Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социаль­ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством со­вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязаннос­ти составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие эле­менты, как:

• права и обязанности;

• законные интересы;

• правосубъектность;

• гражданство;

• юридическая ответственность;

• правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Эти виды отражают соотношение таких философских катего­рий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, закреп­ленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре­делённых категорий граждан (студентов, участников войны, биз­несменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполне­ния их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностран­цев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуаль­ные особенности личности и ее реальное положение в системе раз­нообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет уви­деть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимобеспечиваемом виде; в-четвертых, дает воз­можность проводить сравнение статусов, открывает пути дальней­шего их совершенствования.

Правовой статускомплексная категория, отражающая взаи­моотношения личности и общества, гражданина и государства, ин­дивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был не­одинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феода­лизм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. При­чинная обусловленность правового статуса сложная и богатая (Н.И. Матузов).

Правовой статус личности в современной России весьма проти­воречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на чело­века (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политичес­кой системах не является стабильным, обеспеченным. На его при­роду и характер влияют такие негативные процессы в нашей дей­ствительности, как рост преступности и безработицы, бюрокра­тизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата за­работной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Понятие прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической сторо­ны, как индивида с физиологическими свойствами, как предста­вителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто­роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ­ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает ка­чествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон­кретным государством.

Права человека — это универсальная категория, представляю­щая собой вытекающие из природы человека возможности пользо­ваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В со­временный период права человека рассматриваются как общесо­циальное понятие, отражающее наднациональные, общечелове­ческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и соци­альной сущности человека с учетом постоянно изменяющих­ся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признают­ся как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной фор­мой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело­века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос­ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридичес­ки возможного поведения, направленная на удовлетворение инте­ресов не всякого человека, а лишь того, который находится в ус­тойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юриди­ческие категории, а только как моральные или социальные. Пос­ледние могут существовать независимо от их государственного

Классификация основных прав и свобод личности, признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — эт о тоже право гражданина, но выражаю­щее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина — весьма сложное и многообраз­ное явление. Они могут быть классифицированы на основе следу­ющих критериев:

1) с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:

Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражаю­щих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в об­ласть свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жи­лища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к сере­дине XXв. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурно­го статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в от­личие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «по­зитивного вмешательства» в их осуществление, принятия обеспе­чивающих мер (например, право на труд и свободный выбор рабо­ты, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образо­вание, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

Третье поколение — права коллективные или солидарные, по­рожденные глобальными проблемами человечества и принадлежа­щие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, наро­дам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое раз­витие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных про­блем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания — на:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объ­единение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного про­гресса; свобода литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности — на основные (право уча­ствовать в управлении обществом и государством) и дополнитель­ные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу­дарству — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения — на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социально­го, служебного положения, пола, возраста лица, а также других
факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от характера субъектов — на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении — на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельнос­ти, — на права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство государства и права состоит в том, что они:

• возникают и развиваются совместно;

• имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло­гии;

• выступают средствами управления, инструментами власти;

• призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

• основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следу­ющем: они не совпадают по формам, функциям и т.д.:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.

Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя­ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня­ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа­рата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяю­щим фактором (характерно для антидемократических госу­дарств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничи­телем (характерно для правовых государств).

Государство: проблемы правового ограничения

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на пер­вом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных сдоев, облеченных публичной влас­тью. Еще Аристотель выделяя два рода правления, один из ко­торых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, об­щества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный инсти­тут, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, эли­там, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах большинства граждан (что бывает, но реже).

В первом случае оно выступает в роли «хозяина» по отношению к обществу в целом, во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» ин­ститут государственности, а чтобы показать его служебное положе­ние, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности.

Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, ко­торое выступает лишь политической частью общества, историчес­ки призванной и обязанной его организовывать. Чиновники ниче­го не производят, их нанимает общество и платит за управленчес кие услуги. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».

Таким образом, государство, подобно любому явлению, способ­но привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.)» но и минусы (нега­тивные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт исполь­зовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоя­тельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоот­ношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расши­рению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемле­нию интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — писал известный английский философ Бертран Рассел, — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремле­нием к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны». Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.

Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тен­денции к неограниченному расширению? С помощью чего государ­ственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяи­на», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно ис­пользовать в целях минимизации произвола и различных злоупот­реблений?

На эти вопросы существуют разные ответы, широкая амплиту­да мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего про­тивопоставить такой страсти нельзя. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интере­сы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни того, ни другого...» Другие исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от французского Etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упоря­дочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы ра­ционального взаимодействия с экономикой и другими организую­щими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

Третьи, наоборот, стремятся к максимальному ограничению го­сударственной власти, а затем и к ее полному устранению с поли­тической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого «без­властие») — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принуди­тельной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания вся­кое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.

Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государст­венной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолю­тизирует, выводит ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, на­зывают право. В этой связи идея правового государства выступает «одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, <той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

Именно через право было больше всего возможностей выразить  и осуществить общественные интересы, именно оно, в отличие от  других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиоз­ных норм и т.п.) носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию орга­нов государства, что облегчало контроль за его исполнением. Все эти качества права послужили той объективной основой, что по­зволило использовать его в виде своеобразного «лекарства» от зло­употреблений властью со стороны государства, чиновничества.

Понятие и сущность правового государства

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничи­вается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понима­ния феномена правового государства.

Собственно в правового государства можно выделить два глав­ных элемента:

Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать ус­ловия для его юридической свободы, своеобразный механизм пра­вового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».

Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздви­нуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящен­ных собственности, земле, налоговой системе, приватизации госу­дарственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра­зие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих фак­торов создает Конституция РФ 1993 г., которая в ч. 1 ст. 34 уста­навливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отноше­нии личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплоща­ются в формуле «права человека», которые являются фундамен­тальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личнос­ти. Права человека, как главное звено правового режима стимули­рования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав че­ловека выходят на международный, межгосударственный уро­вень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле­мами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в националь­ных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характе­ризуются общими закономерностями возникновения и функцио­нирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении правом государства и за­ключается сущность правового государства. Право здесь выступа­ет как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть испол­нительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупот­ребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограни­чивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие за­слон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государствен­ных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправ­ные ущемления интересов граждан.

Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется места­ми» с государством: утверждается верховенство первого и оно воз­вышается над вторым.

Итак, правовое государство — эт о такая организация полити­ческой власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы правового государства

Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина, создание для личности режима правового стимулирова­ния (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­сударственной власти, формирование для государственных струк­тур правового режима ограничения (формально-юридический аспект).

Первый принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последователь­но исполнять свое главное предназначение — гарантировать каж­дому гражданину возможнсть дальнейшего  развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естествен­ными, в то время как возможность осуществления функций госу­дарственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социаль­ных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеоб­щей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следу­ющих способов, выступающих в качестве самостоятельных прин­ципов:

активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод;

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

федерализм который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенстве закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных про­цедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

взаимная ответственность государства и личности и т.д. Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу­ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекатель­ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой сред­ства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формаль­но-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредст­вом права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет.

Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до­пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед­него в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в нача­ле XX в. А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вме­шательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...».

Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только дру­гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз­ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Только осознание необходимост и инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу­ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под­держивать соответствующую физическую форму и постоянно под­тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра­ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под­держивать, отвоевывать у бесправия.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, кото­рый отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: