Художественный язык искусства как основа образного мышления

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА»

Кафедра истории искусств и гуманитарных дисциплин

Тема:

Художественный язык искусства как основа образного мышления.

Вып.: Студентка V курса

Специальности ДПИ

Наговицына А.А.

Научный руководитель:

Жданова А.Д..

Пермь-2013

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов для воплощения идейно-эстетического содержания в художественном произведении.

Художественный язык складывается в процессе исторического развития различных видов искусства. При этом каждый из этих видов в соответствии с его природой вырабатывает свои специфические изобразительно-выразительные средства. В архитектуре — это пространственные соотношения, пропорции плоскостей и масс, сочетания цветов и цветотеней; в живописи — рисунок, колорит, светотень; в хореографии — движение, жест; в литературе — слово в различных семантических, ритмических сочетаниях; в кино — кадры, их монтаж. Художественный язык зависит от природы и закономерности того материала, из которого он образуется (цвет, звук, человеческое тело и т. д.). С его помощью создается произведение искусства как нечто целостно оформленное.

Художественный язык имеет специфические отличия от разговорно-бытового или научного языка. В ходе исторического развития он совершенствуется и изменяется, что не противоречит его внутренней законообразности: каждый большой художник в силу своей индивидуальности творит с нарушением имеющихся правил и создает свои собственные.

Образное мышление

Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словес-но-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

Образ художественный

худо́жественный о́браз

в изобразительном искусстве, форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путём создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т. д.). Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние. Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств. Зритель ощущает в художественном произведении чувство радости или одиночества, отчаяния или гнева. Изображение природы в пейзаже всегда очеловечено, несёт на себе отпечаток личности живописца.

Рассмотрим проблему художественного образа. Прежде всего начнем с термина «образ».

Традиционно считается, что образ является отражением внешней действительности. Отражать внешнюю действительность, то есть мыслить образами, способны все люди — это основа для появления представлений, выраженных в словах. Но какие образы могут возникать при этом?

Существуют образы трех порядков:

1. Образ-ощущение. Трогая накрахмаленную салфетку, мы чувствуем ее свежесть, чуть глянцевую поверхность, видим ее белизну. Это первый, подготовительный этап рождения целостного образа.

2. Образ — представление отдельных предметов, которое формируется на основе образов-ощущений. На основе наших ощущений от салфетки у нас складывается целостное представление об этом предмете, которое оформляется в слово-понятие.

3. Образ-среды, которая возникает из образов-ощущений и образов-представлений.Если такую салфетку нам дали в гостях, то ее образ, обогащенный рядом других образов, оформится в образ-картину, которая даст полное представление об этом гостеприимном доме. В этом образе-картине будут иметь место и образ хозяйки, и образы гостей, и образ накрытого стола, и образ разговора, и образ мягко падающего света. Все соединится в образ-картину, обогатив наше восприятие.

Итак, образы могут быть как простейшими, включающими комплекс ощущений, так и очень сложными, представляющими собой широкие общие идеи, вплоть до философских систем.

Как уже было сказано, любой человек способен мыслить образами и запоминать их. Запомнив какой-либо предмет, мы имеем о нем определенное понятие. Память — носитель образов. Но что же влияет на нее? Какие образы мы запоминаем лучше? Те, которые сопряжены с эмоциями. Если нас что-то взволновало, тронуло, поразило — это останется в памяти на всю жизнь. Вот почему некоторые детские образы мы помним так отчетливо и ярко. А если эмоции так важны нам, то это значит, что они уже на самом первом этапе рождения образа являются его необходимой компонентой.

Реальный образ является предпосылкой рождения образа искусства. Мастер не только помнит образ, он стремится надолго сохранить его в сознании, потому что это ему нужно, это интересно для него, является его жизненной ценностью. И если это нужное, интересное удастся мастеру зафиксировать средствами того или иного вида искусства, то родится духовная ценность — произведение искусства.

Но возникает вопрос: любая ли фиксация образа реальности, переложенная на язык вида искусства, на язык материала, станет произведением искусства? Оказывается, нет. У художественного образа есть свои закономерности, воплощение которых даст возможность говорить о созданном как о произведении искусства. Рассмотрим эти закономерности.

Художественный образ обладает качеством обобщения действительности и выражения этого общего через индивидуальное путем демонстрации существенных черт. Например, Валентин Серов написал Веру Мамонтову в Абрамцеве, назвав картину: «девочка с персиками». Но изобразив конкретного человека, он обобщил действительность, передал задор молодости, веселость характера, жизнелюбие — черты, характерные для многих молодых людей. Через индивидуальность, образ говорил об общих для юности чертах — о радости бытия, о легкости восприятии жизни. Благодаря импрессионистической манере многие предметы приобрели фактурность, стали по-настоящему живыми. Осязаемо бархатистыми, весомыми, мягкими выглядят на картине персики. Быть может, они не случайно попали в ее название?

Проследим дальнейшую эволюцию художественного образа — от появления образа до создания произведения искусства.

В. Серов. Девочка с персиками. 1887. ГТГ, Москва

Изображая Веру Мамонтову, Валентин Серов не просто создавал портрет. Свое кредо он выразил словами: «Я хочу писать только отрадное». Эту линию он выдержал в портрете, противопоставив изображению обыденности яркий, пронизанный светом и трепетанием зелени за окном мир, в котором живет эта живая, энергичная девушка. Глядя на это изображение, на светящийся лик юности, люди ощущали, что, несмотря на все трудности, жизнь прекрасна. За внешними признаками скрыто больше, чем мы просто видим, а это значит, что изображение художественно.

Образ включает в себя не только глубокий смысл, но и внутреннее отношение автора.

Без личностного отношения не будет ни художественного чтения отрывка, ни создания картины, ни постановки спектакля. Эмоции, чувства сопутствуют созданию образа дважды: в первый раз — когда побуждаемый ими человек запоминает образ, второй — когда фиксирует его. Невозможно запечатлеть образ, не испытывая к нему определенных чувств. Они вдохновляют мастера, заставляя простаивать за мольбертом, не ощущая времени, трудиться за инструментом или станком забывая себя.

В. Суриков. Меньшиков в Березове. 1883. ГТГ, Москва

Художник выделяет существенные черты и объединяет их, подходя к созданию типа. Именно в форме типа присутствует в художественном образе обобщение. Но мало выделить типическое, его необходимо воплотить в конкретном. Только на основе органического единства типичного и конкретного возникает художественный образ.

Так, в картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» индивидуализированный образ выражает существенные черты активного, энергичного человека, лишенноговолею обстоятельств возможности действовать. Типичное воплощено в конкретном, конкретное индивидуально.

В картине Поленова «Московский дворик» на изображении мы видим детей, сидящих на траве, но не видим их лиц, не знаем их имен, мы лишь понимаем, что это люди. Эти изображения важны не сами по себе, а для показа характ

ерной черты московского дворика того времени.

В. Поленов. Московский дворик. 1878. ГТГ, Москва

И. Левитан Золотая осень. 1895. ГТГ, Москва

Каждый образ типичен и закономерен в своих пределах:

1. Образы индивидуализированные (портреты) занимают в художественном произведении центральное место, а образы людей играют дополнительную роль, имеют вспомогательное значение.

2. Образы индивидуализированные имеют тенденцию к психологической углубленности, а образы группы людей тяготеют к воплощению другого содержания — показа их связей между собой и окружающим миром.

Любовь к тому, что изображаешь, дает возможность художнику видеть и создавать то, что не в силах сделать другие. Вот как об этом писал И. Левитан: «Я еще никогда не любил так природу… никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во времени, но что не всякий видит… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник».

Чувства помогают творцу остановить время, увидеть в обыденном красоту, через призму своего отношения показать это нам. А мы, глядя на произведение искусства, скажем: а ведь и вправду так бывает, а мы не замечали. И потом, когда в жизни мы встретим это, мимо уже не пройдем.

Образы, созданные на основе чувств, охватывают мир целиком — это особенность познания мира искусством. Наука разлагает мир на составляющие, анализирует их, сравнивает, сопоставляет, потом снова собирает воедино.

Интересен и тот факт, что эмоции и чувства выступают определяющей силой в третий раз — в момент воздействия на зрителя.

Итак, художник создает свое произведение. Он мыслит образами, выражая их в определенном виде искусства. Каждый вид искусства имеет свою специфику материального воплощения. Но любопытно, что автор не только создает образы с помощью красок, звуков и форм, но и мыслит ими и воспринимает мир через призму средств выражения. Например, когда Дж. Пуччини спросили, как он сочиняет, автор сказал: «Я вижу сцену, ее краски, вижу персонажей и жесты персонажей. Я — человек театра. Если бы я не видел перед собой сцены, я не написал бы ни одной ноты».

Французский поэт и мыслитель Поль Валери так сказал о разнице видения мира при обычном и художественном восприятии: «Есть огромная разница между тем, как видишь предмет без карандаша в руке, и тем, как видишь его, рисуя. Даже самый привычный для глаза предмет совершенно меняется, когда мы пытаемся нарисовать его: мы замечаем, что не знаем его, что никогда, в сущности, его не видели». Таким образом, мастера воспринимают образ, запоминают его, обогащая средствами того вида искусства, в которых предстоит образ воплотить.

Говоря о материальном воплощении образов, очень важно понять меру мастерства автора. Об этом так сказала В. Мухина, для которой главными критериями искусства были содержательность, страсть и мастерство: «Вообразите себе пианиста, который страстно переживает музыку, в исполнении все время спотыкается, — хорошенький концерт вы получите. Или же виртуоз в исполнении, но бесстрастнее машины, — тоже концерт неважный». Таким образом, необходимо сочетание в произведении искусства меры воплощенного чувства и мастерства.

И наконец, еще одна важная составляющая художественного образа — это обязательное присутствие в творческом процессе фантазии автора. Фантазия, воображение делают автора свободным от копирования действительности, позволяют ему выбрать факты и способ их выражения, преобразовать их, видоизменить, сделать реальные факты и образы «своими» — наполненными своими чувствами, своим воображением.

Подводя итог специфике художественного образа, можно сделать вывод — художник берет образ из реальности, наполняет его своими чувствами, обогащает своей фантазией и, преображая специфическими средствами определенного вида искусства, включает в произведение. И хотя каждый мастер ограничен определенными условиями существования своего вида искусства (для живописи — это плоскость и работа красками, для скульптора — необходимость работы формами, для графика — плоскость и определенный набор инструментов), искусство дает возможность каждому обогатить образ по-своему — своими чувствами, своей фантазией, что и делает созданный образ художественным, неповторимым, а не заданным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: