Древнейшая римская живопись, ее повествовательный характер, прославляющий победы и завоевания Рима

Главным источником наших сведений о римской живописи с древнейшего периода и до начала 3 в. до н. э. являются письменные данные. Древнейший известный нам римский живописец Фабий, прозванный за занятия живописью «Пик-тор» (живописец), живший в конце 4 в. до н. э., расписал стены храма богини Спасения.

Известный римский трагический поэт середины 2 в. до н. э. Пакувий также занимался живописью и украсил картинами храм на Бычьем форуме.

Однако для римского искусства показательны не эти росписи храмов, а получившие широкое развитие батальные композиции.

Военные победы римлян требовали своего воплощения в искусстве, и в 3—1 вв. до н. э. в Риме получают развитие картины с изображением сражений. Батальные картины должны были точно воспроизводить местность, где происходила битва, и расположение войск. Войны с Карфагеном 3 и 2 вв. до н. э., знаменитые пунические войны, победы при завоевании греческих государств — все это нашло свое отражение и в произведениях живописи. Картины повествовательного и аллегорического содержания стали традиционной частью военного триумфа и выставлялись в общественных местах. Они наглядно показывали римлянам историю похода, решающие военные эпизоды и были как бы художественным «отчетом» перед народом в проведенных военных кампаниях. Картины воодушевляли граждан, звали к новым победам.

Роспись дома на Эсквилине. Сцена из «Одиссеи». Лестригоны. 1 в. до н. э. Фреска. Рим, Ватикан.

Редчайший фрагмент росписи гробницы 3 в. до н. э., открытой на Эсквилине в Риме, позволяет составить представление о художественных особенностях подобных росписей. Роспись была сделана на светлом желтоватом фоне и изображала крепостную стену, вождей враждующих племен и сцену битвы. Сцены расположены в три яруса. Рисунок на фрагменте из Эсквилина сделан рукой не очень искусного художника, но стоит на уровне этрусской живописи 4 в. до н. э. Фигуры в общем правильно построены, но мало выразительны и однообразны по движению.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями в Рим вывозились в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и многих других великих греческих мастеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: