Условия и порядок возмещения убытков землевладельцам и землепользователям

Условия и порядок возмещения убытков собственникам земли и землепользователям существенно отличаются от общеизвестных гражданско-правовых основ их компенсации. Так, согласно ст. 157 ЗК возмещения убытков собственникам земли и землепользователям осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица, использующие земельные участки, а также указанные органы и лица, деятельность которых ограничивает права собственников и землепользователей или ухудшает качество земель, расположенных в зоне их воздействия, в том числе вследствие химического и радиоактивного загрязнения территории, засорения промышленными, бытовыми и другими отходами и сточными водами.

Порядок определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 № 284. Согласно п. 1 указанного Порядка собственникам земли и землепользователям возмещаются убытки, причиненные изъятием (выкупом) и временным занятием земельных участков, установлением ограничений по их использованию, ухудшением качества почвенного покрова и других полезных свойств земельных участков или приведением их в непригодное для использования состояние и неполучением доходов в связи с временным неиспользованием земельных участков.

Размеры убытков определяются комиссиями, созданными Киевской и Севастопольской городскими, районными государственными администрациями, исполнительными комитетами городских (городов областного значения) советов.

В состав комиссий включаются представители соответствующих государственных администраций, исполнительных комитетов городских советов (председатели комиссий), собственники земли или землепользователи (арендаторы), которым причинены убытки, представители предприятий, учреждений, организаций и граждане, будут их возмещать, представители государственных органов земельных ресурсов и финансовых органов, органов по делам градостроительства и архитектуры и исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских (городов районного значения) советов, на территории которых находятся земельные участки.

В случае, когда убытки причинены ухудшением качества земель или приведением их в непригодность для использования по целевому назначению, в состав комиссий включаются также представители санитарно-эпидемиологических и природоохранных органов. Результаты работы комиссий оформляются соответствующими актами, которые утверждаются органами, создали эти комиссии.

Согласно п. Порядка возмещению подлежат: стоимость жилых домов, производственных и других зданий и сооружений, включая незавершенное строительство; стоимость плодоягодных и других многолетних насаждений; стоимость лесных и древесно-кустарниковых насаждений; стоимость водных источников (колодцев, прудов, водоемов, скважин и др.), оросительных и осушительных систем, противоэрозионных и противоселевых сооружений; понесенные расходы на улучшение качества земель за период использования земельных участков с учетом экономических показателей, на незавершенное сельскохозяйственное производство (вспашка, внесение удобрений, посев, другие виды работ), на разведывательные и проектные работы, другие убытки собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, включая и неполученные доходы, если они обоснованы.

Причиненный ущерб определяются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью на момент причинения ущерба, произведенных затрат на улучшение качества земель с учетом рыночной или восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость определяется на основе нормативов и индексов восстановительной стоимости, приведенные в письме Госстроя Украины и Госкомзема Украины от 26 марта 1999 № 7/250 "О возмещении убытков собственникам земли и землепользователям".

Необходимо обратить внимание и на круг субъектов в ст. 157 ЗК, которые обязаны возмещать земельно-правовые убытки. Безусловно, ими могут быть причинителя вреда, к которым применяются гражданско-правовые основы компенсации причиненного вреда. Однако в указанной земельно-правовой норме речь идет о возмещении вреда, причиненного в большинстве случаев правомерными действиями. В таких случаях по требованиям земельного законодательства, убытки возмещаются выгодоприобретателями, т.е. субъектами, в интересах которых принимались соответствующие решения или осуществлялись определенные действия. Так, несмотря на то, что изъятие (выкуп) земель осуществляется по решению соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, убытки землевладельцев и землепользователей, возмещаются не обозначенным органами, а юридическими или физическими лицами, в интересах которых принято решение об изъятии (выкупе) земель.

Убытки возмещаются предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которые причинили, за счет собственных средств не позднее одного месяца после утверждения актов комиссий, а при изъятии (выкупе) земельных участков - после принятия соответствующим советом решения об изъятии (выкупе) земельных участков в период к выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок предприятия, учреждения, организации или гражданина. При изъятии (выкупе) земельных участков с целью отнесения их к землям запаса убытки владельцам земли и землепользователям, в том числе арендаторам, принявшими решение об изъятии (выкупе) земель.

В п. 6 Порядка предусматривается возможность договорного определения размера компенсации убытков самыми заинтересованными сторонами. Так, при временном занятии земельных участков для изыскательских работ убытки определяются договором между собственниками земли или землепользователями и предприятиями, учреждениями и организациями - заказчиками разведочных работ с выражением размеров убытков и порядка их возмещения в договоре. При недостижении согласия размеры убытков определяются комиссиями, создаваемыми Киевской, Севастопольской городскими, районными государственными администрациями, исполнительными комитетами городских (городов областного значения) советов. их решения могут быть пересмотрены судом при решении соответствующих исков.

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел" при невыполнении предприятиями, учреждениями, организациями, временно использовали земельные участки для проведения геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательских работ, предусмотренных ст. 97 ЗК, обязанности привести земельный участок в прежнее состояние за свой счет в установленный срок, они должны в соответствии со ст. 211 ЗК, ст 22 623, 166, 192 ГК, возместить собственнику или землепользователю причиненный ущерб в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в такое состояние. Для определения размера этого вреда суд в случае необходимости может назначить экспертизу.

5.6. Органи, що вирішують земельні спори, порядок їх розгляду та вирішення
Действующий ЗК несколько изменил систему органов, которые могут рассматривать и решать земельные споры. В соответствии со ст. 158 ЗК такие споры они решаются судами, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Причем указанная норма предусматривает определенное разграничение компетенции этих органов. Так, исключительно судом решаются земельные споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а также споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей. Органы местного самоуправления решают споры в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах. Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают споры о границах земельных участков за пределами населенных пунктов, установления ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.

Рассмотрение и решение земельных споров органами местного самоуправления или органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов не лишает участников спора права на обращение в суд. Согласно ч. 5 ст. 158 ЗК в случае несогласия собственников земли или землепользователей с решением органов местного самоуправления или органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов спор разрешается судом. Принимая во внимание резкое увеличение количества земельных споров, усложнение их рассмотрения и практической актуализации содержания было бы целесообразным принятие специального законодательного акта об их рассмотрение и разрешение. Детальное законодательное урегулирование условий и порядка рассмотрения и разрешения земельных споров является насущной потребностью практики современного реформирования земельных отношений.

Решение земельных споров судами сейчас достаточно распространено. Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел" по общему правилу, разграничение между судами общей юрисдикции подведомственности земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров происходит в зависимости от субъектного состава их участников. Так, общим судам подведомственны земельные споры в случае, если хотя бы одним из лиц, участвующих в деле, является гражданин.Хозяйственными судами решаются земельные споры с участием предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности.

Исходя из соответствующих положений Конституции, ЗК, ГПК и ХПК, а также указанного постановления, судам подведомственны дела по заявлениям, в частности: по поводу владения, пользования, распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан или юридических лиц, и признании недействительными государственных актов о право собственности и право постоянного пользования земельными участками, о праве граждан на земельную долю (пай) при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, использование при этом земельных участков с мелиоративными системами, о распределении несельскохозяйственных угодий при ликвидации сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, о признании недействительным отказа в рассмотрении заявлений граждан о бесплатной передаче в собственность (приватизации) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского и личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений, дачного дома и индивидуального гаража, о признании недействительным отказа в предоставлении в постоянное пользование земельных участков юридическим лицам, о признании незаконным отказа в продаже земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим право на приобретение этих участков в собственность, а также иностранным государствам, о разрешении споров, связанных с арендой земли, об установлении и прекращении действия земельных сервитутов, о принудительном прекращении права на земельный участок из предусмотренных законом оснований, о недействительности отказа в рассмотрении заявления о согласовании места расположения объекта, в отношении которого возбуждается вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка, о разрешении споров по проведению разведывательных работ на землях, находящихся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, о решении имущественных споров, связанных с земельными отношениями, в том числе о возмещении собственникам и землепользователям убытков, причиненных изъятием (выкупом) определенных угодий, ограничением их прав или нарушением земельного законодательства, о возмещении расходов сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, о признании недействительными договоров купли-продажи, дарения, залога, обмена земельных участков, заключенных с нарушением установленного законом порядка, о возвращении самовольно занятого земельного участка или об освобождении земельного участка лицом, занимающим ее без должных на то оснований, о разрешении споров относительно размежевания территорий сел, поселков, городов, районов и областей, о решении земельного спора, в соответствии с определенной ЗК компетенции рассматривался органом местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, по решению которого одна из сторон в земельном споре не соглашается.

В п. 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда предусмотрено, что суды рассматривают дела по спорам о границах земельных участков, находящихся в собственности или пользовании граждан-заявителей, которые не согласны с решением органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Указанные споры подлежат рассмотрению местными судами независимо от того, рассматривались они предварительно органом местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или нет. Решение этих органов по такому спору не может быть основанием для отказа в принятии заявления или для закрытия производства по возбужденному делу.

Безусловно, приведенный перечень земельных споров, рассматриваются и разрешаются в судебном порядке не является исчерпывающим. Так, с принятием Закона "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности" появилась новая категория земельных споров, которые рассматриваются органами судебной власти. Споры по разграничению земель государственной и коммунальной собственности, как правило, возникают между органами государственной власти и органами местного самоуправления разного уровня. Такие споры подлежат рассмотрению и разрешению хозяйственными судами.

Особенности решения земельных споров хозяйственными судами, возникающих между предприятиями, учреждениями и организациями как юридическими лицами, предусмотренные ГПК. Однако при их рассмотрении и решении должны применяться не только процессуальные нормы, но и нормы материального права. Это, в частности, касается рассмотрения и разрешения земельных споров, возникающих в фермерском хозяйстве. Понятно, что земельные споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства, а также споры по имущественным вопросам, связанных с земельными отношениями, с участием граждан, являющихся членами фермерского хозяйства, подведомственные судам общей юрисдикции. Однако, поскольку фермерские хозяйства являются юридическими лицами, их земельные споры с другими юридическими лицами, в том числе о предоставлении или продаже земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для расширения хозяйства, подведомственные хозяйственным судам.

На особенности рассмотрения и разрешения земельных споров хозяйственными судами обращается внимание в обзорном письме Высшего хозяйственного суда Украины от 30 ноября 2007 № 01-8/918 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с арендой земельных участков". Также следует обратить внимание, что когда одним из участников земельного спора является иностранный субъект права или предприятие, принадлежащие иностранным инвесторам, международным организациям и объединениям, спор может рассматриваться хозяйственным судом при наличии договора между сторонами о его рассмотрении в хозяйственном суде. Это связано с особенностями юрисдикционного статуса иностранных предприятий и допустимостью применения к ним процессуальных норм национального законодательства.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел" подведомственны судам споры, связанные с земельными отношениями, рассматриваются в исковом производстве. По заявлению стороны, не согласен с решением органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по земельному спору, суд проверяет правильность этого решения и решает спор по существу. При рассмотрении земельных споров о защите прав владельцев земельных участков, стороной в которых является гражданин, применяется трехлетний срок исковой давности, если иное не предусмотрено законом. Если для определенных правоотношений, связанных с осуществлением права собственности на землю или пользования ею, законом установлены иные сроки обращения в суд за разрешением спора, применяются установленные сроки.

Решение земельных споров органами местного самоуправления осуществляется соответствующими советами в соответствии с полномочиями, прямо предусмотренных в земельном законодательстве. Они закреплены для областных советов - ст. 8, для Киевской и Севастопольской городских советов - в. 9 и для сельских, поселковых, городских советов - в. 12 ЗК. При этом органы местного самоуправления согласно ч. З ст. 158 ЗК решают земельные споры, возникающие в отношении земель соответствующих населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании граждан, то есть пограничные споры, и споры относительно соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах.

Отметим что пограничные споры и споры, возникающие в связи с отклонениями от правил добрососедства, являются относительно новыми видами споров. Критерии определения границ земельных участков и содержание требований относительно добрососедства предусмотрены в гл. 17 ЗК.Так, споры соблюдения правил добрососедства, т.е. избрания собственниками и землепользователями таких способов использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам и землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные-запахи, шумовое загрязнение и т.п.), подлежат рассмотрения соответствующими органами местного самоуправления. Что касается споров о размежевании границ районов в городах, то их решение носит самоуправляемый характер.

Решение земельных споров органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсовсохраняет свои административные признаки и осуществляется государственными органами. Это определяется самой категорией споров, к которым отнесены земельные споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, расположение: ограничений в использовании земель и по земельных сервитутов, Возникновение таких споров может иметь место, например, в случаях отклонения от требований содержания земельных сервитутов, предусмотренных гл. 16 ЗК, реализации права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки, закрепленных в гл. 16-1 ЗК, или несоблюдение ограничений установленных нормами гл. 18 ЗК.

Согласно ч. 4 ст. 158 ЗК органы исполнительной власти с земельным ресурсам решают земельные споры, относительно границ земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, а также расположении ограничений в использовании земель и земельных сервитутов. При таком охват органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов указанного вида земельных споров не остаются споры для решения областными и районными советами, о которых говорится в ст 8, 10 ЗК. Можно предположить, что органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают земельные споры относительно границ земельных участков государственной собственности, находящихся за пределами населенных пунктов, а областные и районные советы вправе решать аналогичные пограничные споры относительно земельных участков коммунальной собственности, но прямого указания на это в смысле рассматриваемой земельно-правовой нормы нет.

Однако из содержания приведенной земельно-правовой нормы следует несколько выводов. Известно, что органом центральной исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений ныне Госкомзем, а его местными органами являются соответствующие управления в областях и отделы в районах. Однако в ст. 15 ЗК, посвященной полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, не предусмотрено функций указанного органа по решению им земельных споров, а полномочия местных органов исполнительной власти в области земельных отношений вообще не определены в ЗК. Не предусмотрены такие функции и для местных государственных администраций, а, следовательно, нет и возможности делегировать такие полномочия региональным и местным органам специального управления земельными ресурсами.

Можно было бы удовлетвориться указанием приведенной земельно-правовой нормы на то, что орган центральной исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов уполномочен решать другие вопросы в области земельных отношений. Однако его компетенция по решению земельных споров не урегулирована на законодательном уровне. ЗК все же требует решения земельных споров в соответствии с законом.

Условия и порядок рассмотрения и разрешения земельных споров включают наличие ряда предусмотренных законодательством правовых требований, определяющих правомерность оснований земельного спора и правомочность участия в его рассмотрении. К ним надо отнести владения субъективным правом на конкретный земельный участок и реальное нарушение этого права, препятствование удовлетворению необходимых потребностей и законных потребностей собственника земельного участка или землепользователя, наличие предмета земельного спора и установления границ правовых требований со стороны его сторон, обращение в компетентный орган за защитой нарушенного субъективного права и т.п.. Это может быть обнаружено как в процессе подготовки дела к рассмотрению, и при решении земельного спора по существу.

Наибольшую сложность для органов, рассматривающих земельные споры, составляют вопросы отделения настоящих (реальных) нарушений субъективных прав и законных интересов землевладельцев и землепользователей от допущенных (мнимых) нарушений, вызванных юридической неосведомленностью.Правовые последствия рассмотрения таких споров разные. В первом случае будет иметь место восстановления нарушенных земельных прав, а во втором - сохранение существующего правового состояния. Поэтому предварительная подготовка земельных споров к рассмотрению с целью определения условий правомерности возбуждения спора и правомочия участия в их рассмотрении, имеет важное значение для правильного и обоснованного их решения.

На необходимость досудебной подготовки земельных споров к рассмотрению обращается внимание и в постановлении Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел". Так, согласно п. 25 указанного постановления, в частности, по делам об установлении порядка пользования земельным участком совладельцев жилого дома необходимо истребовать: документы о предоставлении его для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек; план земельного участка, отведенного в натуре (на местности) план этого участка с указанием его частей, находящихся в фактическом пользовании каждого из совладельцев, а также расположенных на ней зданий, плодово-ягодных насаждений; правоустанавливающие документы на дом с указанием размера долей каждого совладельца; договор или решение суда о разделе дома в натуре или определения порядка пользования им; договор о порядке пользования земельным участком.

При подготовке к рассмотрению дел о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства принадлежит истребовать: документы об образовании, специальность или профессию истца, стаж его работы в сельском хозяйстве, место жительства; план расположения земельного участка; обоснование ее размера и перспектив деятельности фермерского хозяйства; документы конкурсной комиссии о рассмотрении заявления и прохождения конкурсного отбора; проект отвода земельного участка, разработанный организацией, имеющей на это соответствующее разрешение (лицензию).

В делах о возмещении ущерба или вреда необходимо истребовать: акт соответствующей комиссии, созданной Киевской, Севастопольской городскими советами, районной государственной администрацией или исполнительным комитетом городского (городов областного значения) совета для определения размера убытков, причиненных собственникам земли и землепользователям, утвержденный органом, создавшим эту комиссию; проект мероприятий для приведения в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, земельных участков, предоставленных во временное пользование, и смету расходов на это, документы о стоимости работ по приведению в прежнее состояние испорченных или поврежденных земель; справку надлежащей службы районной государственной администрации о средней урожайности соответствующих культур; справку о рыночной цене этих культур.

В случае, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные знания, судья при подготовке дела к рассмотрению, а суд - во время ее рассмотрения могут назначить проведение соответствующей экспертизы с соблюдением требований ст. 57 ГПК. Приведенные требования предварительной подготовки земельных дел к рассмотрению в зависимости от их содержания, видов и состава участников, важны не только для органов судебной власти, но и для органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Требования к условиям и порядку разрешения земельных споров при их судебном рассмотрении предусмотрены соответствующими нормами ГПК и ХПК. их судебное разбирательство осуществляется определенным определенным в законе составом суда и в предусмотренные сроки, а завершается принятием соответствующего решения с определением порядка вступления в силу, его обжалования и исполнения с соблюдением требований, предъявляемых для судебных решений.

Несколько иной порядок установлен ЗК для решения земельных споров органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.Самоуправляющийся и административный порядок рассмотрения земельных споров предусматривают обращение в указанные органы, сроки рассмотрения споров ними процедуру их рассмотрения и некоторые другие требования. Так, согласно ст. 159 ЗК земельные споры рассматриваются органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органами местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в месячный срок со дня подачи заявления. Они рассматриваются с участием заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на его рассмотрение вопросы, рассмотрение спора переносится. Повторное откладывание рассмотрения земельного спора может иметь место только по уважительным причинам.

Согласно содержанию указанной земельно-правовой нормы отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не приостанавливает его рассмотрения и принятия соответствующего решения. В решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов определяется порядок его исполнения. Принятое решение передается сторонам спора в 5-дневный срок с момента его принятия.

Поскольку рассмотрение земельных споров органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов относится к административного порядка их решения, то в процессе их рассмотрения, решения и исполнения могут применяться соответствующие нормы КоАП.

При решении земельных споров органами местного самоуправления последние должны руководствоваться не только ЗК, но и положениями Закона "О местном самоуправлении в Украине".

Поскольку местные советы не являются постоянно действующими органами, а работают в сессионном режиме, предусмотренном ст. 46 Закона "О местном самоуправлении в Украине" (сессии созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал), то соблюдение установленного месячного срока для рассмотрения ими земельных споров является проблематичным. На самом деле, трудно представить, что сессия совета будет созвана для рассмотрения земельного спора только ради соблюдения установленного ЗК срока для его рассмотрения. С целью соблюдения указанного срока решение земельных споров, местные советы делегируют свои полномочия по их рассмотрения органам государственной власти или исполнительным органам местного самоуправления, с последующим утверждением принятых ими решений на очередной сессии совета. В целом это не противоречит ст 27, 33, 44 и другим нормам Закона "О местном самоуправлении в Украине".

Права и обязанности сторон при рассмотрении земельных споров имеют важное значение для их объективного и обоснованного решения. Так, согласно ст. 160 ЗК стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по этому спору, делать из них выписки, участвовать в рассмотрении земельного спора, представлять документы и другие доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доказательств другой стороны, получать копию решения по земельному спору, и в случае несогласия с этим решением, обжаловать его. При судебном рассмотрении земельного спора, стороны наделены всеми процессуальными правами, предусмотренными для участников судебного процесса.

Исполнение решений органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органов местного самоуправления по земельным спорам является конечной целью их рассмотрения и разрешения. Поэтому указанные органы должны принять реалистичных мер по исполнению решения уже на стадии его принятия. Согласно ст. 161 ЗК решения соответствующих органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органов местного самоуправления вступает в силу с момента его принятия. Однако обжалования указанных решений в суд приостанавливает их исполнение.

Исполнение решения по земельным спорам, по положениям ЗК, осуществляется органом, принявшим это решение. При этом, исполнение решения по земельным спорам не освобождает правонарушителя от возмещения убытков или потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства вследствие нарушения земельного законодательства. Выполнение принятого решения по земельным спорам может быть приостановлено или его срок может быть продлен вышестоящим органом или судом. Таким образом, земельному законодательству известно не только приостановление исполнения принятых решений и срока их выполнения на основании судебного обжалования, но и обжалования вышестоящему органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органа местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: