С точки зрения исторической науки биографический метод используется прежде всего следующими дисциплинами: социология, психология, педагогика, этнология, этнография (3).
Главные сферы применения биографических методов в психологии – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний (12).
Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды (5).
Никандров отмечает, что под единым названием «Биографический метод» объединено сразу несколько разнообразных методик сбора биографической информации. Сложившаяся ситуация связана с тем, что каждая отдельная биографическая методика обладает признаками нескольких эмпирических методов одновременно и применима для сбора информации из разных источников. То есть, очевидны трудности классификации этой группы методов. Автор попытался дифференцировать все методики по виду источника информации.
Рассмотрим четыре таких разновидности: психобиография, каузометрия, формализованная биографическая анкета, психологическая автобиография.
Психобиография
Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Разработан в рамках фрейдизма и, естественно, несет на себе печать игнорирования общественно-исторической обусловленности личности. Биологизация психических явлений и психологизация социальных, свойственные классическому психоанализу, присущи и этому виду биографического метода. Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона.
В советской психологии этот метод не включался в состав биографического метода, а противопоставлялся ему как неприемлемый методологически (из-за слабой акцентуации социального фактора в становлении и развитии личности).