В структуре самосознания можно выделить 3 взаимосвязанных компонента:
1) самопознание;
2) эмоционально-ценностное отношение к себе;
3) саморегулирование поведения личности.
Образ «Я» субъекта включает в себя «реальное Я» — представление о себе в момент самого переживания, и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих.
Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
|
|
Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только ожиданием успеха или неудачи, но прежде всего учетом прошлых успехов и неудач.
КОМПОНЕНТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ -когнитивныйобраз своих качеств, способностей,в нешности и социальной значимости. Эмоциональный-самоотношение включает в себя: самоуважение,себялюбие,самоуничтожение. Оценочно-волевой-стремление повысить самооценку личностного роста и развития к завоеваниям социального уважения.
У.ДЖЕМС:самоуважение зависит от=успех(внеш. или объект.)
Уровень притязания