Основные направления развития психологии в России в конце 19 - начале 20 века

Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осознавания нацией своей уникальности и самобытности.Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинает
складываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, в которой развиваются два параллельных подхода.
1. Антропологический и естественно-научный подход Н. Чернышевского, в котором понимание природы человека происходит ч/з принцип единства орг-зма и его
психической и физической составляющих и используются естественно-научные методы исследования человеческой природы и достижения физиологии.
2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и В. Соловьева, где человеческая природа познается двумя способами - через внешнее (телесное) и внутреннее (душевные явления) чувство.

К концу XIX в. отечественная психология имела свои отличительные особенности.
1. Антропоцентризм и рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека и его практической пользы.
2. Ориентация науки на практическое применение.
3. Упор на нравственные и этические проблемы в исследованиях человеческой природы и построении психологических концепций.
4. Изучение исторических аспектов этических проблем человек.

Развитие психологии в России в конце XIX - начале XX в. тесно связано с мировым развитием экспериментальной психологии, приобретающей в этот период все большую популярность. Многие из отечественных ученых, получив
образование в Германии и вернувшись на родину, открывали свои лаборатории, где активно использовали в исследованиях метод эксперимента. Так, в Одессе лабораторию при Новороссийском университете открыл Н. Н. Ланге, а в Казани при психиатрической клинике экспериментальная лаборатория была открыта В. М. Бехтеревым, который, впоследствии переехав в Петербург, совместно с А. Ф. Лазурским открыл в 1907 г. лабораторию при Психоневрологическом институте. В Москве Г. И. Челпановым создается Институт экспериментальной психологии, где
разрабатывается проблематика данной отрасли психологии. В этот период многие ученые начинают использовать в качестве метода исследования естественный эксперимент. Мировой триумф эволюционного учения Ч. Дарвина, не обошедший стороной и Россию и нашедший здесь массу поклонников, также способствует развитию экспериментальной психологии в нашей стране. Именно в России
проблема поведения получила наиболее глубокую и детальную разработку и было создано несколько фундаментальных школ, исследующих эту проблему. Таким образом, психология как наука о поведении, возникшая в период открытого кризиса, названная бихевиоризмом и получившая такую популярность в Америке, а впоследствии и в мире возникла и в России, и у ее истоков стояли такие видные ученые, как И. У. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и А. А. Ухтомский. Однако различия в путях развития отечественной науки о поведении и американского бихевиоризма связаны в первую очередь с разными социально-культурными условиями. Таким образом, экспериментальная психология в России имеет свой, отличный от западного путь развития.

31.Философская психология в России.(Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, Н.Лосский, С.Франк). В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

* царство духа,

* царство природы,

* объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

* трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен.Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы».

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития.

ШЕСТОВ Лев (настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866—1938), философ и писатель.В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Ш. выступил против диктата разума (общезначимых истин) и гнёта общеобязат. нравств. норм над суверенной личностью. Традиц. философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре которой — абсурдность человеческого существования), а филос. умозрению — даруемое Богом откровение. Ш. предвосхитил Основные идеи экзистенциализма. Осн. соч.: «Апофеоз беспочвенности» (1905), «Умозрение и откровение» (опубл. в 1964).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: