Казачьи формирования во время ВОВ. По разные стороны баррикад

Одной из самых противоречивых страниц истории России является страница, которая повествует о Великой Отечественной войне. Этот период в жизни народов большой страны полон трагизма. Казалось бы, на войне как на войне, есть враг, а есть защитники Отечества, которые с этим врагом вели беспощадную борьбу. Есть противники и есть союзники. Есть белое, есть чёрное. Но не всё так просто и однозначно на деле. Одним из примеров такого рода неоднозначности является роль казачества в годы той кровавой войны против коричневой чумы, успевшей накрыть многие страны Старого, да и не только Старого, Света.

Советские исторические материалы в своем подавляющем большинстве представляли обществу картину, при которой казачество сыграло немаловажную роль в плане разгрома немецко-фашистских войск. Постперестроечные исторические сведения донесли и другие факты, согласно которым казачьи формирования оказывали активную поддержку гитлеровцам не только на территории Советского Союза, но и во многих европейских странах. Эти две стороны долгое время не воспринимались сторонами одной и той же медали, порождая на свет два непримиримых лагеря, представители которых готовы были стоять насмерть за свою точку зрения о роли казачества в годы Великой Отечественной. Факты того, что казаки могли служить фашистской Германии, вызывали бурю негодования у одних, а сведения о том, что все казаки поголовно бились «За Сталина!», не могли быть приняты другими. В итоге, история казачества 1941-1945 годов превратилась в объект многочисленных спекуляций, которые и по сей день с достаточной основательностью сидят в умах определенной части как самих казаков, так и других представителей российской общественности.

Казаки – этносоциальные группы людей, которые проживают на территории нескольких стран, в том числе, и на территории России: от Дальнего Востока до Кавказского хребта. Как видно, определение, которое дается казакам, весьма размытое.

В середине 30-х годов прошлого века пресс, который с момента окончания Гражданской войны в России сдавливал казаков, несколько ослаб. Высшие руководители страны понимали, что продолжение гонений на казаков может слишком негативно сказаться на ходе развития страны. Так в 1936 году стали появляться советские казачьи формирования в составе Рабоче-крестьянской Красной Армии. Десятки тысяч казаков-воинов изъявили желание стать солдатами РККА и в случае большой войны, о которой в то время немало говорили, встать на защиту Страны Советов. Однако, по понятным причинам, далеко не все казаки с пиететом отнеслись к возможности служения новым властям, памятуя о том, как эти самые новые власти поступили с казацкими общинами в период послереволюционных междоусобиц. Обида (и это самое мягкое слово, которое можно употребить в статье) не придавала энтузиазма достаточно большому количеству казаков в плане того, чтобы пойти на сотрудничество с советской властью.

В итоге назрел достаточно серьезный раскол, который в начале 40-х привел к появлению не только казаков, готовых отстаивать независимость Советского Союза, но и тех представителей казачества, которые были готовы использовать немецко-фашистское вторжение для своеобразного реванша в адрес советской власти.

В годы Великой Отечественной войны казачьи воинские формирования совершили сотни беспримерных подвигов, которые могли стать большим вкладом в общее дело разгрома немецко-фашистских войск.

В итоге за годы Великой Отечественной войны свыше 100 тысяч казаков были награждены орденами, а 279 получили высокое звание Героев Советского Союза. Эти данные, возможно, далеко не полные, потому что до сих пор не существует единого перечня казаков - участников той кровавой войны.

Это славная страница истории отечественного казачества. Однако, как уже говорилось в начале материала, есть и другая сторона медали участия казаков в Великой Отечественной войне.

Осознавая тот факт, что на территории СССР существовало немало людей, готовых по тем или иным причинам избавиться от советской власти, Гитлер, скажем так, решил пересмотреть свою политику борьбы с «унтерменш» - «недочеловеками». Одним из ключевых звеньев пересмотра правил нацизма стало то, что казаки, населяющие Советский Союз, неожиданно для многих немцев вдруг перестали считаться «ущербной расой второго сорта», к которой, по идеологии Гитлера, принадлежали все славяне. «Корректировка» национального вопроса свелась к тому, что казаков Гитлер объявил народом, ничего общего не имеющим со славянами, и даже чуть ли ни неким дальний ответвлением арийской расы, которую также можно и нужно использовать для борьбы с большевизмом. И, надо признать, такая идея многим казакам Страны Советов пришлась по душе.

Казаки в составе вермахта старались избегать прямых столкновений со своими братьями по крови

Некоторые казачьи части были направлены на западный фронт, где после понимания того, что дни Третьего Рейха сочтены, сдались в руки британской армии, пытаясь спастись от мести на родине.

Но уже через несколько недель после сдачи в плен, свыше 40 тысяч казаков (в числе которых, командиры казаков вермахта генералы П.Н. и С.Н. Красновы, Т.И.Доманов, генерал-лейтенант Гельмут фон Паннвиц, генерал-лейтенант А.Г.Шкуро и другие) и представителей других коллаборационистских течений были выданы Советскому Союзу. Большинство выданных казаков ожидали длительные сроки в ГУЛаге, а казачью верхушку, выступавшую на стороне нацисткой Германии, по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР ожидала смертная казнь через повешение. Приговор звучал следующим образом: на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР № 39 от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».

В 1998 году в Москве в районе станции метро «Сокол» была установлена памятная плита А.Г.Шкуро, Г.фон Паннвицу и другим казачьим генералам Третьего Рейха. Ликвидация этого монумента предпринималась на законных условиях, но неонацистское лобби всячески препятствовало уничтожению этого памятника. Тогда в преддверии Дня Победы 2007 года плиту с высеченными на ней фамилиями коллаборационистов времен Великой Отечественной войны просто разбили неустановленные лица. Было возбуждено уголовное дело, которое не дошло до логического завершения.

До сих пор в России не существует однозначного мнения по поводу роли казачества в Великой Отечественной войне. С одной стороны – доблесть казаков сражавшихся с фашистской чумой, с другой – казачий коллаборационизм, который может быть представлен и в качестве желания отомстить советской власти за годы гонений на казачество. Кто-то называет героями казаков красных, кто-то готов увидеть героизм в действиях казаков на службе Рейха. Такая история, делать выводы из которой каждому из нас.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: