double arrow

Понятие, значение и классификация мер процессуального принуждения

Меры государственного принуждения, будучи составной частью государственных функций, призваны обеспечивать реализацию норм права. Меры государственного принуждения в случаях, определенных уголовно-процессуальным законом, применяют­ся в порядке обеспечения с их по­мощью надлежащего поведения участников процесса. Учитывая, что государственное принуждение связано с суще­ственными ограничениями установленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, в уго­ловном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, прокуроров, судов, именуются мерами процессуального принуж­дения.

Уголовно-процессуальное принуждение может выражаться в физи­ческом, материальном, психологическом или моральном воз­действии государственного органа на тех или иных лиц, участ­вующих в производстве по уголовным делам. Оно всегда связано с определенными ограничениями прав и свобод участников процесса. Именно правоограничительный критерий и является, как правило, основным при отнесении той или иной процессуальной меры к числу принудительных мер. Существенной чертой, характеризующей уголовно-процессуальное принуждение, является также то, что оно применяется тогда, когда авторитета закона и убеждения в необходимости неукоснительного исполнения норм права оказывается недостаточно. При добровольном выполнении участниками процесса своих обязанностей отсутствует необходимость в принуждении. И в то же время такая необходимость будет иметь место при воз­никновении конфликтной ситуации, когда конкретный субъект свои обязанности не выполняет.

Следует, однако, иметь в виду, что в некоторых случаях уголовно-процессуальное принуждение не выступает реакцией только на противостояние закону и убеждению, его применение может быть обусловлено обстоятельствами, вытекающими из необходимости обеспечения решения тех или иных задач уголовного процесса.

Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).

Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения, средства обеспечения надлежащего поведения и средства обеспечения исполнения приговора.

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения — предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства ограничения прав и свобод личности, применяемые уполномоченными государственными органами и должностными лицами при наличии условий, оснований и в порядке, установленном УПК, с целью достижения задач уголовного процесса.

Основными критериями правомерности применения уголовно-процессуального принуждения являются:

- соразмерность объема ограничений прав лица при применении принуждения с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела;

- достижение целей, ради которых применяется принуждение;

- соблюдение пределов "применения" и пределов "интенсивности". Пределы "применения" - это продолжительность действия мер уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовно-процессуальных сроков и в силу обстоятельств, диктующих необходимость сохранения принятых мер. Пределы "интенсивности" - предельный круг благ, который может быть ограничен при применении принуждения.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда. В УПК мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. В этом разделе все меры процессуального принуждения делятся на три вида: задержание (гл. 12); меры пресечения (гл. 13); иные меры процессуального принуждения (гл. 14).

7.2 Задержание

Задержание – мера процессуального принуждения, применяемая при наличии указанных в уголовно-процессуальном законе условий и оснований и заключающаяся в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Выделяют следующие виды задержания:

1) задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;

2) задержание обвиняемого для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;

3) задержание осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Можно указать следующие признаки задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления:

1) задержание – это кратковременное заключение под стражу лица на срок не более 72 часов (по отдельным составам преступлений - не более 10 суток) с момента фактического задержания с целью последующего решения вопроса о применении меры пресечения;

2) задержание применяется органом уголовного преследования в пределах своей компетенции;

3) задержание возможно в отношении лица, подозреваемого в совершении преступлении, только при наличии установленных законом условий и оснований;

4) задержание должно быть проведено в соответствии с установленным законом процессуальном порядке.

Течение срока задержания начинается с момента фактического задержания, то есть фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершения преступления. Указанный момент имеет большое значение, поскольку именно с него к участию в уголовном деле допускается защитник. Кроме того, в течение двенадцати часов с момента фактического задержания орган уголовного преследования обязан уведомить о задержании кого-либо из близких родственников подозреваемого либо предоставить ему самому такую возможность, а также должен решить вопрос о возбуждении уголовного дела, если задержание осуществлялось до возбуждения уголовного дела. При этом в случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.

Отдельно укажем, что о задержании иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, по их требованию должен сообщить в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента задержания для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства данных лиц.

В первом признаке задержания отражена одна из целей данной меры – решение вопроса о применении меры пресечения. В случае применения в отношении задержанного меры пресечения обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента фактического задержания, а в отношении лиц, указанных в ч. 4 ст. 108 УПК, – не позднее двадцати суток с момента фактического задержания.

Другие цели задержания заключаются в пресечении преступления, проверке причастности (непричастности) лица к совершению преступления.

Анализирую второй признак задержания, можно, в силу ч.1 ст.108 УПК, констатировать, что право на применение данной меры принуждения принадлежит органам уголовного преследования с учетом правил территориальной подследственности уголовных дел.

Следующий признак предполагает наличие законных условий и оснований задержания. В качестве условий выступают: а) возможность задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста; б) возможность задержания до возбуждения уголовного дела.

Основания задержания закреплены в ст. 108 УПК. Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся конкретные основания, перечисленные в п.п.1-3 ч.1 ст.108 УПК, а именно:

1) если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;

2) если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст.109 УПК;

3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния.

В целом они обусловливают их точную интерпретацию. Отдельно уточним п.3, указав, что задержание возможно, когда обнаруживаются следы преступления в помещениях, находящихся в собственности, законном владении подозреваемого лица (то есть когда доступ посторонних лиц ограничен), а также на непосредственном рабочем месте.

Вторую группу образуют иные основания подозревать лицо в совершении преступления при наличии обстоятельств, перечисленных в п.4 ч.1, ч.1¹ ст.108 УПК, а именно:

1) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность;

2) в случае отсутствия всех выше перечисленных оснований, при наличии оснований полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования, а также при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным прокурором, Председателем Следственного комитета, Министром внутренних дел, Председателем КГБ, директором Департамента финансовых расследований КГК.

Анализируя данную группу, необходимо акцентировать внимание на оценочном характере как самого подозрения, так и соответствующих оснований. Представляется, что орган уголовного преследования должен руководствоваться рассматриваемыми основаниями, опираясь только на данные, имеющие доказательственный характер.

В рамках третьего признака задержания считаем целесообразным осветить такое понятие, как мотив применения этой меры. В качестве мотива выступает наличие опасений, что лицо может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, иным образом препятствовать производству по уголовному делу.

Соблюдение процессуальной формы задержания также является его неотъемлемым признаком. Порядок задержания регламентируется ст.110 УПК. Характеризую его, необходимо остановиться на следующих моментах.

Прежде всего, задержание является процессуальным действием с того момента, когда лицо доставляется в орган уголовного преследования и составляется протокол. Физическое удержание лица до соответствующего момента нельзя рассматривать как процессуальное задержание, а следует трактовать как допроцессуальную деятельность, которая может быть направлена на пресечение преступных действий и лишение правонарушителя возможности скрыться. Причем каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попытке скрыться непосредственно после его совершения.

Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором должны указываться основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол должен быть объявлен задержанному, которому при этом должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 41 УПК, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии.

Орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого принимает решение о задержании, о чем выносится соответствующее постановление, либо принимает решение об освобождении задержанного. О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.

Задержанный подлежит допросу по обстоятельствам произведенного задержания.

Задержание обвиняемого допускается:

- для предъявления обвинения;

- в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения.

В первом случае такая мера принуждения применяется, если обвиняемый находится в другой местности либо место его нахождения неизвестно, а во втором - если обвиняемый нарушил условия примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или данного им письменного обязательства являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, и сообщать ему о перемене места жительства. В целях задержания обвиняемого орган, ведущих уголовный процесс, выносит соответствующее постановление (определение). Причем во втором случае одновременно решается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание обвиняемого не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания.

Задержание осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осуществляется на основании постановления (определения) суда в случае, если уполномоченным на то органом внесено представление и представлены материалы, из которых следует, что осужденным не выполняются установленные для него судом обязанности и иные условия, указанные в ст.ст. 77, 78, 90 и 93 УК. При этом срок задержания определяется судом в пределах семи суток с момента фактического задержания.

Согласно ст. 114 УПК задержанный подлежит освобождению на основании постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, в случаях, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении лицом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

2) отпали основания дальнейшего содержания лица под стражей;

3) орган, ведущий уголовный процесс, установил, что задержание произведено с нарушениями требований, установленных УПК;

4) истек срок задержания.

В случае истечения срока задержания задержанный освобождается руководителем администрации места содержания под стражей с уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и осуществившего задержание.

Органом, ведущим уголовный процесс и принявшим решение об освобождении задержанного, выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основания, мотивы и время освобождения. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: