по народным праздникам
тема: «Кукла Лихоманка»
Подготовил: магистрант группы 11206о, Попова Галина Валентиновна.
Для учеников 3 и 4 классов школы № 683 г. Москвы.
8. Литература: Берестенёва Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2010 – 112 с.
9. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2003. – 240 с.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить детей с народными традициями изготовления тряпичной куклы;
Развивающая: пробудить интерес к народным традициям, развить навыки мелкой моторики рук;
Воспитательная: воспитать терпеливость, усидчивость, уважение к товарищам.
План урока:
Подготовительный этап: Рассаживание детей за столы, знакомство, раздача рабочего материала.
Мотивационный этап:
Сегодня мы с вами изготовим своими руками куклу, которая называется Лихоманка. Каждый сможет забрать свою куколку домой.
Теоретический материал:
Кукла Лихоманка изготавливалась на шимми предками в конце февраля или начале марта – в период, когда многие болеют. Считалось, что Лихоманка защищает от болезней: болезнь придет в дом, захочет вселиться в кого-нибудь. Увидит куклу, подумает, что это человек – и вселится в нее. Таким образом кукла защищает всю семью от болезней. И название «Лихоманка» означает, что она все лихое на себя переманивает.
Практическая работа:
1. Возьмите длинную светлую ткань, сложите ее пополам (чтобы она стала короче) и скрутите плотной трубочкой. По середине трубочки обмотайте ниткой и завяжите на 3 узла. Это будет тело нашей куколки.
2. Теперь наденем ей юбочку. Нам понадобится цветной прямоугольник. Прикладываем его к тельцу немного выше середины внешней стороной ткани к себе, и снова обматываем ниткой и завязываем на 3 узелка.
3. Дальше – фартучек. Это маленький цветной прямоугольничек. Сначала определите, где у вашей Лихоманки будет лицо: на нем не должно быть «шва». И под лицом снова чуть выше середины прикладываем прямоугольник вертикально. Обматываем точно так же ниткой.
4. Теперь самое сложное: нам надо надеть кукле платочек. Оставшийся квадрат складываем так, чтобы получился треугольник. Середину самой длинной стороны кладем на голову над лицом. Справа и слева от головы делаем «защипы» пальцами и кончики платка закладываем вперед. Обматываем платочек ниткой чуть-чуть ниже лица и завязываем ее на 3 узла ссади.
Куколка готова!
Рефлексия
1 занятие. 3 класс.
Детей заранее попросили принести лоскутки цветных тканей, но почти никто не принес. Лоскутки не были заранее порезаны на кусочки необходимого размера – детям приходилось ждать. Некоторые из ребят не умеют завязывать узелки – приходилось помогать.
2 занятие. 4 класс.
Перед уроком я успела подготовить хоть какое-то количество лоскуточков, дело пошло быстрее. Но детей было очень много, мест на всех не хватило, многим пришлось работать стоя. Ребята никак не могли ждать помощи на своем месте и постоянно подходили ко мне, чем мешали работать тем, чьи рабочие места были около меня. Ткань приходилось резать на протяжении всего занятия. Это была очень шумная группа. Но было 2 момента, когда наступала удивительная полная тишина и я совершенно спокойно могла объяснить следующий этап работы.
3 занятие. 4 класс.
На это занятие пришли только 3 девочки – все остальные пошли на физкультуру. Девочки принесли с собой кусочки ткани, нитки и ножницы. Сидели очень тихо, почти не задавали вопросов, внимательно слушали и делали все сами. Когда сделали кукол, то попросили сделать еще по одной без моей помощи. Времени осталось еще много, и они успели сделать по второй кукле самостоятельно. Урок прошел тихо и спокойно, мне даже было скучновато. Если бы было детей немного побольше, то и этим девочкам, мне кажтся, было бы повеселее и они были бы посмелее.
4 занятие. 3 класс.
На урок пришло 10 ребят. За перемену я успела подготовить все лоскуточки. Так что работа шла весело, быстро и легко. И, хотя некоторым и надо было помогать завязывать узелки, я легко справилась с этой группой.
Вывод:
1. подготавливать все тряпочки до урока,
2. не брать очень большие группы (не больше 25 человек),
3. 3 человека – слишком мало,
4. не рассчитывать, что дети принесут материалы.