Следующий принцип, который целесообразно использовать при построении системы показателей, связан с анализом удовлетворенности клиентов.
Система показателей должна давать возможность измерять удовлетворенность клиентов компании.
Измерение удовлетворенности клиентов является очень важным с точки зрения понимания позиции компании на рынке и перспектив ее развития. Корректно оценить удовлетворенность клиентов непросто. Существуют прямые и косвенные методы такой оценки. К прямым методам относится анализ полученных рекламаций или анкет по оценке деятельности организации, заполненных потребителями. Косвенные методы оценки базируются на динамике изменения таких показателей, как:
• общий объем продаж компании;
• объем продаж отдельному потребителю (из числа крупных клиентов);
• увеличение числа клиентов;
• длительность деловых связей;
• количество повторных обращений;
• прочее.
На практике целесообразно сочетать прямые и косвенные методы оценки удовлетворенности клиентов. К сожалению, во многих компаниях этот показатель анализируется формально. Основным критерием удовлетворенности служит рост объема продаж. Но когда этот объем начинает сокращаться, приступать к анализу причин снижения удовлетворенности клиентов уже поздно. К этому времени конкуренты успевают существенно потеснить компанию на рынке.
|
|
Комплексный подход при разработке показателей для каждого процесса.
При разработке показателей для каждого отдельного процесса необходимо рассматривать по крайней мере показатели трех категорий:
1. Показатели, измеряемые деньгами (например, затраты на процесс).
2. Показатели времени (например, время выполнения процесса).
3. Технические показатели (например, доля дефектов).
Снижение количества показателей в системе показателей компании. Каждый показатель должен использоваться для принятия управленческих решений.
Раздавать рецепты управленческих технологий легко, но исполнять их непросто. Однако использование в практической работе указанного принципа целесообразно. Разработка множества показателей, которые впоследствии невозможно рассчитывать или использовать, является бессмысленной, не добавляющей ценности работой.