B) помещение в психиатрическую больницу со строгим наблюдением

[Ст. 99 дополнена Законом N 277-XVI от 18.12.2008 г., в силу 24.05.2009 г.]

1. Принудительными мерами медицинского характера является предоставление психиатрической помощи лицу, совершившему предусмотренное Особенной частью УК общественно опасное деяние. Это мера государственного принуждения, применяемая судом к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в состоянии вменяемости, либо ограниченной вменяемости, но заболевшими до постановления приговора или во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей их возможности сознавать свои действия или руководить ними (то есть ставшими невменяемыми), а также к лицам, которые во время совершения преступления вследствие психического расстройства не были способны в полной мере сознавать свои действия или руководить ними. Базовыми нормами для применения принудительных мер медицинского характера являются положения ст. 23 УК РМ.

2. Исходя из содержания комментируемой статьи, принудительные меры медицинского характера могут быть применены к четырем категориям лиц: а) совершившим деяния, предусмотренные Особенной частью УК, в состоянии невменяемости (т. е. не являющимися субъектами преступления); б) совершившим подобные деяния в состоянии вменяемости (т. е. являющимися субъектами преступления на момент их совершения), но до вынесения приговора заболевшим психической болезнью; в) совершившим деяния предусмотренное материальными нормами уголовного права в состоянии ограниченной вменяемости; г) заболевшим психической болезнью во время отбывания уголовного наказания.

3. Лица, признанные на момент совершения общественно опасного деяния невменяемыми, составляют большинство среди направляемых на принудительное лечение. Применение к ним принудительных мер связано с тем, что неспособность понимать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими, с одной стороны, полностью исключает их уголовную ответственность, а с другой – может привести к совершению повторного общественно опасного деяния. В прежнем УК в отношении этой категории лиц употреблялось понятие “душевнобольной”, которое было недостаточно четко определено и применялось обычно к хронически психически больным. Подобный подход в ряде случаев позволял оспаривать назначение принудительного лечения лицам, совершившим деяние в состоянии временного психического расстройства или ином болезненном состоянии. Данная редакция ст. 99 УК РМ не исключает правомерности применения принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, признанных невменяемыми в связи с совершением общественно опасного деяния в состоянии любого из психических расстройств, предусмотренных ч. (1) ст. 23 УК РМ.

4. Для второй, третьей и четвертой групп лиц, на которых распространяется положение данной статьи, общим признаком является психическое расстройство, наступившее после совершения общественно опасного деяния. При этом деяние квалифицируется как преступление, а развившееся заболевание, каким бы тяжелым оно ни было, может быть основанием для освобождения от наказания, но не от уголовной ответственности (да и то только на время, пока у лица не восстановится способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими). Лицам, заболевшим психическим расстройством до вынесения судебной инстанцией приговора, невозможно назначить наказание; для тех, у кого расстройство наступило после вынесения приговора, невозможно исполнение (дальнейшее исполнение) уже назначенного наказания. Не менее существенны различия для категорий лиц, у которых после совершения преступления наступило временное и хроническое (необратимое) психическое расстройство. В первом случае принудительное лечение назначается до выхода из болезненного состояния, т.е. до восстановления способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. О выздоровлении (в указанном смысле) такого лица администрация лечебного учреждения, в котором оно находится на принудительном лечении, извещает судебную инстанцию. На основании заключения комиссии врачей-психиатров судебная инстанция прекращает применение к нему принудительной меры медицинского характера и возобновляет приостановленное уголовное преследование или принимает решение о продолжении исполнения неотбытой части наказания, к которому лицо ранее было приговорено (см. комментарий к ст. 101 УК РМ).

Во втором случае, когда психическое расстройство, препятствующее назначению или исполнению наказания, носит заведомо хронический (необратимый) характер, судебная инстанция в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства с самого начала принимает решение о прекращении уголовного преследования или освобождении лица от наказания. При этом после прекращения принудительного лечения не должен ставиться вопрос о возобновлении уголовного преследования или исполнении неотбытой части наказания.

Наконец, возможны и такие случаи, когда психическое расстройство, первоначально расцененное как временное, приобретает хронический характер и, наоборот, первоначально расцененное как хроническое – заканчивается выздоровлением. В таких случаях судебная инстанция должна исследовать вопрос о том, способно ли данное лицо в настоящее время, когда рассматривается вопрос о прекращении принудительного лечения, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При восстановлении этой способности принимается решение о возобновлении уголовного преследования или продолжении отбывания наказания, при ее утрате – об освобождении от наказания (от дальнейшего отбывания наказания).

5. Если в отношении лиц, признанных невменяемыми, принудительное лечение осуществляется вплоть до выздоровления или исчезновения обусловленной психическим расстройством возможности причинения существенного вреда либо опасности для себя или других лиц, то в отношении лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления, наряду с выздоровлением главным основанием для прекращения применения принудительных мер является восстановление способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а также руководить ими, ибо именно эти качества необходимы для участия в производстве по делу, а также для понимания смысла назначенного наказания. Опасность же этого лица, если она не обусловлена психическим расстройством, может быть пресечена средствами уголовно-правового порядка.

6. По своей сути принудительные меры медицинского характера являются мерами лечебно-реабилитационными, принципами, применения которых должны быть законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, в частности, права каждого на физическую и психическую неприкосновенность, закрепленных в ст. 24 Конституции РМ. Основания применения этих мер регламентируются УК, а процедура применения – УПК РМ. Ст. 99 УК РМ предусматривает два вида принудительных мер медицинского характера: а) помещение в психиатрическую больницу с обычным наблюдением; б) помещение в психиатрическую больницу со строгим наблюдением.

7. Цельприменения принудительных мер медицинского характера – обязательное лечение лица, а также предотвращение совершения им общественно опасных деяний. Обязательность лечения означает применение таких мер и без выяснения воли лица, его законных представителей или родственников и даже вопреки их воле. Самолечение связано с применением таких мер, как психотерапия, трудотерапия и других, направленных на выздоровление (по крайней мере, улучшение состояния здоровья) и восстановление социальной адаптации человека, а поэтому являющихся реабилитационными.

Цель предупреждения совершения лицом общественно опасных деяний имеет в виду его поведение, как в будущем, так и в данный момент. Последнее может играть важную роль при избрании конкретной меры принудительного лечения, которые различаются, прежде всего, строгостью режима и характером надзора за лицом, к которому она применена.

Итак, цели применения рассматриваемых мер характеризуются медицинскими и правовыми аспектами, которые являются взаимосвязанными. Эти меры направлены на пользу психически больным или страдающим психическими расстройствами лицам, совершившим общественно опасные деяния путем их лечения, они осуществляются в интересах общества для недопущения совершения новых деяний, предусмотренных нормами Особенной части УК. Эти цели взаимосвязаны. Ведь излечением или улучшением психического состояния лица устраняется или существенно снижается вероятность совершения им новых общественно-опасных деяний.

Цели применения принудительных мер медицинского характера существенно отличаются от целей наказания, обусловленных отличием их юридической природы, хотя те и другие являются мерами государственного принуждения.

8. Применение принудительных мер медицинского характера является исключительной компетенцией судебной инстанции, ее правом, но не обязанностью. Применяя данные меры государственного принуждения, судебная инстанция должна учитывать как тяжесть совершенного общественно опасного деяния, так и актуальное состояние лица его совершившего, его потенциальную общественную опасность. Все врачебные комиссии, которым дано право, рекомендовать судебным инстанциям применение принудительных мер медицинского характера, и сами судебные инстанции должны учитывать, что нельзя исходить из оценки психического состояния лица только в данное время. Оно иногда может не представлять существенной опасности во время освидетельствования в результате временного улучшения состояния. Современная психиатрия располагает опорными данными для достаточно объективной оценки характера течения болезни на всем ее протяжении и прогнозирования возможных изменений состояния, чтобы, по крайней мере, в значительной части случаев предвидеть вероятность повторных общественно опасных деяний. Именно из этого следует исходить, принимая решение о применении или неприменении принудительных мер медицинского характера, об определении конкретного их вида. Рассмотрение в судебной инстанции дела о применении принудительных мер медицинского характера осуществляется с обязательным участием прокурора и защитника (см. ст. 497 УПК).

9. Определенным изъяном комментируемой статьи является тот факт, что в ней четко не сформулированы основания применения принудительных мер медицинского характера. Представляется, что только сам факт психического заболевания, лишающий возможности осознавать значение своих действий или руководить ими любым лицом из числа предусмотренных ст. 99 УК РМ, не может являться основанием для применения принудительных мер медицинского характера. Необходимо, чтобы это психическое заболевание было связано с возможностью причинения заболевшим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя и других лиц.

10. Применение амнистии или помилования к лицу, к которому уже применены принудительные меры медицинского характера, не влечет их автоматическое и обязательное прекращение. Освобождение от уголовного наказания на основании ст. 95 УК РМ также не исключает применение к данному лицу положений ст. 99 УК РМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: