Письмо четырнадцатое

Мой дорогой Гнусик!

Особенно тревожит меня в твоем докладе то, что подопечный больше не

принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное

обращение. Он не обещает неуклонной добродетели, он даже не ожидает

благодати на всю жизнь -- он только надеется всякий день и час получать

поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А

это очень плохо!

Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный

приобрел смирение - заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее

страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в

себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности,

подсунь ему приятную мысль: "А ведь я становлюсь смиренным". Если он

очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь

его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком

долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь чувство юмора и здравомыслие.

Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.

Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на

этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш

Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на

ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют, в конце

концов, именно для этого: пока они не служат этой цели, от них мало вреда.

Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется

преимущественно собой. Кроме того, самоуничижение можно использовать как

исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости.

Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под

смирением подразумевает особое (а именно плохое) мнение о своих способностях

и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него

действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы

ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее

ценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное -- чтобы

он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть

крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае

угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи

людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя

уродом, для умного мужчины -- считать себя дураком. А поскольку то, во

что они старались верить,-- явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем

до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются

достичь невозможного.

Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет

привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в

мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше и

не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг

хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу

и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и

способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду. Он хочет, чтобы

каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам)

великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке

животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель -- в том, чтобы

восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению,

включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как

самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны

забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: О

н действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и

правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще

перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя

скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную

скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения

о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно,

какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни

стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того.

Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую

им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их

способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как

гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой

гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет,

чтобы они сверх меры копались в своих грехах -- чем скорее человек после

покаяния займется делом, тем Врагу лучше.

Твой любящий дядя Баламут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: