Установка древних на выяснение физиологической̆ (органической̆) основы психики в принципе являлась правильной̆. Наивно выглядят их ответы. Но вопросы, поставленные ими, сохраняют свою актуальность. И, кто знает, быть может, наши ответы покажутся в не столь отдаленном времени еще более наивными тем, кто выработает новые решения, отвечая на все те же вопросы, которые впервые осмыслил и над которыми столетиями бился древнегреческий̆ ум.
Проблема отношений психических процессов к нейрогуморальным остается по-прежнему одной̆ из самых острых.
Учение о локализации психических функций, несмотря на успехи нейрофизиологии, нейрогистологии, нейропсихологии и других дисциплин, вооруженных электронными микроскопами, телеметриче- скими и биохимическими методами, электронно-вычислительными машинами и другой новейшей экспериментальной аппаратурой, содержит в настоящее время еще больше белых пятен, чем в античные времена.
Категориальный подход ориентирует на то, чтобы отчленить инвариантное в научной деятельности от тех теоретических построений, в которых оно выступает в конкретную эпоху, в неповторимых исторически преходящих обстоятельствах. Мы имели возможность убедиться, что, хотя основные категории научно-психологического мышления в античный период еще не сложились, именно тогда были открыты проблемы, остающиеся центральными для современной психологии.
|
|
Благодаря открытиям И.М. Сеченова наметился к нейродинамике переход от психоморфологического понимания отношений между мозгом и психикой (согласнокоторому существуют корреляции между одним из участков мозга и одной из психических функций) к картине динамики нервных процессов: возбуждения и торможения.
Изучение нейродинамики коренным образом изменило представления о физиологической подоплеке психических процессов. Однако оно не могло преодолеть господствовавший веками дуалистический образ мысли, которому не было другой альтернативы, кроме реукционизма (сведения психических процессов к физиологическим), неизбежно влекшего к эпифеноменализму (для которого психическое не более чем праздный эффект активности нервной ткани).
Как дуализм, так и редукционизм могли быть преодолены лишь при условии преобразования не только системы представлении о нейросубстрате психики, но и о самой психике как деятельности, которая опосредована этим субстратом (и превращается без него в витающую над организмом бестелесную сущность). Важнейшим достижением русской научной мысли стал переход к новой стратегии объяснения психофизиологических корреляций. Смысл перехода определил отказ от установки на локализацию "нематериального" сознания в материальном веществе мозга и перевод анализа психофизиологической̆ проблемы в принципиально новый план, а именно в план исследования поведения целостного организма в природной и социальной "применительно к человеку" среде. Пионером такой переориентации и стал Сеченов.
|
|
Дело Сеченова продолжил И.П. Павлов. В его пробах опоры на физиологическое учение о нейросубстрате функция с целью естественнонаучного и строго объективного объяснения психики имелось несколько направлений. Отметим по крайней мере четыре: а) обращение к нейродинамике процессов возбуждения и торможения: б) трактовка временной связи, которая образуется в головном мозге при выработке условного рефлекса как субстрата ассоциации, - понятие, которое являлось основой самого мощного направления в психологии, успешно развивавшегося, как мы знаем, и до приобретения ею статуса самостоятельной науки: в) обращение к связи коры больших полушарий с подкорковыми структурами при анализе сложнейших мотиваций, где невозможно отделить соматическое от психического; г) учение о сигнальных системах.
Во всех случаях Павлов искал способы приблизить научную мысль к решению сверхзадачи, в которой ему виделась высшая цель грандиозной программы выработки условных рефлексов у собаки. Эту цель он в своей программной речи, озаглавленной "Экспериментальная психология и психопатология на животных", сформулировал следующим образом: "Полученные объективные данные, руководясь подобием или тождеством внешних проявлений, наука перенесет рано или поздно и на наш субъективный мири тем сразу и ярко осветит нашу столь таинственную природу, уяснить механизм и жизненный смысл того, что занимает человека более всего, - его сознание, муки его сознания'".
Павловское учение революционизировало нейронауку. Однако в трактовку природы сознания оно первоначально никаких инноваций не вносило.
Сознание понималось им тогда как "субъективный мир", как непосредственная данность, иначе говоря, по-декартовски. Поэтому, решительно критикуя дуализм, разъявший сознание и мозг, он позитивного, конкретно-научного объяснения их нераздельности долгое время предложить не мог. Между тем предпосылки такого объяснения содержало обращение Павлова (вслед за Сеченовым) к сигналу как детерминанте поведения.
Сигнальная функция присуща как нервному, так и психическим уровням организации поведения, являясь, тем самым, основанием надежного "брака" физиологии с психологией, о котором страстно мечтал И.П. Павлов.
Уникальность сигнала в том, что он интегрирует физическое (будучи внешним раздражителем, выступающим в особой, превращенной форме), биологическое (являясь сигналом для нервной системы организма) и психическое (выполняя присущую психике функцию различения условий действия и управления им). Именно в этом плане понятие о сигнальных системах, введенное Павловым, открывало новые подходы к психофизиологической проблеме.
Так, уже первая сигнальная система "двулика". В физиологическом плане "действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно переходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма"
В психологическом же плане - "это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды"'. При переходе к человеку формируется вторая сигнальная система в виде речевых сигналов (слов). С ней психофизиологическая активность организма приобретает три "лика". Источником вторых сигналов служит не физическая среда, а знаковая система языка, заданная человеческому организму объективно, социальной средой его бытия.
|
|
Вместе с тем в самом этом организме вторая сигнальная система оборачивается, говоря павловскими словами, работой все той же нервной ткани. Наконец, речевые знаки вводят в материю больших полушарий свою "душу" в виде неотчленимых от них значений - сгустков народной мысли. Таково было последнее слово Павлова.
Но им вовсе не исчерпываются те принципиальные инновации, которые безотносительно к тому, как это самим Павловым осознавалось, радикально меняли потенциальный вектор поисков продуктивных решений древнейшей проблемы, касающейся связи души и тела.
С одной стороны, зависимость сознания и воли от мозга, с другой - воздействия психических состояний (посредством мозга) на организм веками служили важнейшей темой философско-психологических раздумий и объяснений. Очевидно, что подпочву этих раздумий создала соотнесенность двух понятийных схем: схемы мозга как материального объекта и представлений о бестелесном сознании (о котором думалось на совершенно другом языке). Прогресс в научном познании нейросубстрата неизмеримо превосходил по своим темпам и масштабам научное знание о психических функциях этого субстрата.
Уже первые шаги в открытии роли коры головного мозга как носителя психических функций вызвали широкий резонанс, притом за пределами узкого круга анатомов. Огромную популярность приобрела френология (ее изобретателем стал Ф.А. Галль). Предполагалось, что в различных участках головного мозга локализованы раздельные психические способности (даже такие, как совесть, сострадание и др.). Дело дошло до того, что, знакомясь, люди ощупывали друг у друга "шишки" черепа, надеясь тем самым получить своего рода психологический портрет собеседника. (Кстати, говорят, что этим одно время увлекался Маркс.) Если применительно к анатомии работы Галля стали важным событием (прежде считалось, что психика проистекает из мозговых желудочков), то применительно к психике человека Галль и его последователи придерживались весьма наивных, житейских представлений о сложнейших личностных и социальных феноменах, ища для них локальные "зоны" на карте мозга.
|
|
Через несколько десятилетий бурное развитие морфологии мозга, а также патологии позволило описать тонкое клеточное строение различных участков коры. Опять же соблазнительным представилось замкнуть на этих участках психическую функцию (для каждого из них свою). Но если прежде речь шла о таких сложнейших феноменах, как, например, сострадание или совесть, то теперь заговорили о более конкретных "центрах письма" (Экснер), "идеации" (Шарко) и др. Во всем этом направлении схема психики по-прежнему соотносилась с данными морфологии.
Дальнейший путь разработки этого психоморфологического направления пошел в сторону изучения роли ствола мозга - ретикулярной формации (Магун, Джаспер, Моруцци) и уровня отдельных первичных клеток (нейронов) и их синаптических связей (Лорентеде Но, Экклз и др.). Причем если прежде главный интерес был сосредоточен на изучении зависимости психики от ее телесных механизмов, то теперь становятся популярными поиски "пунктов", где дух влияет на тело (Экклз и др.).
Какими бы блестящими благодаря использованию современной техники ни были достижения, касающиеся устройства и функций нервных центров, нейронов, синапсов, в объяснении проблемы отношений междудуховным и телесным существенного выхода на новый исследовательский уровень не просматривалось.
Попытки такого выхода с учетом новых веяний в понимании состава и структуры психологического познания предпринимались в России под влиянием представлений Выготского. Его ближайший сподвижник А.Р. Лурия, занявшись нейропсихологией, отстаивал созвучные идеям Павлова и Ухтомского представления о сложных формах динамической локализации функций, о том, что материальным субстратом психической деятельности человека служат социально заданные, знаково опосредованные функциональные органы центральной нервной системы.
Речь шла о том, что под мозговым субстратом психики следует понимать не "точки" или "зоны", а динамические структуры или рабочие констелляции различных зон. "Накладывать" же на этот субстрат (в детали его анализа, выявленные школой А.Р. Лурия при изучении патологических изменений в работе головного мозга, мы не вдаемся) и размещать по его - этого субстрата - системам связей следует, согласно данной версии, высшие психические функции (термин Выготского).
Следуя за Выготским, школа Лурия изменила многие традиционные воззрения на высшие и элементарные формы психической деятельности, на их развитие на различных возрастных этапах, но по сути своей она не вышла за пределы освященного традицией воззрения на соотношение между двумя рядами жизненных явлений: физиологических и психических - и, тем самым, на рассматриваемую здесь психофизиологическую проблему.
Проблема, которую мы обсуждаем, изначально и неизменно мыслилась, условно говоря, диадически. Иначе говоря, любые подступы к ней̆ предваряла казавшаяся незыблемой̆ пера и принципиальную раздельность двух "миров": внешнего (объективного, телесного) и внутреннего (субъективного, духовного, психического). Каждый̆ из них постигался в собственной̆ категориальной̆ сетке.
Различие сеток и создавало проблему отношений между этими мирами. Немало мыслительной̆ энергии ученых было вложено и различные попытки справиться с ней̆. Неудачи на этом пути дали некоторым философам повод отнести саму задачу объяснения взаимозависимости мозга и психики к разряду псевдо проблем. Тем не менее конкретно-научное изучение каждого из членов "диады" успешно продолжалось.
Существенно обогатилась за десятилетия после Павлова картина строения и работы головного мозга. Многие выводы самого Павлова, которые он считал чуть ли не аподиктическими, справедливо пришлось вычеркнуть из списка его достижений. Некогда, отправляясь в новый̆ поиск, он подчеркивал незыблемость созданной̆ задолго до него концепции рефлекторной̆ дуги как "единственно научной̆ в этой̆ области" И тут же добавлял, что "этому представлению уже пора из первобытной̆ формы перейти в другую, несколько более сложную вариацию понятий и представлений".
Эта более сложная форма (условный̆ рефлекс), как нам известно, вызвала мощный̆ категориальный̆ взрыв, хотя фактический̆ материал павловской̆ школы устарел. Но новые категории (сигнала, подкрепления потребности, торможения и др.) стали основополагающими для науки о поведении. Тем самым в научный̆ оборот вводилась новая когнитивная структура, отличная от двух других: а) от "картины" нейросубстрата психики, б) от того, как вписывается в эту "картину" сама психика. Эта особая структура выступила в качестве нередуцируемой̆ ни к физиологии, ни к психологии, но внутренне связанной̆ с обоими научными предметами.
Таким образом, вырисовывалась необычная перспектива осмысления психофизиологической̆ проблемы. Взамен диады на арене истории познания появлялась триада: организм - поведение - психика. Специально следует подчеркнуть, что первым звеном выступал именно организм как целостное образование и единой̆ системе его неразлучных взаимосвязей̆ со средой̆, а не сам по себе головной̆ мозг как орган восприятия, переработки и передачи информации. На это в данном контексте следует обратить особое внимание, поскольку во множестве проб решения психофизиологической̆ проблемы с позиции рефлекторной̆ теории (да и не только с этой̆ позиции) отношение психики к мозгу трактовалось таким образом, чтобы придать психике (сознанию) роль центрального звена между "входом" (воздействие раздражителя) и "выходом" (ответная мышечная реакция) телесного механизма. Отсюда и регулярно применяемый̆ оборот: "рефлекторная деятельность мозга", тогда как в действительности сила и пафос рефлекторной̆ схемы в том, что утверждается акт поведения, в котором представлена в нераздельности целостная система "организм - среда".
Любая попытка видеть психическое в образе центрального компонента рефлекторной̆ дуги ведет к его отрыву от непосредственной̆ включенности в контакт со средой̆, как со стороны "входа", так и со стороны "выхода". Но тогда оно - это психическое - неизбежно оказывается замкнутым в черепной̆ коробке. И любая попытка объяснить его отношение к телесному субстрату оборачивается хорошо известными из истории мысли доктринами дуализма, редукционизма, взаимодействия, параллелизма и проч.
Переход от "диадической̆" схемы к "триадической̆" предполагает не прямое включение психологической̆ системы в нейрофизиологическую, а опосредованное поведением. Уже отмечалось, что поведение постигаемо как особая реальность (онтологически) благодаря созданному руками физиологов, но имеющему собственную структуру категориальному аппарату. Наряду с языком физиологов и языком психологов сложился язык, термины которого передают информацию о том слое жизнедеятельности, который̆ получил благодаря И.П. Павлову имя "поведение". Это открыло путь к тому, чтобы "переводить" психологические понятия (образ, мотив, действие и др.) не на язык физиологов (нейродинамика, функциональная система и др.), а на язык поведения (сигнал, потребность, условный̆ рефлекс и др.). И только благодаря этому "поведенческому" языку, служащему по- средником между процессами в сознании и в нейросубстрате, забрезжила перспектива решения одной̆ из коренных, быть может, и самой̆ загадочной̆ проблемы нашей̆ науки - психофизиологической̆.
Система "организм - среда" является истинным субстратом психики. Формула "рефлекторная деятельность мозга" изначально ведет в ложном направлении, она побуждает, например, в различных павловских схемах корковой̆ нейродинамики, давно занесенных в архив
В сетке категориальной̆ системы психологического познания эти понятия выступают в качестве представляющих протопсихологический уровень.
Психосфера - это преобразованная биосфера, а не идентичная ей сущность. На уровне человека она приобретает признаки ноосферы как оболочки планеты, неидентичной̆ по составу и строю оболочкам мозга, с которыми имеет дело нейрофизиология.
Человек – это социальное и биологическое существо одновременно. Большинство психических явлений, психических процессов имеют физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в Психологии, для лучшего понимания тех или иных психических явлений. Хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Особенностью является и то, что она в различных своих вариантах выступает и как гуманитарная, и как естественнонаучная дисциплина, что предполагает различные ее объяснительные принципы и методы. Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896— 1965), разрабатывавшего принципы физиологии активности — направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина, в центре которых — представление об «опережающем отражении действительности» и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления — функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и самостоятельное психологическое значение, повлияли, в частности, на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна одна из наиболее часто упоминаемых психологами физиологических теорий. Теоретический подход Н.А. Бернштейна к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности». Активность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программирования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внутренней среды организма с внешней средой. Понятие «рефлекторная дуга» необходимо заменить понятием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт регуляции и контроля всех отправлений организма по принципу обратной связи на основе непрерывного потока афферентной сигнализации контрольного и коррекционного назначения. Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает: активную постановку цели на основе внутренних механизмов целеполагания, а также планирование способа ее достижения в соответствие с предметными условиями ситуации; реализацию действий, направленных на достижение цели, организация, координация и коррекция которых осуществляется на разных психофизиологических уровнях при участии разных афферентных систем.
Двигательные задачи могут представлять собой: а) локомоторные акты;
б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных);
в) символические действия (у человека).
Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, которые обеспечиваются различными органами чувств (афферентными, рецепторными системами), следящими за выполнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлекторного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уровней. Выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий:
Уровень А. УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА, РУБРО-СПИНАЛЬНЫЙ, ПАЛЕОКИНЕТИЧЕСКИЙ.
Движения, где данный уровень выступает в качестве ведущего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, принятие и удержание определенной позы. При этом большая часть движений, которые регулируются данным уровнем, остаются на протяжении всей жизни непроизвольными и неосознаваемыми.
Уровень В. УРОВЕНЬ СИНЕРГИИ И ШТАМПОВ, УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЙСТВИЙ В «ПРОСТРАНСТВЕ ТЕЛА», ТАЛАМО-ПАЛЛИДАРНЫЙ, НЕОКИНЕТИЧЕСКИЙ.
Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: выразительная мимика и пантомимика, пластика, вольные упражнения, управление ритмом движения, обеспечение чередования работы обширных групп мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей.
Уровень С. УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЙСТВИЙ В ПРОСТРАНСТВЕННОМ ПОЛЕ, ПИРАМИДНО-СТРИАЛЬНЫЙ
Характеристика движений: непроизвольные локомоторные и манипулятивные движения в соответствии с задачами и характеристиками пространственного поля. Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: всевозможные перемещения всего тела впространстве, перемещения предметов; баллистическиедвижения с установкой на силу. Подуровень С2 – пирамидный (кортикальный) Характеристика движений: произвольные движения в пространственном поле, требующие прицеливания, копирования, подражания, практические действия с учетом физических свойств предметов. Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: точные целенаправленные, произвольно регулируемые действия по отношению к внешним физическим характеристикам предметов.
Уровень D. УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ, ТЕМЕННО-ПРЕМОТОРНЫЙ, КОРТИКАЛЬНЫЙ
Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: системы взаимоподчиненных действий, обеспечивающие решение задач, условия которых требуют установления межпредметных отношений.
Уровень Е. ВЫСШИЕ КОРТИКАЛЬНЫЕ УРОВНИ СИМВОЛИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИИ. Характеристика движений: движения подчинены не физическим предметам, а умственным схемам, понятиям, символическим операциям, отвлеченному замыслу. Данный уровень регуляции действий связан с высшими психическими функциями и организацией умственных действий.
Основные этапы процесса формирования двигательного умения и навыка:
а) Период первоначального знакомства с движением – выявление операционально-двигательного состава движения: ознакомление с тем, как выглядит движение внешне, «снаружи»; прояснение внутренней картины движения – перешифровка внешних афферентных сигналов:
1) во внутренние программы движения;
2) афферентные команды, обеспечивающие отработку правильных коррекций; распределение сенсорных коррекций по иерархическим уровням организации движений.
б) Период автоматизации движений: постепенная передача отдельных компонентов движения или всего движения полностью в ведение фоновых уровней; увязка, согласование деятельности всех низовых уровней сенсорных коррекций; подбор имеющихся двигательных программ, которые сложились ранее для реализации других движений и могут входить в состав нового двигательного действия.
в) Период стабилизации и стандартизации двигательного навыка: достижение прочности и помехоустойчивости выполняемого движения; достижение стереотипности путем эффективного использования реактивных и инерционных сил с целью обеспечения динамической устойчивости траектории движения.