Развитие естественнонаучной психологии в работах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, Н.Н.Ланге

Выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 - 1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. Павлов открыл закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой. Деятельность высших отделов мозга, коры больших полушарий Павлов интерпретировал как интегративную регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Высшую нервную деятельность он рассматривал как деятельность психическую. Все акты поведения Павлов интерпретировал как систему условных рефлексов. Павлов осмыслил высшую нервную деятельность как механизм образования условных рефлексов. Условный рефлекс - связь; образующаяся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, врожденную реакцию - пищевую, оборонительную или половую. При этом условии ранее индифферентный раздражитель постепенно приобретает сигнальное значение - становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения. Традиционное учение об органах чувств И.П. Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез. Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы - первая сигнальная система; речевые сигналы - вторая сигнальная система, основанная на первой. Слово - сигнал сигналов - отражает действительность в категориально обобщенном виде. В процессе жизнедеятельности в устойчивых условиях организм вырабатывает устойчивую систему реакций - динамический стереотип. Его поддержание, уравновешенное отношение со средой субъективно ощущается как положительная эмоция. Ломка стереотипа вызывает отрицательные эмоции (И.П. Павлов."Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных", 1923).

В 1885 г. В.М. Бехтеревым была создана в Казани первая в России психологическая лаборатория. В конце XIX в. в Москве, Петербурге, Юрьеве, Харькове были организованы хорошо оснащенные экспериментальные психологические лаборатории.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) - выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, физиолог нервной деятельности; основатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории Психоневрологического института, первых неврологических и психологических журналов, основатель Государственного института по изучению мозга и психической деятельности (1918) и первый его директор. Работы В.М. Бехтерева по психологии тесно связаны с его трудами по психиатрии и высшей нервной деятельности. Бехтерев отверг методы субъективной, интроспективной (самонаблюдение) психологии и выдвинул на передний план метод объективного изучения наблюдаемых реакций. Бехтерев предложил особую отрасль знаний - рефлексологию, концептуальным понятием которой он считал "сочетательный рефлекс" (рефлексы, приобретенные в результате сочетания различных внешних воздействий с врожденными реакциями организма).

Одним из основоположников экспериментальной психологии в России был Николай Николаевич Ланге (1858 - 1921), профессор Новороссийского (Одесского) университета, создатель первой в России университетской психологической лаборатории. Особенности психики человека Н.Н. Ланге усматривал в ее социокультурных основаниях. Психику человека Ланге справедливо рассматривал как продукт истории.

В формировании сознания индивида решающую роль он отводил языку. "...Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях". Слово - основной элемент сознания - таков основной постулат Н.Н. Ланге. "Океан истории мысли плещется за каждым словом, как основным элементом сознания".Заслуга Н.Н. Ланге состоит в том, что он перевел отечественную психологию со стези дарвиновского эволюционизма на почву историзм а. Как автор учебника "Психология" (1914) Ланге внес существенный вклад в развитие психологии как учебной дисциплины. Он выступил и как автор моторной теории внимания, объясняя активность внимания (сознания) совершением исследовательских действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: