Теории личности в зарубежной и отечественной психологии

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.
Личность, по его мнению-это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно.

Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.

- А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явлениеобщественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития –с другой.

Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

Личность по У.Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов.

Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с - р» («стимул – реакция»).

Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К.Левина, А.Маслоу, К.Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.
Американский

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.

Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм).

Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания.

Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.
Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия.

Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.
Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.
Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу – это процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации процесс индивидуации предполагает выведение архетипа Самости в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализация, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высоко- образованным и высоконравственным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: