Отношение женщин секс - бизнеса к применению средств контрацепции (перезервативам) и профилактике своего здоровья

Аналитическая записка

студентки 4 курса отделения

социологии дневной

формы обучения

Голобурдо

Викториии Сергеевны

Минск 2012

Введение

Cекс-бизнес представляет собой широко распространенный феномен в большинстве стран мира. Люди, вступающие в деловые отношения купли-продажи или обмена сексуальных услуг за вознаграждение, традиционно называются проститутками. С 90-х годов стали использовать такие понятия как работники коммерческого секса, женщины коммерческого секса или просто секс - работники. Последний термин более предпочтителен, поскольку не указывает на гендерную принадлежность человека, вовлеченного в секс-работу (проституцию).

Типы, месторасположение и характер взаимодействия между секс-работником и клиентом отличаются не только по регионам (например, Азия, Европа, Африка) и по странам, но даже по городам в пределах одной страны. Там, где проституция декриминализована или даже легализована, например, в Голландии, возможностей для проведения широкомасштабных медицинских и социальных интервенций намного больше, чем в тех странах, где проституция преследуется и вынуждена «уходить в подполье».

Люди, практикующие коммерческие сексуальные отношения, как правило, имеют ограниченные финансовые возможности и зачастую не имеют жилья. Такая трудная жизненная ситуация повышает их уязвимость перед инфекционными заболеваниями. Несколько факторов могут оказывать влияние на риски для здоровья: невозможность соблюдения гигиенических процедур, плохое питание, недосыпание, отсутствие поддержки со стороны близких людей, недостаток денег для покупки индивидуальных средств защиты контрацепции, низкая обращаемость в медицинские учреждения (из-за необходимости тратить деньги на обследование и лечение). Так же немало важным фактором является отказ от применения средств контрацепции самой женщиной секс - бизнеса, либо клиентом. Изучение причин отказа от использования презерватива с клиентом весьма важно для определения актуальных направлений соответствующей корректировки содержания профилактических программ в данной целевой группе.

Проблема проституции уже немало лет привлекает внимание исследователей. Для Беларуси проституция не столь злободневная тема. Тем не менее, проблема существует. Как существует и целенаправленная работа правоохранителей в противодействие этому явлению, а также работа профилактических центров венерологии и министерства здравоохранения, чем и определяется актуальность темы исследования.

Объектом исследования данной работы являются женщины секс - бизнеса.

Предмет - отношение женщин секс - бизнеса (ЖСБ) к применению средств контрацепции (перезервативам) и профилактики своего здоровья.

Цель - описать отношение женщин секс - бизнеса (ЖСБ) к предохранению контрацептивами и слежение за своим здоровьем.

Выборка: 228 женщин секс - бизнеса.

Задачи:

1. Определить, как часто используют презервативы женщины секс-бизнеса.

2. Изучить факторы, влияющие на отказ от использования презерватива.

3. Выявить количество партнеров ЖСБ за сутки.

4. Выявить зависит ли применение презервативов от количества детей ЖСБ.

5. Определить периодичность обращения к врачу-гинекологу и венерологу.

Гипотезы:

1. Больше половины женщин секс-бизнеса (ЖСБ) не использует презерватив при контакте с клиентами.

2. Основной причиной отказа от использования презерватива, является пожелание самого клиента ЖСБ.

3. Среднее количество партнеров одной респондентки составляет 2 человека за сутки.

4. Чем большее количество детей у женщины секс-бизнеса, тем больше она использует презерватив.

5. Больше половины респонденток обращаются к врачу-гинекологу и венерологу для профилактики заболеваний передающихся половым путем (ЗППП) раз в год.

Социально-демографическая структура женщин секс - бизнеса

В исследовании приняли участие 228 женщин в возрасте от 16 до 42 лет. 63,6% опрошенных находятся в возрасте 22 лет и младше. 95,6% опрошенных женщин – моложе 30 лет (Таблица 1).

Таблица 1. Возраст ЖСБ (% от числа респондентов)

67,5% опрошенных женщин не состоят в браке. В юридическом браке состоят 3,5% ЖСБ: 9,6% – в незарегистрированном браке. 17,5% женщин состоят в разводе, 1,3 % женщин являются вдовами и 0,4 % женщин – разведены, и на данный момент не замужем. (Таблица 2).

Таблица 2. Семейное положение ЖСБ (% от числа респондентов)

69,3 женщин имеют детей. Из них 22,8% имеют одного ребенка, 46,1% – двух детей, а 0,4% – многодетные матери, имеющие от трех до шести детей. Среди женщин, имеющих детей, 4,5 живут в зарегистрированном браке, 31% – в незарегистрированном браке. Большинство участниц исследования (66,7%) имеют среднее или среднее специальное образование; (21,5%) респонденток имеют высшее или неоконченное высшее образование, (11,6%) опрошенных женщин имеют неполное среднее образование (Таблица 3).

Таблица 3. Образование ЖСБ

(% от числа респондентов)

Среди опрошенных женщин 57% не работают и не учатся; отметили,

что работают только 24% ЖСБ, учащимися (СШ, ПТУ, техникум, ВУЗ) же является 19% (Таблица 4).

Таблица 4. Занятость ЖСК в данное время (% от числа респондентов)

Касаясь жилищных условий: в собственной квартире живет лишь 10,5% (24 человека); с родителями (родственниками) 28,1 % женщин, в съемной квартире каждая третья, у знакомых 12,3%, в общежитие 14%. (Таблица 5)

Таблица 5. Местожительство ЖСБ (% от числа респондентов)

Вывод по своим социально-демографическим характеристикам обследуемая группа ЖСБ является группой высокой степени социальной уязвимости:

ü в ней преобладают женщины со средним или среднее специальным образованием;

ü большинство женщин не имеют работы и нигде не учатся;

ü при этом больше половины женщин имеют детей;

ü больше половины женщин не состоит в браке;

ü каждая третья респондентка живет в съёмном жилье.

Использование презервативов женщинами секс-бизнеса (ЖСБ)

При коммерческом сексе уровень использования презерватива с клиентом во многом определяется ситуационно. Так, например, при контакте с клиентом презерватив использовали «всегда» или «почти всегда» 75,9% женщин, что является весьма высоким показателем и свидетельствует о достаточно широком распространении в этой группе навыков защищенного секса.

Вместе с тем, на то, что презерватив используется с клиентом «всегда», указали только 33,8% опрошенных ЖСБ. При этом ситуации, при которых презерватив все-таки может не использоваться по каким-то причинам, бывают у 97,8% женщин. (Таблица 6).

Таким образом, уровень поведенческого риска (по показателю доли женщин, использующих презерватив с клиентом «всегда») в группе ЖСБ выше, чем во всей совокупности ЖСБ. Итак, при наличии определенных причин большинство женщин могут отказаться от использования презерватива с клиентом.

Таблица 6. Использование презерватива ЖСБ (% от числа респондентов)

Факторы, влияющие на отказ от использования презерватива женщинами секс-бизнеса (ЖСБ)

Таблица 7. Причины отказа от презерватива ЖСБ (% от числа респондентов)

Следует отметить, что треть женщин (34,2% от числа ответивших на вопрос о причинах неиспользования презерватива с клиентом) назвали причиной неиспользования презерватива - дополнительное вознаграждение со стороны клиента. С другой стороны, в той же степени (29,8%) презерватив не используется, по причине его отсутствия.

Таким образом, клиенты оказывают большое влияние на то, будет ли использоваться презерватив при сексуальном контакте: это влияние может осуществляться как при добровольном согласии со стороны женщины (за дополнительную плату), так в момент, когда презерватива нет в нужный момент под рукой «отсутствие презерватива».

Не желание клиента использовать презерватив так же велико (18,9%), рядом стоит и экономическая проблема приобретения этого средства контрацепции (17,1%).

Количество партнеров ЖСБ за сутки

Большое число половых партнеров – риск инфицирования заболеваниями передающимися половым путем (ЗППП) прямо пропорционален числу половых партнеров. По данным среднее количество клиентов одной женщины секс - бизнеса составляет 3-4 клиента за одни сутки, но может достигать 10 человек.

Минимальное количество партнеров женщины секс-бизнеса (ЖБС) составил один клиент за сутки (63%), два клиента (20%) (Таблица 8). Максимальное количество партнеров ЖСБ 22% - 3 клиента за сутки, 19% - 4 клиента за сутки, 37% - 5-8 клиентов за сутки (Таблица 9).

(Таблица 8) (Таблица 9)

Минимальное число партнёров в сутки Максимальное число партнёров в сутки

Зависимость применения презервативов от количества детей женщин секс - бизнеса (ЖСБ).

Больше половины женщин, имеющих детей, пользуется презервативом «всегда» и «почти всегда» 83,7%. Можно заметить, что очень маленький процент 1,6 тех женщин, которые «никогда» не используют презерватив. (Таблица 10) Это говорит о том, что чем больше детей имеет ЖСБ, тем больше ее желание использовать средства контрацепции.

Таблица 10. Использование презервативов женщинами имеющих детей (% от числа респондентов имеющих детей)

Периодичность обращения к врачу-гинекологу и венерологу

Состояние здоровья ЖСБ отражает уровень сексуального поведенческого риска. 65,6% обращались к гинекологу и венерологу в течение последних 12 месяцев для обследования, и 1/3 (36,4%) ЖСБ обращается к гинекологу и венерологу по острой необходимости, однако присутствуют женщины, которые вообще не обращаются к врачам (5%). (Таблица 11)

(Таблица 11) Периодичность обращения к врачу-гинекологу и венерологу ЖСБ (% от числа респондентов)

Выводы:

В рамках исследования было изучено отношение женщин секс - бизнеса (ЖСБ) к применению презервативов и профилактики своего здоровья. Исследование касалось наиболее важных сфер - использование презерватива либо отказ от него, среднее количество партнеров и зависит ли наличие детей на применение презерватива, а также изучено обращение к врачу-гинекологу и венерологу.

Можно отметить, что чаще всего среди работников секс индустрии преобладают женщины с плохим материальным положением, не имеющих работу (57%), при всем этом у большинства женщин уже есть дети (в среднем 3 ребенка) и их надо кормить и воспитывать. Это говорит о том, что проституция может показаться способом быстро и легко заработать деньги.

Было выявлено, что частота использования презерватива с клиентом во многом определяется ситуационно. Так, например, при контакте с клиентом презерватив всегда использовали 21,9% женщин, что является весьма низким показателем и говорит нам о не достаточно широком распространении в той группе навыков защищенного секса. При этой ситуации, при которых презерватив все-таки может не использоваться по каким-то причинам, бывают у 64% женщин. Итак, при наличии определенных причин большинство женщин могут отказаться от использования презерватива с клиентом. Эти причины могут быть разного характера: так, 1/3 женщин отказывается от использования презерватива под влиянием клиента, который предлагает дополнительную оплату, то есть по причине большего заработка. Также 1/3 женщин не использует средство контрацепции в момент, когда презерватива нет в нужный момент под рукой. Следует заметить, что отказ от презерватива ведет к риску заболеваний передающихся половым путем. Чтобы избежать этого риска нужно как можно чаще проходить обследование у гинеколога и венеролога, так считают 65,6% женщин секс – бизнеса, что говорит о среднем уровне профилактики опрашиваемых.

Чтобы повысить уровень пользования презервативами и профилактических мер женщин секс - бизнеса, нужно:

ü Проводить информационно-просветительские работы среди женщин секс бизнеса, в том числе с участием волонтеров из данной среды. Больше пропагандировать защищенный секс и своевременную проверку своего здоровья - не только физического, но и психологического, представлять бесплатные консультации психолога.

ü Бесплатно распространять презервативы и другие средства защиты среди представителей этой уязвимой группы. Одновременно это может являться хорошим стимулом для привлечения ЖСБ к участию в мероприятиях проекта.

ü Улучшить доступа к услугам кожно-венерологической службы, консультированию и лечению ЗППП среди представителей ЖСБ, которые будут предоставлять бесплатное анонимное тестирование и консультирование, а также бесплатное лечение наиболее распространенных ИППП. В рамках проекта планируется оплачивать административные расходы, а также затраты на проведение тестов, закупку медикаментов и оборудования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: