Вопрос 3. Следователь: процессуальное положение, задачи и полномочия. Органы следствия

Согласно п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК РФ,

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Процессуальный статус следователя реализуют лица, в установленном порядке назначенные на соответствующие должности в следственных подразделениях Следственного комитета РФ, органов ФСБ РФ, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ (подследственность уголовных дел установлена в ст. 151 УПК).

При этом следователь как должностное лицо органа предварительного следствия вправе использовать свои уголовно-процессуальные полномочия исключительно при наличии условий и в порядке, предусмотренных ст. 144, 150, 151, 152, 156, 163, 415, 457 УПК РФ, т.е. в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с:

1) Возбуждением и предварительным следствием по уголовному делу (принятому им к производству или в котором он участвует как член следственной группы) в соответствии с правилами о подследственности;

2) Расследованием новых обстоятельств с целью проверки вступившего в законную силу судебного решения;

3) Исполнением запросов компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий и др.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 38 УПК РФ:

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Ø Закон относит следователя к участникам процесса со стороны обвинения, однако это обстоятельство не может служить оправданием обвинительного уклона в его деятельности. Из закона вытекает, что следователь обязан расследовать уголовное дело, выясняя все обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ), обеспечивая всесторонность, полноту и объективность расследования (ч.4 ст. 152, ч. 2 ст. 154 УПК РФ).

Вместе с тем следователь, осуществляющий уголовное преследование, будучи должностным лицом государственного органа, обязан охранять права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

ü В целях охраны конституционных прав и свобод личности закон установил гарантии законности в деятельности следователя, обусловив ряд его действий и решений получением разрешения суда (ст. 29, 107, 108, 164, 165 УПК РФ).

Ø Изменения в УПК, внесенные ФЗ от 6 июня 2007 г. № 90- ФЗ, существенно преобразовали взаимоотношения следователя с надзирающим прокурором и РСО. Прокурору значительно сокращены возможно оперативно влиять на деятельность следователя при расследовании конкретного дела, а РСО – в значительной мере расширены.

ü Направление расследования, необходимые следственные действия и решения следователь намечает и проводит исходя из установленных им обстоятельств дела. Если следователь принял дело к своему производству, то никто в интересах надзора не может по этому делу участвовать в процессуальных действиях следователя, лично принимать вместо следователя процессуальные решения и проводить отдельные следственные действия.

ü Значительное число своих решений следователь обязан согласовать с РСО. Например, обращение к суду за разрешением о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права личности, о применении заключения под стражу и проведении ряда других мероприятий. Указания РСО обязательны для следователя.

§ В процессе расследования уголовного дела следователь может выполнять некоторые управленческие функции в качестве руководителя следственной группы (ст.163 УПК РФ);

§ При определенных в законе условиях следователи вправе осуществлять предварительное расследование и в форме дознания (ч. 3 ст. 151 УПК).

§ Важное место в деятельности следователя занимает предупреждение преступлений (ч. 2 ст. 73 УПК, ч. 2 ст. 158 УПК):

Установив в ходе досудебного производства обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

§ Следователь осуществляет также реабилитацию лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием в случаях прекращения уголовного дела на предварительном следствии (п.3 ч. 2 ст. 133 УПК).

v !!! Можно распределить полномочия следователя по следующим группам [1]:

o Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела:

1. Принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся

преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).

2. Возбуждать уголовное дело (ст.146 УПК).

3. Отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК).

o Полномочия по обеспечению надлежащего субъекта производства предварительного следствия:

1. Принимать уголовное дело к своему производству (п. 2 ч. 2 ст. 38). В ст. 149

УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако, по смыслу ч. 1 ст. 156, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

2. Передавать уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146).

3. Заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие

в производстве по делу (ст. 62).

o Полномочия по направлению хода расследования:

В законе не раскрывается понятие «направление расследования», или, что то же

самое, «направление хода расследования» (п. 4 ч. 2 ст. 37, п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 3 ч. 1 ст. 39

УПК РФ).

На наш взгляд, оно включает в себя:

1) во-первых, полномочия по определению предмета предварительного следствия;

2) во-вторых, полномочия по направлению уголовного дела.

Определение предмета предварительного следствия состоит в том, что следователь может самостоятельно:

а) выдвигать версии, т.е. подлежащие следственной и оперативно-розыскной проверке предположения, касающиеся, прежде всего, события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела;

б) квалифицировать инкриминируемые преступления;

в) определять вопросы и обстоятельства, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом (т.е. объем обвинения);

г) устанавливать источники доказательственной информации, подлежащей

исследованию;

д) определять круг следственных действий, необходимых по данному

делу;

е) вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным

лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностран-

ного государства в соответствии с международным договором РФ, международным

соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).

Направление уголовного дела — это определение его дальнейшей процессуальной судьбы, т.е. принятие решений, определяющих движение дела от одного процессуального этапа или стадии в другие. Именно в подобном смысле данное понятие

встречается в УПК РФ (ст. 149, 157, гл. 30, ст. 222, 386, 451, 458).

Следователь самостоятельно направляет уголовное дело, принимая решения:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171);

2) выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного

дела (ст. 154), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не

связанном с расследуемым (ст. 155);

3) приостановлении и возобновлении предварительного расследования (ст. 208, 211);

4) прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 212. 213);

5) направлении дела с обвинительным заключением прокурору (ч. 6 ст. 220).

o Полномочия по применению мер процессуального принуждения:

1. Возбуждать перед судом с согласия руководителя следственного органа ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального

действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165).

2. Задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91).

3. В пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру

пресечения (ст. 97).

4. Составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих

процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя

денежного взыскания (ст. 118).

5. Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения

о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте,

о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ст. 210).

o Полномочия следователя по обеспечению своей процессуальной самостоятельности:

1. Представлять свои письменные возражения руководителю следственного органа

при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального

законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38).

2. Обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного

следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых

или составления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков

(п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 221).

3. Обжаловать указания руководителя следственного органа, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 39, руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего следственного органа приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия

уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве

обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судеб-

ному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39).

4. В отношении следователя для обеспечения его процессуальной самостоятельности применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения

в качестве обвиняемого (ст. 448).

o Полномочия по обеспечению законных интересов подозреваемого, обвиняемого

и других участников предварительного следствия:

1. Рассматривать ходатайства участников предварительного следствия (ст. 159).

2. Принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. 160, 161).

!!! В чем смысл выделения следственных органов из органов прокураторы???

Ранее – существовал Следственный комитет при Прокуратуре РФ, который был создан в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

В 2011 г. следственные органы были выведены из органов прокуратуры.

Следственный комитет при Прокуратуре РФ прекратил свое существование в связи с принятием ФЗ «О Следственном комитете РФ» (2010), Указа Президента РФ «Вопросы деятельности СК РФ» (2011).

15 января 2011 г. Следственный комитет РФ начал свою работу.

Смысл выделения:

· В Пояснительной записке к ФЗ «О Следственном комитете РФ» (2010) содержится следующее:

«Двухлетняя практика деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации показала необходимость более четкого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия.

Функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры Российской Федерации, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан».

В законопроекте определяются задачи, принципы и организация деятельности Следственного комитета, система Следственного комитета, порядок прохождения службы в Следственном комитете, правовое положение, материальное и социальное обеспечение работников Следственного комитета, особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов Следственного комитета, а также финансовое и материально-техническое обеспечение Следственного комитета.

· Позиция Бастрыкина А.И (которого считают главным инициатором реформы).

В условиях динамично развивающихся экономических отношений существенным преобразованиям подверглись судебная система и органы прокуратуры. Коренным образом были решены проблемы независимости суда и самостоятельности следователей.

В ходе претворения в жизнь судебной реформы, концепция которой была принята еще Верховным Советом РСФСР в октябре 1991 года, из-под надзора прокуроров сначала были высвобождены суды, а в продолжение этой реформы — и ведомственный следственный аппарат. Если помните, в сентябре 2007 года был образован Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. А 15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон N 403-ФЗ, определяющий полномочия уже независимого следственного органа — Следственного комитета Российской Федерации.

- В чем принципиальное отличие новой системы?

Александр Бастрыкин: Создана новая система контроля за процессуальной деятельностью следователей со стороны руководителя следственного органа, которому передана значительная часть полномочий, ранее осуществлявшихся прокурором. Конечным итогом этих преобразований стало разделение функций руководства расследованием от надзора за расследованием и образование Следственного комитета Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: