Религиозные темы в лирике Пушкина

Литература во времена Пушкина еще только начинала быт выражением общества. На фоне этого нового направления Александр Сергеевич возвел замок, в котором нашли свое место и религиозные представления поэта. Религиозные мотивы лирики Пушкина тесно связаны с общественными интересами и жизнью света в целом.

В стихотворении "Демон" ("В те дни, когда мне были новы...") пред нами предстает демон сомнения, дух размышления, рефлексии, разрушающей всякую полноту жизни, отравляющей всякую радость. Странное дело: пробудилась жизнь, и с нею об руку пошло сомнение - враг жизни: "Демон" Пушкина с тех пор остался вечным, и с злою улыбкой показывается то тут, то там.

В стихотворениях "Демон" и "Свободы сеятель пустынный..." видны трагические настроения и остро выраженная беспримерная мрачность. Пушкин обожествляет свободу в стихах, которые посвящены невозможности утвердить ее в мире эгоизма и корысти.

Тема пророчества пронизывает такие стихи Александра Сергеевича, как "Подражания Корану", "Пророк", "Поэт и толпа". В "Подражаниях..." идет прославление бога, его могущества, способности наказывать и даровать блаженство тем, кто в него верит. В "Пророке" бог наделяет обычного человека даром нести слово его в грешном мире, "жечь глаголом" сердца и души. В "Поэте и толпе" поэт отказывается от своего божественного предназначения, он не собиается ни учить людей, ни исповедываться перед ними. В этих стихотворениях важен субъект духовного воздействия на мир - сознание самого творца слова.

В стихотворении "Ангел" демон сомнения признается в своей привязанности к небу. Пушкин вспоминает о том, что ад зародился благодаря падшему, но все же ангелу. Все в мире взаимосвязано - эту мысль Александр Сергеевич пропускает через все произведение.

"Десятая заповедь" - творение, в котором звучит исповедь человека перед богом, признание своей слабости, подверженности искушению, невозможностью устоять перед ним.

В стихотворениях "Монастырь а Казбеке", "В еврейской хижине лампада..." слышится тоска по уединению и одиночеству, желание остаться один на один с богом. Стремление получить необходимое умиротворение в месте, близком к небу.

Для Александра Сергеевича характерно также придание любимой женщине черт богоматери, как самого чистого и непорочного существа ("Мадонна", "Ты богоматерь, нет сомненья...").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: