Проблема методологического кризиса в психологии

Впервые понятие кризиса, как определенное толкование (кризис — это то, что нужно преодолевать), прозвучало в работе немецкого, а впоследствии американского психолога Карла Бюлера, рассмотревшего проблему несовместимости посылок трех сложившихся направлений в выделении предмета психологии и методов исследования - психология сознания в варианте вюрцбуржской школы, с которой он начинал, гештальтпсихология, принципы которой он применил в изучении языка, и бихевиоризм.

Критическое осмысление этой проблемы породило представление о методологическом кризисе психологической науки (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев). Согласно такому взгляду, характерной особенностью психологии выступает то обстоятельство, что на протяжении практически всей своей научной истории она переживает системный методологический кризис, вновь и вновь распадаясь на противоположные и конфронтирующие школы, исследовательские подходы, направления.

К началу XXI в. появились суждения об очередном кризисе в психологии. С тем, что в современной психологии существуют острые теоретические и методологические трудности и противоречия согласны, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, O.K. Тихомиров и мн. др. Кризис в психологии зафиксирован и зарубежными авторами.

Современные американские авторы вполне обоснованно утверждают, что сегодня психология еще более неоднородна, чем сто лет назад и, кажется, мы как никогда далеки от того, что хоть как-нибудь напоминало бы согласие относительно характера психологии. В конце XX столетия нет никакой единой системы, никаких единых принципов для определения психологической дисциплины и ведения исследований. Психология представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких различных ветвей. Американская психология разделена на враждующие фракции. Таким образом, нынешний кризис в психологии в конце второго тысячелетия глобален, объемен, интернационален и многопланов.


В начале 10-х гг XX в. психология вступила в период открытого кризиса, который продержался до середины 30-х гг.

Кризис – показатель роста науки, развитие которой приводит к необходимости пересмотра прежних представлений.

По оценке Выготского, это был кризис методологических основ психологии (наука в своем практическом продвижении вперед переросла возможности, допускавшиеся методологическими основаниями).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: