Диалогическая речь

Обучение говорению на иностранном языке

План

1.Обучение устной диалогической речи. Цели, задачи и характеристика диалогического общения. Диалогические единства. Виды диалогов.

2.Упражнения для обучения диалогической речи. Опоры при обучении.

3.Стратегия обучения диалогической речи: «путь сверху» и «путь снизу».

4.Обучение устной монологической речи. Цели, задачи и характеристика монологического общения. Умения в монологической речи. Виды монологов.

5.Два «пути» обучения монологическому высказыванию. Упражнения для обучения монологической речи. Опоры при обучении.

6.Критерии сформированности умений в диалогической и монологической речи. Приемы и способы проверки сформированности умений в говорении.

Методика обучения продуктивным видам иноязычной речевой деятельности – говорению и письму.

Обратимся к задачам начальной школы в области формирования коммуникативных умений говорения и письма (новая примерная программа по ИЯ).

Говорение Дети учатся
Диалогическая форма: • этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; • диалог-расспрос; • диалог-побуждение к действию. Задавать вопросы о чем-либо, отвечать на вопросы собеседника. Расспрашивать о чем-либо. Попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Начинать, поддерживать и завершать разговор.
Монологическая форма: • Основные коммуникативные типы речи (речевые формы): описание, сообщение рассказ, характеристика (персонажей). Описывать что-либо. Сообщать что-либо. Рассказывать, выражая своё отношение. Характеризовать, называя качества лица/предмета. Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен. Пересказывать услышанный/прочитанный текст (по опорам, без опор). Составлять собственный текст по аналогии.
Письменная речь: • Писать с опорой на образец: – поздравление с праздником; – короткое личное письмо. Писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем. Писать поздравительную открытку с Новым годом, с Рождеством, с Днем рождения (с опорой на образец). Правильно оформлять конверт (с опорой на образец).

Диалогическая речь

Формирование умений говорения, как видно из программы, является одной из ведущих целей начального иноязычного образования. Говорение имеет две формы – диалогическую и монологическую.

Диалог – это общение двух людей, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику. Диалогическая речь является первичной формой общения, в сравнении с монологической, и характеризуется ситуативностью (связана с обстановкой, в которой происходит разговор и с отношениями партнёров по общению); контекстуальностью (каждое очередное высказывание обусловлено предыдущим), реактивностью (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул), простотой синтаксического построения и эллиптичностью (использование неполных предложений, сокращение языковых средств), спонтанностью (которая проявляется в паузах нерешительности, повторах, поэтому важно научить детей пользоваться в речи разного рода разговорными формулами) и эмоциональностью.

Основной единицей диалога является диалогическое единство, которое состоит из двух реплик, принадлежащих разным собеседникам: реплики-стимула и реплики-реакции. Эти реплики объединены семантически и структурно: Can you dance? – No, I can’t.

Основу содержания обучения диалогу в начальной школе составляют следующие диалогические единства:

вопрос – положительный ответ (Do you like lemonade? – Yes, very much.);

вопрос – отрицательный ответ (Do you like cola? – No, I don’t.);

утверждение – согласие (The weather is nice today! – It is!);

утверждение – несогласие (Your sister can skate. – No, she can’t.);

просьба – отрицательный ответ (Call me in the evening! – Sorry, I can’t.);

просьба – положительный ответ Give me a pen, please! Here you are.);

приглашение (к действию) – согласие (Let’s sing! – With pleasure!);

приглашение – несогласие (I’d like you to join our football club. – Sorry, I don’t like football.)

В начальной школе дети учатся строить диалоги следующих видов: диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-интервью.

Самая важная задача – сформировать у детей базовые умения диалогической речи, обеспечивающие ход беседы:

1) умение стимулировать собеседника на высказывание. Стимулом может быть:

– вопрос, например: Сan you swim?

– утверждение, например: Birds like bread.

– просьба, предложение, например: Give me a white dog. Let’s sing together!

2) умение реагировать на речевой стимул. Ответ на вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. С утверждением можно согласиться и не согласиться.

3) умение развёртывать реплику-ответ для придания высказываниям характера беседы. Например: Is your Dad a doctor? No, he is not. He is an accountant. My dad is fond of calculating!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: