задачи эмпирического исследования или практической разработки, подробно охарактеризована выборка испытуемых, описаны методы и методики, используемые студентом в своей работе, обоснована целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач.

В последующих разделах последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный анализ, обсуждение и интерпретация, делаются выводы. Если цель квалификационной работы — создание практической методики, то важно дать детальное описание ее процедуры, задач на каждом этапе (психодиагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы и т.д.), особенностей ее использования в опыте студента. При этом необходимо провести самоанализ проведенной работы и ее результатов.

При описании результатов эмпирической работы целесообразно сначала дать общую их оценку, далее перейти кболее детальному описанию полученных данных. Лучше перечислять их упорядоченно, подразделяя на виды. Например, объективные и субъективные, исходные и вычисленные и т.д.

Результаты эмпирического исследования должны быть представлены, прежде всего, в числовых значениях измеряемых величин:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);

4) значения критериев, использованных при сравнении ре­зультатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи перемен­ных и т.д., в общем, все показатели, которые доказывают выводы работы.

В тексте работы не нужно приводить формулы для подсчета типичных статистических критериев и описывать процедуру их вычисления. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы. При описании результатов необ­ходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициен­ты корреляции или другие математико-статистические крите­рии, применявшиеся при обработке данных. Далее в скоб­ках обязательно указывается уровень статистической значи­мости полученных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в одной из следующих форм:

1) различия достоверны на 5 %-м (1 %-м) уровне значи­мости;

2) (р< 0,05) или (р<0,01);

3) (а<0,05) или (а<0,01).

Традиционно в психологических исследованиях принято учитывать только эти два уровня статистической значимости. Поэтому в таблицах критических значений обычно эти два уровня и приводят­ся. Хотя в ряде исследовательских задач может быть полез­но использование других уровней значимости.

При изложении результатов проведенного исследования целесообразно придерживаться ранее установленной после­довательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, пе­реходя к аспектам более частным.

Описывать эмпирическое исследование следует упорядо­ченно, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Писать нужно по возможности просто и кратко. Важной особеннос­тью этих разделов должна быть доказательность. Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает представление результатов, их анализ и фор­мулировку выводов. При описании разработки психодиагностической методики не­обходимо привести основные психометрические показатели, полученные на каждом этапе. При описании методики кон­сультирования, коррекционной, развивающей работы, а так­же методик профилактики и психологического про­свещения важно ориентироваться на требования к представ­лению формирующего эксперимента. Следует привести конкретные показатели, характеризующие изменения в по­ведении, типе реакций, личности, психических функциях, в деятельности, состоянии испытуемых (или клиентов) на про­тяжении консультационной, психотерапевтической, психокоррекционной или развивающей работы. Сравнение психологических показателей до и после проведенной практической работы позволяет убедительно доказать значимость этих изменений. Большую доказательность результатам придает сопоставление в исследовании экспериментальной и конт­рольной групп, эмпирическое сравнение эффективности раз­работанной и уже существующих методик.

Характерный стиль изложения результатов эмпиричес­кого исследования подчиняется следующей логике:

- Рассмотрим результаты, полученные с помощью методи­ки...

- Они представлены в таблице 3.

- Как видно из таблицы 3, испытуемые ... отличаются (характеризуются) ...

- Таким образом, можно сделать вывод, что...

Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения придает большую убедительность представляемым данным. Важно помнить, что главная особенность, как научного ис­следования, так и научно обоснованной разработки в облас­ти практической социальной психологии и психологии личности заключается в доказательнос­ти и достоверности получаемых новых знаний. А доказа­тельность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. Поэтому их пред­ставлению в работе нужно уделять особое внимание.

Полезно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения. При этом важно помнить об этической стороне в работе психолога. Данные конкретного испытуемого приводятся ано­нимно. Типичной формой называния испытуемого является употребление его имени и инициалов (например, «испытуе­мый Женя К. обнаружил...»).

Типичная логика изложения результатов в области психологии служебной деятельности предполагает ясное и дос­таточно детальное описание всего процесса психологической помощи, консультирования, диагностики, коррекционной, развивающей работы. Важно охарактеризовать новизну или спе­цифику проведенной работы в отличие от традиционной ис­пользуемой методики, описать особенности поведения клиента в начале, в процессе и в конце исследования, обращая внимание на те изменения, которые проявлялись в его деятельности. Как и в описании эмпирического научного исследования, здесь ценится опора на факты, что придает убедительность и доказа­тельность утверждениям об эффективности проведенной прак­тической психологической работы. Для доказательства происшедших изменений, используя в том числе, и количественные показатели, важно сравнить конкретные показатели, особенно­сти поведения клиента в начале и в конце опыта. Последова­тельность изложения типа «рассмотрим..., как видим..., таким образом» остается в силе и при описании результатов практи­ческой социально-психологической работы.

В этой части работы обычно приводится большое количе­ство фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем.

Для представления эмпирических данных полезно исполь­зовать такие графические формы, как диаграммы, гистограм­мы, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после тек­ста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Для отображения корреляционных связей между парамет­рами можно использовать схему, которая называется корреля­ционной плеядой. Параметры изображаются кружками, внут­ри них проставляются номера признаков или сокращенно запи­сывается название признака (параметра). Если записываются номера, то они должны быть расшифрованы в подписях к рисун­ку. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреля­ционных связей. Например, положительные связи (положитель­ной направленности) могут быть изображены сплошными ли­ниями, отрицательные — прерывистыми, связи, достоверные на уровне 5 %, — одной линией, а достоверные на уровне 1 % — двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком. Признаки лучше распреде­лять группами, объединяющими их по какому-либо критерию. В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наи­более важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции.

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методичес­кой ошибкой. Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статисти­ческую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.

При ссылках на таблицы следует писать: «в соответ­ствии с данными в таблице 5», или «как видно из таблицы 5», или «результаты, приведенные в таблице 5, показывают, что ...», или приводится ссылка в скобках (таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «как видно на ри­сунке 3, ...», «Как представлено на рис. 6, ...», «из рисунка 3 видно, что ...» или дается ссылка в скобках (рис. 3) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6) или (см. рис. 6 на с. 24).

При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, ис­пользованная в нашей работе, приводится в приложении 2».

Важной частью описания эмпирического исследования или разработки в области практической социальной психологии должны стать обсуждение и интерпретация полученных результатов. Поэто­му после приведения в тексте количественных и качествен­ных данных, необходимо их сопоставить, аналитически опи­сать, обобщить, дать им психологическое объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов, ло­гики научного анализа, а также собственного понимания психологических механизмов изучаемых явлений.

Что касается интерпретации результатов, то она всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. По­этому стиль ее изложения часто включает такие выражения как: «это может объясняться тем, что...», «по нашему мне­нию,...», «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как ...».

После завершения интерпретации следуют выводы. Чет­ко и ясно сформулированные выводы должны быть важной частью текста квалификационной работы при за­вершении описания любого фрагмента исследования. При изложе­нии результатов эмпирического исследования или разработ­ки в области практической социальной психологии и психологии личности этому должно при­даваться особое значение.

Таким образом, в главе, посвященной описанию эмпирического исследования, должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные.

В этой части квалификационной работы должны быть представлены следующие сведения.

1. Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, социально-демографические характеристики.

2. Описание условий и процедуры исследования.

3. Сводные таблицы начальных данных. Полные копии протоколов не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.п.

4. Список всех признаков, которые были включены в математико-статистическую обработку: номер признака и название параметра, который за ним стоит.

5. Первичные статистики. Можно привести только основные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных.

6. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

Эти разделы завершаются интерпретацией полученных результатов и описанием из возможного применения.

Каждая глава завершается выводами, которые носят обоб­щающий характер по конкретным вопросам, рассмотренным в соответствующей части работы.

Заключение

Заключение представляет собой краткое последовательное, логически стройное изложение полученных и описанных в основной части результатов. В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, полученные результаты соотносятся с общей целью и конкретными задачами исследования и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. При этом важно указать, в чем заключался главный смысл работы, какие новые научные задачи встают в связи с проведенным исследованием и его результатами, обозначить перспективы дальнейшей работы.

Текст заключения не дол­жен дублировать содержание выводов предшествующих глав и параграфов.

Рекомендуемый объем - не более 4-5 страниц.

Список использованной литературы

Представляет собой оформленный в соответствии с установленными правилами перечень использованных источников: законов и подзаконных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы, материалов периодической печати и электронных ресурсов.

Библиографическое описание литературы, использованной автором работы, должно соответствовать ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

В библиографическом списке отражается литература, проработанная исследователем, независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.

Рекомендуется представлять единый библиографический список к работе в целом. В этом случае каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

В курсовой работе при написании рекомендуется использо­вать не менее 20 источников, в квалификационной — не менее 40.

Приложения

В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, протоколы исследований, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение квалификационной работы на последующих её страницах, но не нумеруются, т.к. не входят в общий объем квалификационной работы.

Каждое приложение начинается на новой странице, должно иметь заголовок и надпись: Приложение 1 (2, 3, 4…) в верхнем правом углу.

Приложения располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Если в качестве приложения прилагается документ в оригинале, то на нем в верхнем правом углу пишут (можно от руки) Приложение 1 (2, 3…) .

Образец оформления приложений см. в данных методических рекомендациях.


Сейчас читают про: