«В настоящее время чрезвычайно актуально концептуальное переосмысление общих и специфических закономерностей психического развития.... аномальных детей различных категорий, возможностей коррекции и компенсации дефектов развития...»
(Ульенкова У.В., 2000)
Специальная психология изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. В настоящее время специальная психология обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течении всей жизни. При этом она носит психодиагностическую и психокоррекционную направленность, а также исследует возможности реабилитации, адаптации и интеграции детей с различными вариантами социально-психологической дезадаптации в обществе (Лубовский В.И., Пузанов Б.П., Ульенкова У.В., Петрова В.Г., Усанова О.Н., Кручинин В.А. и др.). В этом и заключаются основные функции специальной психологии.
Б.П. Пузанов предложил следующее определение: специальная психология как отрасль психологии изучает людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы, и устанавливающая возможности и пути компенсации дефектов различной сложности.
|
|
Задачи специальной психологии:
1. Исследование психологических механизмов нарушений у детей с отклонениями в психическом развитии.
2. Диагностика психофизических, индивидуально-психологических и социально-психологических расстройств.
3. Разработка программ психологического консультирования, социально-психологической реабилитации и интеграции.
4. Внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей с отклонениями психического развития.
Специальная психология способствует развитию у данной категории детей адаптивных навыков общения, познавательной креативности, коррекции деструктивных форм поведения и эмоциональных нарушений. Причем важным аспектом ее деятельности является помощь детям в условиях возрастных и динамических кризисов психологического развития, когда отмечается или первичное проявление или обострение имеющихся нервно-психических отклонений. Исследование кризисной дезадаптации является одним из наиболее перспективных подходов - кризологическим направлением специальной психологии.
Поэтому кафедра специальной психологии НГПУ (зав. кафедрой - проф. О.В. Трошин) с 1996 г. занимается научной разработкой общекафедральной тематики: «Многоуровневое исследование форм психологической дезадаптации у детей с отклоняющимся развитием в условиях возрастных кризисов». В этой комплексной научно-исследовательской работе принимают участие преподаватели кафедры, аспиранты, докторанты, практические сотрудники специальных образовательных учреждений и студенты старших курсов отделений «специальная психология» и «олигофренопедагогика» в рамках подготовки курсовых и дипломных работ.
|
|
Важная роль при этом отводится Нижегородскому научно-практическому обществу детских неврологов и психологов. Это обусловлено тем, что по мнению ведущих дефектологов в основе всех отклонений у детей лежат нарушения нервно-психического развития, которые необходимо изучать интегрировано в их иерархической многоуровневости и онтогенетической последовательности.
Однако, независимо от исходного уровня поражения в условиях новой социальной ситуации развития все девиации (отклонения) проявляются общей социально-психологической дезадаптацией индивидуальности. Это обеспечивает возможность единого подхода к психодиагностике и психокоррекции девиаций, независимо от наличия традиционных типов отклонений в развитии.
Специальная психология тесно взаимодействует, с одной стороны, с возрастной психологией (исследующей стадийность нормативного развития нервно-психических функций у условно здоровых детей); и с медицинской /клинической/ психологией (изучающей особенности патологического нервно-психического развития у больных детей), с другой стороны. Т.е. отклоняющееся развитие является переходной формой онтогенеза между нормативной и патологической, обьединяя их.
И действительно невозможно исследовать девиации без сопоставления их с контрольными группами нормы и патологии. В этом заключается синтологический подход к специальной психологии, раскрывающий ее методологическое единство с возрастной и медицинской психологией (Трошин О.В., 1994). Из общих наук специальная психология имеет тесные научные связи с психологией (дифференциальная, генетическая психология, психодиагностика), медициной (невропатология, психопатология, нейропсихология, психотерапией) и педагогикой (коррекционная, лечебная, реабилитационная педагогика).
Несмотря на то, что специальная психология как научная отрасль знаний имеет давние традиции, ее практическая служба начинает складываться в России только в течении последнего десятилетия. Раньше она входила как составная часть в организацию специальных служб олигофренопедагогики, логопедии, тифлопедагогики, сурдопедагогики. Поэтому в настоящее время специальная психология еще не имеет самостоятельной методологической базы, что задерживает ее практическое внедрение, несмотря на значительные потребности образовательной сферы.
В связи с этим и организуются в настоящее время кафедры специальной психологии при педагогических университетах, которые возглавляют научно-исследовательскую работу, направленную на создание психодиагностической и психокоррекционной базы для специалистов данного профиля. Дифференцированная подготовка специальных психологов в условиях пятилетнего дневного обучения в Волго-Вятском регионе осуществляется пока только на кафедре специальной психологии НГПУ. 2000 г. является для кафедры юбилейным - состоялся первый выпуск студентом по специальной психологии и олигофренопедагогике; в 2002 г. выпущено две учебные группы - около 60 специалистов.
Кафедра создана в феврале 1996 г., когда О.В. Трошина как молодого доктора медицинских наук (30 лет), занимавшегося взрослой и детской психоневрологией, психодиагностикой и психотерапией, пригласили на должность зав. кафедрой специальной психологии и педагогики. В 2001 г. интегрированная кафедра разделилась на две специализированных: кафедру специальной психологии и кафедру коррекционной педагогики, которую возглавил проф. А.Г. Андреев.
|
|
Кафедра развивает добрые научные традиции основоположника специальной психологии и педагогики в Нижегородском крае заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, глубокоуважаемого профессора У.В. Ульенковой. Выдающиеся работы научной школы Ульяны Васильевны, в течение уже более 25 лет изучающей психологические проблемы детей с ЗПР, получили заслуженное признание на международном уровне, широко внедряются в различных регионах России.
Огромный вклад в заочную подготовку специалистов на базе высшего образования вносит факультет специальной психологии и педагогики НГПУ, возглавляемый известным специальным психологом, к. пс. н., доцентом Е.Е. Дмитриевой, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии. Эта кафедра плодотворно изучает специфику ЗПР у шестилетних детей.
Безусловно важное значение в специальной психологии имеют исследования таких психологов как доцента, к.пс.н. Т.М. Сорокиной (зав. кафедрой начального обучения НГПУ); доцента, к.пс.н. С.Л. Гапоновой (зав. кафедрой общей психологии, декан факультета практической психологии НГПУ); доцента, к.пс.н. В.Л. Скитневского (зав.кафедрой спортивной психологии, декан факультета физического воспитания). Весомый вклад внес в развитие Нижегородской школы специальной психологии профессор, д.пс.н. В.А. Кручинин. В настоящее время деятельность специальных психологов интегрируется в рамках работы психолого-педагогического факультета (декан - доцент Шабанов А.В.); создаваемого института психологии НГПУ, возглавляемого профессором, д.пс.н. Е.Н. Волковой, зав.кафедрой психологии управления.
В соответствии с ГОС по специальности 031900-специальная психология (2000) выпускник нашей кафедры должен владеть:
1. Умением проводить психологическое обследование с целью определения особенностей психического развития, соответствия возрастным нормам; методами дифференциальной диагностики для определения типа отклонений; умением сформулировать психологическое заключение.
|
|
2. Методами психологического консультирования детей и взрослых с отклонениями в психическом развитии, а также их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, социального и профессионального самоопределения.
3. Методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.
4. Умениями и навыками разработки, реализации коррекционно-образовательных программ; методами психологической коррекции; знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способам защиты от неблагоприятных влияний социальной среды.
5. Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.
6. Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы в специальной психологии.
Видами деятельности специального психолога: 1) диагностико-аналитическая; 2) консультативная; 3) психопрофилактическая; 4) воспитательная; 5) коррекционно-развивающая; 6) преподавательская; 7) научно-исследовательская.
Выпускники получают в целом базисную специальность психолога и могут работать в широком диапазоне специальностей данной сферы знаний:
- общая психология;
- экспериментальная психология;
- возрастная психология;
- социальная психология;
- педагогическая психология;
- психолого-педагогическая диагностика;
- история психологии;
- психологическое консультирование.
Кроме того, студенты получают специализацию по «логопедии», в связи с чем изучают дисциплины:
- основы логопедии;
- психология детей с нарушениями речи;
- психолингвистика;
- логопедия;
- развитие речи в норме и недоразвитие речи;
- логопедическая ритмика;
- логопедические технологии;
- организация учебно-воспитательной работы у детей с нарушениями речи.
Так как студенты овладевают знаниями по коррекционной педагогике и педагогике в целом, то они могут работать не только логопедами, но и тифлопедагогами, сурдопедагогами, учителями общеобразовательных школ.
- общие основы педагогики;
- теория обучения;
- теория и методика воспитания;
- социальная педагогика;
- педагогические технологии.
Сферами деятельности выпускников являются:
психодиагностика, психопрофилактика, психоконсультирование, психокорекция различных форм психологических нарушений у детей (стрессовые и конфликтные ситуации; проблемы обучения, воспитания, общения; проблемы семьи и педагогического коллектива; нарушения внимания, памяти; мышления, восприятия; неврозы и неврозоподобные состояния), а также работа с одаренными детьми.
Предполагаемые места работы выпускников:
1. Общеобразовательные учреждения (школы, детские сады).
2. Коррекционные учреждения (спец.школы и сады, реабилитационные, психологические центры).
3. Диагностические учреждения (психолого-медико-педагогические консультации, больницы).
4. Психологические консультации (бизнеса, маркетинга и т.п.).
В целом, научно-исследовательская (НИР) и практическая работа в сфере специальной психологии должна сегодня решать следующие актуальные задачи:
1. Выработка интегральной системы междисциплинарных понятий, категориального аппарата для обозначения особенностей отклоняющегося развития у детей.
2. Создание единой классификации, типологии отклонений в развитии с учетом существующих в специальной и медицинской психологии.
3. Акцентирование исследований на умеренных девиациях (отклонениях психического развития), особенно в форме различных вариантов психологической дезадаптации.
4. Изучение психологической микроструктуры возрастных и динамических кризисов, являющихся информативной моделью формирования дезадаптивных проявлений.
5. Разработка интегрированных технологий психодиагностики и психокоррекции кризисных дезадаптаций.
6. Создание системы ранней абилитации и интеграции детей с проблемами развития, особенно в возрасте до 3 лет.
7. Результатом комплексной НИР должно быть адекватное методологическое обеспечение создаваемой практической службы специальной психологии, осуществляемое на новом уровне научных знаний.
8. Исследования ближайшего десятилетия в специальной психологии позволят создать теоретико-методологическую парадигму специальной психологии 21 века.
Как подчеркивает У.В. Ульенкова (2000) «в этой связи необходим соответствующий пересмотр целей, содержания, а также конкретных организационно-методических средств помощи детям». Поэтому особенно важно привлечение сегодня к НИР молодых аспирантов, практических специалистов и студентов коррекционных отделений пед.университетов к изучению данных актуальных проблем специальной психологии.