Тема 9. Логические уровни

(На материалах Р.Дилтса и А. Плигина)

Понятие логических уровней относится к тому факту, что некоторые процессы и явления являются результатом отношений между другими процессами и явлениями. Любая система деятельности – это подсистема, включенная в другую систему, которая включена в другую систему и т.д. Этот вид отношений между системами производит особые уровни процессов относительно системы, в которой действует человек. Структура нашего сознания, язык и социальные системы формируют естественные иерархии, или уровни, процессов.

Например «доходность» компании находится на ином уровне, чем машинное оборудование, используемое этой компанией; и воспринимаемый образ находится на ином уровне, чем нейроны в мозге, которые передают сигналы от внешних рецепторов.

Широко использующийся сейчас термин «логические уровни» был адаптирован одним из «корифеев» НЛП Робертом Дилтсом из работ антрополога Грегори Бейтсона, и относится к иерархии уровней процессов, протекающих в отдельном человеке или в группе. Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне. Любое изменение на верхнем уровне обязательно распространяется вниз, ускоряя изменение на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может затрагивать или не затрагивать верхние уровни. Эти уровни включают (снизу вверх): 1) окружение и контекст, 2) действия, 3) навыки и способности, 4) ценности и убеждения и 5) личностное своеобразие. Шестой уровень, называемый «духовным», можно определить как некую «область отношений», которая охватывает многих личностей, формируя ощущение принадлежности к большей системе, выходящей за рамки индивидуальной личности.

Это, например, естественным образом связано с процессом накопления жизненного опыта: С момента рождения человек попадает в богатейшую среду предметного мира, мгновенно получая информацию данного класса о вещах, людях, контекстах. Пробуя взаимодействовать с окружением, человек обучается разным вариантам поведения, которые достаточно быстро обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Проявляя различные данные человек начинает формировать систему веры и убеждения относительно масштабов своих возможностей и границ личного опыта, устанавливая при этом особые ценностные предпочтения. Обобщая приобретенный опыт, человек учится осознавать себя в соотношении с другими людьми, определяя свою «самость», неповторимость, то есть собственное «Я» как целое. И затем, на определенном этапе, человек формирует свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, планетой, вселенной, Богом на основе представления о личностном своеобразии.

Задание 36. Выпишите какие-нибудь три роли, которые вы играете в жизни. Распишите каждую из них по логическим уровням. В каком окружении я реализую эту роль? Что я делаю, какие результаты стараюсь получить? Как я это делаю? Почему для меня это важно? Что я даю в этой роли своей семье, обществу, планете, вселенной, Богу?

В контексте коучинга структура логических уровней может использоваться в качестве «формата» – структуры, прояснение ячеек которой помогает клиенту получить целостное, системное видение своей ситуации. Это может помочь при прояснении его целей и дать дополнительную мотивацию к их достижению. Часто клиент приходит к удивительным для себя открытиям, когда при помощи открытых вопросов, мы проводим его вначале снизу вверх по структуре логических уровней: к своим ценностям, уникальности и миссии, а затем – сверху вниз – к новым стратегиями и решениям.

Задание 37. В парах. Проведите мини-коуч-сессию (20 мин.). Установите раппорт. Попросите клиента сформулировать свою задачу. Убедитесь, что она отвечает формату конечного результата. Ваша цель в данном упражнении – провести клиента по структуре логических уровней снизу вверх, а затем сверху вниз, и посмотреть, как изменилось видение клиентом своей цели и способов ее достижения? Попросите клиента поделиться, что ценного он получил в результате этой сессии. Подведите итог. Что ценного получили Вы?: Поменяйтесь ролями

Чрезвычайно важно учитывать логические уровни, когда мы даем обратную связь. Для того, чтобы она была эффективной, ее следует вести на нижних трех уровнях – окружения, действий и способностей. Эти вещи можно изменить. С другой стороны, если человек привязан (а чаще всего так и бывает) к какой-то роли или системе убеждений, то предложения изменить их он может воспринимать как угрозу, и занять оборонительную позицию. Опробуйте это на самих себе. Представьте, что кто-то высказал в ваш адрес каждое из следующих утверждений

  • Ваше окружение (глупое / отвратительное / исключительное / превосходное)
  • Ваши действия в этой конкретной ситуации были (глупыми / отвратительными / исключительными / превосходными)
  • Вы действительно обладаете способностью быть (глупым / отвратительным / исключительным / превосходным)
  • То, в чем вы убеждены и что вы цените, – (глупое / отвратительное / исключительное / превосходное)
  • Вы (глупы / отвратительны / исключительны / превосходны)
  • Те, для кого вы это делаете (глупы / отвратительны / исключительны / превосходны)

Отметьте, что оценки, данные в каждом утверждении, не меняются. Меняется лишь точка зрения человека, к которому обращено утверждение.

Задание 38. Какие чувства Вы испытывали в каждом случае при позитивной и негативной оценке? Какие практические рекомендации вы могли бы сделать для себя?

Альберт Эйнштейн сказал, что трудности не разрешаются на том уровне, на котором они создались. В практике коучинга мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда клиент «застревает» на какой-то «тупиковой» ситуации, не видя из нее выхода. При помощи открытых вопросов мы можем побудить его подняться на более высокий логический уровень (можно на следующий, можно – перепрыгнуть), что может помочь ему найти новое решение. Это подобно аттракциону «лабиринт» у Джерома-К-Джерома, где для того, чтобы помочь посетителям выбраться из лабиринта, присмотрщику нужно было встать на лестницу и посмотреть на ситуацию сверху:

«Мне здесь скучно!» – «А что именно Вы здесь делаете?» или «Куда бы еще Вы могли пойти?»

«Мне приходится заниматься этой тупой работой!» – «Что еще Вы умеете делать?» «Как бы можно было сделать процесс работы более интересным?»

«Мне никогда не научиться играть на пианино!» – «Почему для Вас важно научиться играть на пианино?»

«Я терпеть не могу этого человека!» – «В какой роли Вы смогли бы относиться к нему хорошо?»

«Я просто неудачник!» – «А кто бы мог безусловно принимать и ценить Вас как личность?»

Задание 39. В парах. Попросите вашу «пару» сделать утверждения, относящиеся к каждому из различных логических уровней. Придумайте открытые вопросы, выводящие клиента на следующий логический уровень.

Задание 40. Что ценного Вы получили для себя из этой темы («Логические уровни»)? Что изменилось в Вашей жизни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: