Мой дорогой Гнусик!
Особенно тревожит меня в твоем докладе то, что подопечный больше не
принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное
обращение. Он не обещает неуклонной добродетели, он даже не ожидает
благодати на всю жизнь -- он только надеется всякий день и час получать
поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А
это очень плохо!
Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный
приобрел смирение - заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее
страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в
себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности,
подсунь ему приятную мысль: "А ведь я становлюсь смиренным". Если он
очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь
его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком
долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь чувство юмора и здравомыслие.
|
|
Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.
Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на
этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш
Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на
ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют, в конце
концов, именно для этого: пока они не служат этой цели, от них мало вреда.
Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется
преимущественно собой. Кроме того, самоуничижение можно использовать как
исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости.
Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под
смирением подразумевает особое (а именно плохое) мнение о своих способностях
и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него
действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы
ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее
ценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное -- чтобы
он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть
крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае
угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи
людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя
уродом, для умного мужчины -- считать себя дураком. А поскольку то, во
что они старались верить,-- явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем
до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются
|
|
достичь невозможного.
Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет
привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в
мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше и
не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг
хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу
и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и
способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду. Он хочет, чтобы
каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам)
великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке
животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель -- в том, чтобы
восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению,
включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как
самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны
забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: О
н действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и
правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.
Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще
перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя
скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную
скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения
о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно,
какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни
стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того.
Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую
им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их
способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как
гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой
гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет,
чтобы они сверх меры копались в своих грехах -- чем скорее человек после
покаяния займется делом, тем Врагу лучше.
Твой любящий дядя Баламут.