Этнические процессы - это изменения в этносе, любого его компонента (отдельных элементов культуры, языка, социальной структуры и т. п.), обусловленные изменениями этнического сознания.
Их объединяют в две группы – этноэволюционные и этнотрансформационные.
В первом случае при всех объективных изменениях этноса (языке или культуре) не меняется его самосознание; во втором – изменения столь глубоки, что ведут к перемене этнической принадлежности и этнического самосознания. Эти процессы 1).этнообъединительные или 2).этноразделительные.
1.Этническая фузия - слияние нескольких ранее самостоятельных народов, обычно родственных по происхождению, близких по языку и культуре этносов в единый новый, более крупный этнос.
2.Этническая консолидация – это внутреннее сплочение достаточно значительного по количеству этноса.
3.Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Первый приводит к смене этнического самосознания, второй процесс — к смене сознания не ведет.
|
|
4.Этническая ассимиляция - растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа.
5.Межэтническая интеграция — взаимодействие нескольких разнородных этносов, различающихся между собой по языку и культуре, которое приводит к появлению у них ряда общих черт, постепенному сближению и слиянию в надэтническую общность.
6.Этногенетическая миксация — новый этнос образуется путем полного слияния народов, не связанных родством.
Этноразделительные. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность - этническая парципация, или дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос - этническая сепарация.
19. Эволюцион́изм
Направление в этнологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д.
Главная идея - убеждение о полном тождестве исторических путей разных народов. История – сумма независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.
Первый представитель - Г. Клемм (“Общая история культуры человечества”). Основоположник - Эдуард Тайлор ("Исследования в области древней истории человечества"). Основные положения эволюционизма:
-человеческий род един, п.э. единообразие его культуры на сходных ступенях развития;
-непрерывное общественное развитие по законам эволюции;
|
|
-культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития.
Критика эволюционизма
-новый этнографический материал часто не подтверждал эволюционистские положения.
-некоторые критики эволюционизма утверждали о существовании лишь отдельных процессов (миграция, урбанизация и т.д.).
-отказ признавать существование глобальных исторических законов;
-пренебрежение эволюционистами фактами многочисленных кризисов, полных коллапсов государств и цивилизаций.
Уникальность каждого этноса и в связи с этим невозможность ранжировать их по единой шкале дифференциации, зрелости или прогрессивности.