Право осужденных на личную безопасность гарантируется рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер

Прежде всего это меры уголовно-правового характера, предусма-тривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности.

На обеспечение личной безопасности осужденных влияют меры уголовно-исполнительного характера, которые существенно дополняют уголовно-правовые меры.

С учетом правовой природы их можно подразделить на две группы.

К первой группе следует отнести средства обеспечения личной безопасности осужденных, носящие характер мер убеждения. Как правило, они реализуются в рамках проводимой с осужденными воспитательной работы. По своему содержанию меры убеждения заключаются в разъяснении осужденным необходимости соблюдения установленного порядка (режима) отбывания наказания, правил взаимоотношений с осужденными и персоналом, обязанностей осужденных и другими нормами УИК, повышенной ответственностью за преступления против личности. Все эти мероприятия охватываются основными формами воспитательной работы с осужденными примени-тельно к различным видам уголовного наказания, включающими в себя: разъяснение действующего законодательства, агитационную и пропагандистскую работу, индивидуальную работу с каждым осужденным.

Во вторую группу входят средства обеспечения личной безопасности осужденных, имеющие принудительный характер. К их числу следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания. Представляя собой систему наблюдения и контроля за поведением осужденных, надзор в качестве одной из своих целей имеет предупреждение преступлений, в том числе совершаемых в отношении осужденных.

Важное средство обеспечения личной безопасности осужденных - применение мер безопасности и оружия, а также мер дисциплинарного воздействия к осужденным.

При исполнении наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, включая пожизненное предусмотрены дополнительные меры по обеспечению личной безопасности осужденного. В этом случае при возникновении угрозы совершения преступлений, направленных на причинение ущерба жизни и здоровью осужденных начальник учреждения может принять решение: а) о переводе осужденного в безопасное место - в отдельную комнату, камеру - до устранения угрозы его личной безопасности; б) о принятии иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного (разрешение возникшего конфликта между осужденными, привлечение лица, от которого исходит опасность, к ответственности); в) о переводе осужденного в другой исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, если угроза носит долговременный характер и не может быть устранена полностью.

Начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, может принять решение о переводе в другое учреждение осужденного (осужденных), от которого (которых) исходит опасность.

2.4. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания - выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В УИК специально подчеркивается, что осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В то же время реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий (лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т.д.).

Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут отправлять религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозно-го культа индивидуального пользования (нательные крестики, библии и др.), кроме предметов культа, выполненных в виде колюще-режущих предметов, а также изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную или историческую ценность.

Администрация обязана обеспечить реализацию права осужденных. Услуги служителей религиозных культов, если они не являются благотворительными, оплачиваются из средств осужденных, находящихся на их лицевых счетах.

Однако сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, не следует допускать получение, приобретение, хранение и использование религиозной литературы, предметов религиозного культа, а также приглашение служителей тоталитарных религиозных культов, проповедующих насилие, отказ от семьи и иных социальных ценностей, как религиозных течений, способных привести к нарушениям Правил внутреннего распорядка, прав и законных интересов осужденных и других лиц.

По просьбе осужденных правонарушителей, содержащихся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, а также в помещениях камерного, типа к ним могут приглашаться священнослужители. При этом, УИК специально предусматривает два случая, когда по просьбе осужденного администрация должна обеспечить возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священно-служителей. Это: тяжелобольные осужденные, болезнь которых непосредственно угрожает их жизни и осужденные к смертной казни перед исполнением приговора.

2.5. Обращения осужденных и порядок
их рассмотрения

Осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, касающимся не только их прав и свобод, но и законных интересов.

Законодателем установлены определенные требования к порядку и форме подачи предложений, заявлений и жалоб. Так, они могут быть поданы в устной и письменной формах, но лишь от своего имени. Подавать их от группы или от имени других лиц не разрешается.

Осужденные, отбывающие наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определен-ной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества и ограничения свободы, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно, в общем для всех граждан порядке. Если они адресованы администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, то они регистрируются и рассматриваются по существу. О результатах рассмотрения извещается осужденный, подавший обращение.

Все предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в государственные органы, направля-ются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Для этого согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений письменные предложения, заявления и жалобы регистрируются в отделах специального учета тюрем, или у секретаря колонии и не позднее чем в трехсуточный срок направляются адресату.

Предложения, заявления и жалобы по вопросу получения передач, посылок, предоставления свиданий, расходования денег, начисления зарплаты, трудоиспользования, оказания медицинской помощи, обеспечения вещевым имуществом, а также иным вопросам подобного характера, которые могут быть решены на месте администрацией исправительного учреждения, разрешаются, не ожидая результатов рассмотрения их органами или лицом, которому они посланы.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспонденции, исходящей от осужденных к аресту и лишению свободы, подлежат цензуре. Однако из этого правила есть исключение. Так, обращения в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются адресату. Для этого они принимаются от осужденных в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено.

Понятие и перечень органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направляемых Уполномоченному по правам человека Российской Федерации. Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" жалобы, направляемые Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов отсылаются Уполномоченному.

Предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы государственной власти, общественные объединения, не пользующиеся правом контроля и надзора, а также иным юридическим и физическим лицам, например адвокату, подвергаются цензуре и после этого направляются по принадлежности.

В соответствии со сложившейся практикой деятельности указанных учреждений, если в предложениях, заявлениях и жалобах осужденных поставлены вопросы, которые могут быть разрешены на месте администрацией, то с согласия осужденного они адресату не направляются. В этом случае администрация принимает меры по разрешению законных просьб и предложений, содержащихся в обращениях осужденных.

Если администрация не компетентна разрешить вопросы, поставленные в предложениях, жалобах или заявлениях, либо автор настаивает на их отправке адресату, они отсылаются в соответствии с его желанием.

Предложения, заявления и жалобы, выполненные тайнописью, шифром, с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, направленные на причинение вреда охраняемым законом правам государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан, либо содержащие сведения, составляющие государственную, служебную тайну, адресату не направляются и осужденному не выдаются. Об этом объявляется осужденному под расписку, после чего такая корреспонденция уничтожается.

Подача предложений, заявлений и жалоб осужденными не приостанавливает решения администрации и ее действия, по поводу которых обращаются осужденные.

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью

3.1. Учреждения и органы, исполняющие наказания

Учреждения и органы, исполняющие наказание, образуют уголовно-исполнительную систему (УИС). В настоящее время в УИС функционируют исправительные колонии общего, строгого, особого режимов, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы и следственные изоляторы. Кроме того, учет за условно-осужденными осуществляют уголовно-исполнительные инспекции.

Задачи УИС определены Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Ими являются:

- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

- привлечение осужденных к труду, а также организация их общего и профессионального обучения;

- охрана здоровья осужденных;

- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Данные задачи реализуются с помощью основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Задача обеспечения режима исполнения и отбывания наказания для исправительных учреждений является основной. Для этого в исправительных учреждениях ведется учет осужденных, осуществляется постоянный надзор за их поведением, поддерживается соответствующая степень изоляции осужденных от внешнего мира. С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.

Организационные основы деятельности исправительных учреждений. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места их расположения определяют территориальные органы управления УИС. По решению ГУИН Минюста России могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.

Структура и штаты учреждений, исполняющих наказания, а также положения об указанных учреждениях утверждаются УИН по субъектам Федерации в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Правительством РФ, типовыми структурами, штатами и положениями, утверждаемыми ГУИН Минюста России. Перечни должностей, замещаемых лицами, имеющими специальные звания рядового и начальствующего состава Минюста России, утверждаются министром юстиции РФ.

Штатная численность персонала сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осужденных в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации, условий исполнения наказаний и в других случаях в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Для управления учреждениями, исполняющими уголовные наказания, Минюстом России на территориях субъектов Российской Федерации создаются управления исполнения наказаний (УИН). Они являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

Руководство учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности может осуществляться органами управления, созданными без учета административно-территориального деления и находящимися в непосредственном подчинении ГУИН Минюста России, которое утверждает их структуру, штаты и положения о УИН.

В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду УИН имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.

ГУИН Минюста России является самостоятельным структурным подразделениями Министерства юстиции РФ, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Министр юстиции РФ в пределах численности выделенной Правительством РФ утверждает структуру и штаты ГУИН, а также положение о нем.

ГУИН Минюста России создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предназна-ченные для обеспечения деятельности УИС предприятия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Финансирование УИС осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством РФ.

Прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания используется для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания. Центральные и территориальные органы управления УИС имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 %.

Выделение средств на развитие и укрепление УИС осуществляется на основе федеральных программ.

Учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания, пользуются налоговыми льготами в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Предприятия любых организационно-правовых форм, исполь-зующие труд осужденных или размещающие производственные заказы в учреждениях, исполняющих наказания, и на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, пользуются льготами, преду-смотренными для указанных учреждений и предприятий в части налогообложения прибыли, полученной в результате труда осужденных.

Для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство РФ обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания.

Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом УИС от имени государства предоставляется - ГУИН Минюста России. Он принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

Имущество учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, территориальных органов управления УИС, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление центральными органами УИС.

Учреждения, исполняющие наказания, и УИН по субъектам Федерации имеют право использовать имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом центральными органами управления УИС.

Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и УИН не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответствен-ность по их обязательствам несут соответствующие органы управления УИС в пределах денежных средств, находящихся на счетах специальных внебюджетных фондов.

Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях объектов УИС используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать эти объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, безвозмездно, если эти объекты находятся в государственной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его права и обязанности. Под персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание понимают всех лиц, работающих в учреждениях и органах, исполняющих наказания (работников исправительных и воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, уголовно-исполнительных инспекций)1.

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, различается в зависимости от оснований поступления на работу, должностного положения, выполняемых функций. Так, в учреждениях и органах, исполняющих наказания, системы Министерства юстиции РФ персонал включает сотрудников, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава (сотрудники уголовно-исполни-тельных инспекций, аттестованный состав исправительных учреждений), а также рабочих и служащих (вольнонаемный состав исправительных учреждений).

В зависимости от функций, присущих той или иной должности или работе различаются и требования к персоналу. Так, персонал из числа сотрудников ГУИН Минюста России комплектуется из граждан Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Не могут быть сотрудниками персонала лица, решением суда признанные недееспо-собными или ограниченно дееспособными, имевшими или имеющими судимость.

Для рабочих и служащих учреждений и органов, исполняющих наказания, возрастные ограничения определяются общим законода-тельством о труде.

Требования предъявляются к образованию персонала, разли-чаются в зависимости от должности и выполняемых функций. Так, большинство персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, должны иметь высшее или среднее специальное образование, поскольку применение уголовно-исполнительного законодательства, оказание психолого-педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня квалификации. Применительно к отдельным должностям персонала существуют требования рекоменда-тельного характера. Например, сотрудники, работающие в оперативно-режимных подразделениях, как правило, должны иметь юридическое, начальники отрядов - педагогическое либо юридическое образование.

Профессиональные качества персонала этих учреждений и органов определяются сложностью задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания, и в первую очередь - исправления осужденных.

Персонал, занимающийся воспитательной работой с осужденными, должен обладать педагогическими способностями. Знание особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы поведения осужден-ных, умение общаться с различными категориями осужденных, их близкими, сохранение постоянной работоспособности и самоконтроля, самообладание и выдержка в трудных, конфликтных ситуациях составляют непременные требования к пенитенциарным работникам.

Правовое положение персонала характеризуется совокупностью его прав и обязанностей. Он разделяется на две категории. Первая - сотрудники исправительных учреждений, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава. Вторая - рабочие и служащие исправительных учреждений.

Правовой статус сотрудников УИС можно разделить на три группы полномочий: административные (регулируются УИК, законами РФ и, принятыми на их основе, правовыми актами); оперативно-розыскные (регулируются законом об оперативно-розыскной деятельности); процессуальные (регулируются УПК).

Сотрудники исправительных учреждений в сфере обеспечения режима отбывания наказания вправе требовать от осужденных и иных лиц (например, рабочих и служащих, работающих с осужденными, лиц, посещающих исправительные учреждения) исполнения ими обязаннос-тей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, а также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Это могут быть требования по соблюдению правил изоляции отдельных категорий осужденных (например, в штрафном изоляторе), переписки, проведения свиданий, взаимоотношений осужденных между собой и персоналом исправительных учреждений и др.

Сотрудники осуществляют контроль за соблюдением режимных требований на производственных объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. В случаях обнаружения нарушений режимных требований должностные лица из числа персонала ИУ в пределах своей компетенции вправе применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения. Так, к осужденным в случае нарушения режима могут быть применены взыскания, предусмотренные ст. 115 УИК.

Важное значение в правовом статусе сотрудников ИУ занимают полномочия, связанные с охраной осужденных, предупреждением и пресечением побегов, других преступлений в местах лишения свободы.

Для выполнения указанных функций сотрудникам ИУ предоставлено право осуществлять в установленном порядке регистрацию осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование. Они могут проводить обыск осужденных, их помещений и личных вещей, досмотр лиц, посещающих ИУ или находящихся на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования. Сотрудники ИУ также вправе подвергнуть досмотру транспортные средства, находящиеся на территории ИУ или прилегающих к ним территориях. В целях предупреждения побегов и пресечения проникновения на территорию исправительного учреждения оружия, наркотиков или иных запрещенных предметов сотрудники ИУ в пределах предоставленной им компетенции могут временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к исправительному учреждению территориях, не допускать граждан на эти территории, либо обязывать их там оставаться, либо покинуть эти территории.

При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклонившихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно появление осужденных, сотрудники ИУ вправе осуществлять досмотр транспортных средств, проводить проверку документов граждан. При проведении розыска осужденных, совершивших побег, сотрудники ИУ вправе использовать возможности средств массовой информации (газет, радио, телевидения) для оповещения населения о бежавших преступниках, их приметах, местах возможного нахождения. Согласно ст. 14 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы такие сообщения делаются средствами массовой информации на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 40 УПК руководители учреждений и органов, исполняющих наказания, являются органами дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. На них и подчиненных ему сотрудников (дознавателей) возлагается обязанность принятия предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по расследованию преступлений. В соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности на оперативные подразделения ИУ для выявления преступлений и лиц, их совершивших, возлагается обязанность проведения необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

На них также возложены обязанности по привлечению осужденных к труду, проведению воспитательной работы, общеобразовательного обучения и профессионально-технической подготовки осужденных.

Правовое положение персонала из числа рабочих и служащих определяется законодательством о труде, уголовно-исполнительным законодательством, а также иными правовыми актами.

Правовое положение персонала органов, исполняющих наказание без изоляции от общества, различается в зависимости от вида органа, исполняющего наказание. Так, в частности, полномочия судебных приставов-исполнителей определяются в ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах".

Законодательством РФ предусмотрена повышенная социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Такая защита осуществляется в двух формах. Первая - предоставление правовых гарантий неприкосновенности персоналу и членам их семей. Вторая - установление социальных льгот персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с законами "Об учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы" и "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" работники учреждений и органов, исполняющих наказания, а также члены их семей находятся под защитой государства, которое в лице компетентных органов обязано обеспечить неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала.

Социальные льготы, предоставляемые персоналу, довольно разнообразны. Они дифференцируются в зависимости от должности, вида учреждения, исполняющего наказание, его местонахождения, принадлежности персонала к аттестованному или вольнонаемному составу ГУИН Минюста России и других оснований. Наибольшим числом социальных льгот в силу особой трудоемкости работы пользуются пенитенциарные работники, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Сотрудники персонала подлежат государственному личному и дополнительному социальному страхованию за счет государства. Аналогичное право имеют рабочие и служащие ИУ, а также судебные приставы-исполнители.

Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Под безопасностью персонала понимают состояние защищенности жизни, здоровья и неприкосновен-ности личности сотрудников УИС от преступных и иных противоправных действий осужденных и иных лиц.

Для ее обеспечения применяется ряд правовых и организационных средств. К их числу относят меры уголовно-правового характера, предусматривающие или усиливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности работников ИУ. Уголовно-правые меры дополняют меры уголовно-исполнительного характера (меры убеждения и принуждения). Средствами обеспечения безопасности являются меры дисципли-нарного воздействия и профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений ИУ по предупреждению преступлений в отношении персонала. Последняя деятельность включает как негласные оперативно-розыскные, так и гласные мероприятия.

Особое значение для безопасности персонала ИУ имеет применение технических средств охраны и надзора, а также организационных мер. К их числу относят обеспечение сотрудников огнестрельным оружием и специальными средствами защиты.

3.2. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Контроль за деятельностью персонала является средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в ИУ. Он позволяет информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед УИС. Это способствует снижению социальной напряженности в обществе.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют контрольные функции, различают международный, государственный и общественный контроль.

В свою очередь государственный контроль в соответствии с положениями главы 3 УИК подразделяется на: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебный контроль и ведомственный контроль.

При анализе положений УИК о контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания федеральными органами государственной власти следует учитывать, что его порядок и формы определяются положением конкретного должностного лица и органа в системе органов власти. Так, Президент РФ совместно с органами государственной власти субъектов Федерации рассматривает вопросы помилования. Федеральное собрание осуществляет парламентский контроль, рассматривая жалобы, предложения осужденных, заслушивая отчеты соответствующих руководителей исполнительной системы и пр.

Конкретные полномочия по обеспечению прав и свобод осужденных предоставлены Уполномоченному по правам человека в РФ.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В частности, они обязаны следить за санитарным благополучием населения, рациональным использованием земель, обеспечивать социальную поддержку и занятость населения.

Судебный контроль выражается в решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. В суд могут быть обжалованы действия администрации органов и учреждений исполняющих наказания, ограничивающие правовое положение, как осужденных, так и персонала.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества, смертной казни.

Ведомственный контроль возложен на Министерство юстиции РФ. К его формам относятся: анализ статистической отчетности; проведение ревизий и проверок производственной и финансовой деятельности органов и учреждений УИС; их посещение вышестоящими должностны-ми лицами и др.

Прокурорский надзор на объектах и учреждения УИС осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, в том числе и прокуроры специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Предметом прокурорского надзора является исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера. Прокурорские проверки призваны обеспечить законность нахождения лиц в исправительных учреждениях; соблюдение прав и обязанностей осужденных, а также порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора прокурор вправе: посещать в любое время органы и учреждения УИС; опрашивать осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, УИС, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонаруше-ниях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; отменять дисципли-нарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера.

Однако названные должностные лица и органы осуществляют не только контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, но и взаимодействуют с ними. Для раскрытия данного вида деятельности следует исходить из того, что взаимодействие - это основанная на законе согласованная деятельность учреждений и органов УИС, судов, а также иных правоохранительных органов, направленная на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, совершенных осужденными, а также оказание эффективного воспитательного воздействия на них.

Взаимодействие осуществляется посредством наиболее целесообразного сочетания методов и средств (административных, оперативно-розыскных, процессуальных и пр.), входящих в компетенцию того или иного субъекта. Так, взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами расследования заключается в оказании помощи органами предварительного расследования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в изучении личности осужденных. Особенно это значимо для организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.

В свою очередь, при совершении нового преступления освобожденными от наказания или отбывающими наказание администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, содействует органам расследования в изучении личности обвиняемого, представляя на него развернутую характеристику, а в случае необходимости - копии других материалов из его личного деда.

В исправительных учреждениях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов расследования и суда другие совершенные ими преступления. Выявление их - важная задача, как органов расследова-ния, так и администрации ИУ. На основе этой общей задачи, например в местах лишения свободы, возникла такая форма их взаимодействия, как работа среди осужденных по склонению их к добровольной явке с повинной.

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, и органов внутренних дел направлено на решение двух задач. Первая - обеспечение правопорядка во время отбывания наказания, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых осужденными во время отбывания наказания.

Вторая задача - профилактика и предотвращение преступлений со стороны освобожденных от наказания лиц, в первую очередь судимых за тяжкие преступления, а также тех освобожденных, которые в период отбывания наказания зарекомендовали себя с отрицательной стороны.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами осуществляется в ходе судебного разбирательства, когда суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, создавая тем самым предпосылки для организации с ними последующей эффектив-ной воспитательной работы.

Назначая наказание в виде лишения свободы, суд не ограничи-вается только его размером. Он одновременно определяет вид исправительного учреждения и режима колонии, где должен отбывать наказание осужденный. Следовательно, дифференцируя наказание, суд создает необходимые предпосылки и для индивидуализации его исполнения в местах лишения свободы.

Суд также может содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в устранении недостатков их работы при рассмотрении уголовных дел по обвинению в новых преступлениях лиц, освобожденных от наказания. В процессе судебного разбирательства нередко вскрываются такие факты, как необоснованное представление к условно-досрочному освобождению осужденных, которые в процессе отбывания наказания характеризовались отрицательно, и ряд других причин и условий, способствующих совершению освобожденными иных преступлений. Вскрывая их в процессе судебного разбирательства, суд может частным определением, адресованным руководителям учреждений и органов, исполняющих наказания, способствовать устранению этих недостатков.

Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предполагает тесное взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами государственной власти и органами местного самоуправления указанных территорий. Такое взаимодействие имеет законодательную основу. Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и УИК определяют основные направления взаимодействия указанных органов. Прежде всего, это взаимодействие по оказанию материальной и иной помощи исправительным учреждениям.

Довольно широко распространено беспроцентное кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной материальной помощи. Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления освободили исправительные учреждения от платы республиканских, краевых, областных и местных налогов, установили пониженную ставку платы за землю, водоснабжение, электроэнергию и т. д. Указанные финансовые льготы существенно облегчают положение предприятий исправительных учреждений, в значительной степени экономически убыточных, а также позволяют привести материальное положение осужденных в соответствие с требованиями международно-правовых стандартов и норм уголовно-исполнительного законода-тельства.

Органы государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления активно взаимодействуют с исправительными учреждениями в деле реализации гарантий правовой и социальной защиты их персонала.

Законодательство и подзаконные акты предоставили значительные финансовые преимущества сотрудникам исправительных учреждений, льготы в обеспечении жильем, детскими садами, телефонной связью и т. п. Реализация их в условиях конкретных регионов дислокации исправительных учреждений осуществляется при непосредственной помощи региональных органов власти и органов местного самоуправле-ния. В этом же аспекте видно взаимодействие по вопросу комплектова-ния квалифицированными кадрами персонала исправительных учреждений.

С учреждениями и органами, исполняющими наказания взаимо-действуют также органы государственной власти и местного само-управления. Эта деятельность связана с обеспечением правопорядка в местах расположения учреждений УИС. Так, органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, и устанавливают режимные требования на этих территориях. В числе таких режимных требований могут быть временное ограничение или запрещение движения граждан и транспортных средств, их обыск и досмотр и т. п.

Некоторым осужденным для обеспечения производственной деятельности и хозяйственных нужд исправительного учреждения предоставляется право передвижения за пределами колонии без конвоя или без сопровождения. Границы такого передвижения согласовываются руководителями исправительного учреждения с органами местного самоуправления.

Важное значение имеет взаимодействие с органами государствен-ной власти и управления, органами местного самоуправления в проведении воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия довольно разнообразны: создание и улучшение материальной базы воспитательной работы (комплектование библиотек, ремонт клубов, киноаппаратуры, видео- и телевизионной техники и т. д.); участие в проводимых воспитательных мероприятиях; привлечение для этих же целей государственных и иных организаций республики, края, области, города или района. Так, органы местного самоуправления обязаны содействовать трудовому и бытовому устройству осужденных к ограничению свободы, а также проведению воспитательной работы с осужденными военнослужащими.

Особо следует выделить меры по закреплению результатов исправительного воздействия на осужденных, направленные на предупреждение новых преступлений, рецидива со стороны освобожда-емых от отбывания наказания. Важность такого взаимодействия объясняется все еще низкой эффективностью работы учреждений и органов, исполняющих наказания. В результате от наказания освобождаются лица неисправившиеся, с твердой установкой на продолжение преступной деятельности, за поведением которых необходим контроль либо недостаточно подготовленные к жизни на свободе.

За последние годы существенно возрос интерес общественности к местам лишения свободы. В основном это правозащитные объединения, которые объявили своей целью защиту прав осужденных. Чаще всего они создаются бывшими осужденными или членами их семей. Одни из этих объединений исходят из благих намерений помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, расширения их прав, сужения круга правоограничений. Другие обеспокоены положением освобожденных от наказания, сложностями в их трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание. Важную роль играет Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений его работы - соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы12.

В последние годы осуществляется тесное взаимодействие с представителями религиозных конфессий. Служители культа могут посещать учреждения, исполняющие наказания не только по просьбе осужденных, но по своей инициативе. Бывая в местах лишения свободы они отправляют религиозные обряды, проводят индивидуальные и групповые беседы с осужденными. Это способствует приобщению осужденных к религии, оказывает на них определенное воспитательное воздействие.

Представители средств массовой информации имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

Кино-, фото-, видеосъемка и интервьюирование осужденных, осуществляется только с их письменного согласия.

II. Особенная часть

4. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

4.1. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

Обязательные работы представляют собой новый для российского законодательства вид основного наказания. Между тем в зарубежных странах оно достаточно распространено, т.к. соответствует общепризнан-ным международным нормам об обращении с преступниками. В частности, стандартные Минимальные правила ООН (Токийские правила) среди возможных мер наказания, альтернативных лишению свободы, называют выполнение общественно полезных работ.

Обязательные работы - это вид наказания, состоящий в выполнении осужденными в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Эти работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в дни, когда осужденный не занят на основной работе. В рабочие дни - 2 часов после окончания работы, а с согласия осужденного - 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть меньше 12 часов. Обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.

Карательная сторона уголовного наказания в виде обязательных работ проявляется в ограничении таких конституционных прав, как право на вознаграждение за труд и право на отдых; в обязательности труда.

Исполнение данного наказания возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Объект обязательных работ, т.е. предприятие, организация, где они будут выполняться, должны находиться в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания (с учетом выполнения им не только обязательных работ, но и основной работы, службы, учебы).

Если предприятие, на котором планируется отбывание обязатель-ных работ, находится в муниципальной собственности, то виды и конкретные места таких работ определяются и закрепляются актом местной администрации, согласованным с уголовно-исполнительной инспекцией. В иных случаях рабочие места и виды работ определяются договорами органов местного самоуправления с организациями-работодателями, согласованными с инспекцией.

Осужденные привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Инспекция вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок и условия отбывания наказания и выдает ему направление в конкретную организацию для выполнения обязательных работ.

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция может отсрочить начало привлечения к обязательным работам. Такими причинами могут быть: временная нетрудоспособность осужденного, временный выезд его с постоянного места жительства по уважительной причинам; временная необеспеченность работой в организациях, куда направляется осужденный.

Направление инспекции является основанием для издания администрацией организации приказа о приеме осужденного на временную работу на условиях неполного рабочего дня с оплатой пропорционально отработанному времени. Копия (либо выписка) приказа немедленно направляется в уголовно-исполнительную инспекцию, которая ведет помесячный суммарный учет времени, отработанного осужденными, и контролирует своевременное перечисле-ние в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные ими работы.

При приеме на работу администрация знакомит осужденных с правилами внутреннего распорядка организации, которые осужденные обязаны соблюдать. Кроме того они обязаны добросовестно относиться к труду, работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок.

Администрация организации вправе изменять конкретное место выполнения обязательных работ в зависимости от производственных потребностей, но по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Обязательные работы не ограничивают конституционного права гражданина на выбор места жительства. Однако он обязан ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места проживания. При смене места проживания осужденного в пределах того же района (города) он остается на учете в прежней инспекции и по возможности (с учетом времени на дорогу) на прежнем месте работы.

При переезде в другой город, район учетные документы осужден-ного передаются в инспекцию по новому месту жительства, где решается вопрос трудоустройства для отбывания оставшегося срока наказания.

Выполнение обязательных работ не приостанавливается при предоставлении осужденным трудовых, учебных и иных отпусков, наступлении каникул у студентов (учащихся), обучающихся по дневной форме. В случае болезни осужденного и признания его инвалидом первой или второй группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Осужденным беременным женщинам предоставляется отсрочка от отбывания наказания.

Наказание считается исполненным, когда осужденный полностью отработал установленное для него приговором количество рабочих часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Если при выполнении обязательных работ осужденный получает увечье или его здоровью наноситься какой-либо иной вред, он получает компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возложена обязанность уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об уклонении осужденных от отбывания наказания. Под уклонением от отбывания данного наказания следует понимать невыходы осужденных на работу без уважительных причин, нарушения ими трудовой дисциплины, за что администрация может применить к ним различные меры взыскания. В этом случае она обязана срочно проинформировать инспекцию.

За указанные и иные нарушения порядка и условий отбывания данного наказания инспекция предупреждает осужденного об ответственности, например, о возможной замене обязательных работ другим наказанием.

В полной мере встает вопрос о замене обязательных работ другим видом наказания в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ. Таковыми признаются лица: а) более 2 раз в течение месяца не вышедшие на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушившие трудовую дисциплину; в) скрывшиеся в целях уклонения от отбывания наказания.

В этом случае осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении этой категории осужденных уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания. Таковыми могут быть ограничение свободы или арест. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за 8 часов обязательных работ.

Аналогичным образом определяется продолжительность ограничения свободы или ареста применительно к неотбытой части обязательных работ. Необходимо отметить, что такая замена недопустима в отношении несовершеннолетних. Поскольку ограничение свободы к несовершеннолетним не применяется вообще, а арест возможен только в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста.

После отработки осужденным установленного для него приговором количества часов обязательных работ администрация организации направляет справку (извещение) об этом в уголовно-исполнительную инспекцию и уведомляет осужденного об истечении срока обязательных работ. При поступлении справки (извещения) уголовно-исполнительная инспекция отражает факт исполнения приговора в учетных документах и снимает осужденного с учета.

4.2. Порядок исполнения наказания в виде штрафа

Штраф - это денежное взыскание, налагаемое судом в качестве основного или дополнительного наказания.

Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного. При этом законодатель предусмотрел два правовых режима исполнения этого наказания: добровольное исполнение и принудительное взыскание в порядке исполнительного производства.

Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В случае, если он не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

После уплаты суммы штрафа в указанные судом сроки наказание считается исполненным. При неуплате осужденным штрафа в установленный срок судебный пристав-исполнитель взыскивает его в принудительном порядке.

Такое взыскание производится в отношении имущества осужден-ного, включая и, находящееся в общей собственности осужденного с другими физическими и юридическими лицами. Однако взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, который включает минимум предметов и вещей, необходимых для осужденного и членов его семьи.

В случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа1он может быть заменен обязательными работами, исправительными работами или арестом в пределах, предусмотренных УК для этих наказаний. Следует подчеркнуть, что в настоящее время единственным наказанием, которым можно заменить штраф, являются исправительные работы2.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном гражданским законо-дательством РФ.

При этом злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, который может быть продлен судом до 30 суток.

При замене штрафа другими видами наказания осужденный несет все правоограничения, присущие этим наказаниям. Так, в случае замены штрафа исправительными работами и последующего злостного уклонения осужденного от их отбывания, они могут быть заменены лишением свободы.

Действующее законодательство не допускает замены штрафа более мягким наказанием при невозможности его оплаты по объективным обстоятельствам. В этом случае осужденный может быть освобожден от исполнения указанного вида наказания.

Процесс исполнения наказания в виде штрафа завершается возвращением исполнительного листа в суд с отметкой о взыскании штрафа. Он приобщается к уголовному делу.

4.3. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного и дополнительного наказания. Под ним понимают наказание, состоящее в запрещении осужденному занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Органами, исполняющими этот вид наказания, назначенного как в качестве основного, так и дополнительного к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, являются уголовно-исполнительные инспекции. Назначенное в качестве дополнительного наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания - уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Закон предусмотрел возможность исполнения данного наказания и в случае призыва или поступления осужденного на военную службу или его поступления на альтернативную службу, для чего уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту прохождения службы осужденных копию приговора суда.

Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-ностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут уголовную ответственность.

4.4. Порядок и условия исполнения и отбытия наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Осужденные привлекаются к отбыванию данного наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора и документа его изменяющего. Для исполнения наказания законодатель наделил уголовно-исполнительные инспекции широким комплексом полномочий, к которым, в частности, следует отнести: учет осужденных, воспитательную работу с участием сотрудников милиции, контроль их поведения, применение мер поощрения и взыскания; обращение в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ.

Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу. Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

Если осужденный за учетный период не отработал необходимого количества рабочих дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок исправительных работ, то их отбытие продолжается до полной отработки.

Закон определил порядок исчисления срока наказания осужденным, работающим в организациях, где применяется суммарный учет рабочего времени. Он исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.

В УИК определенно, что в срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, и за ним сохранялась заработная плата. В этот срок засчитывается и время, в течение которого осужденный официально был признан безработным.

Во всех иных случаях время, когда осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания, в том числе время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу.

УИК предусматривает случаи досрочного освобождения от наказания ввиду тяжелой болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, и отсрочки отбывания наказания женщиной-осужденной со дня представления ей отпуска по беременности и родам. Эти вопросы решаются в судебном порядке по представлению уголовно-исполнительной инспекции.

Исполнение исправительных работ происходит в установленном законом правовом режиме, регламентирующем обязательные условия и порядок отбывания данного вида наказания.

Осужденные обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову.

В период отбывания наказания осужденным предоставляется более короткий ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 дней. Время предоставления этого отпуска должно быть согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством, осужденным предоставляются на общих основаниях.

Одним из условий отбывания исправительных работ являются удержания из заработной платы осужденных в доход государства в течение срока отбывания. Удержания производятся ежемесячно только по основному месту работы. Они производятся ежемесячно при выплате заработной платы независимо от наличия к осужденному претензий по исполнительным документам. При этом учитывается денежная и натуральная часть заработной платы. Удержанные суммы должны ежемесячно перечисляться в соответствующий бюджет.

Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае ухудшения материального положения осужденного уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, где он работает, вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний. При решении этого вопроса учитываются не только заработная плата, но и иные доходы осужденного.

На общих основаниях к осужденным применяются положения об: исчислении трудового стажа и применении мер поощрения, преду-смотренных для граждан законодательством о труде.

Вместе с тем к осужденным, отбывающим исправительные работы, применяются специальные меры, призванные стимулировать хорошее поведение, стремление к исправлению. Установленные законом меры поощрения можно условно подразделить на две группы: поощрения, влекущие улучшение условий отбывания; поощрения, связанные с изменением меры наказания.

К первой группе относятся поощрения, сокращающие сроки и объем рассмотренных ранее обязанностей и запретов, устанавливаемых осужденным; ко второй - поощрения, связанные с представлением осужденных, доказавших свое исправление, к условно-досрочному освобождению.

В целях должного исполнения наказания, оказания на осужденных исправительного воздействия к ним применяются специальные меры взыскания: предупреждение в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания; замена исправительных работ другим видом наказания. Они применяются к осужденным за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания. При этом нарушением порядка и условий отбывания являются: неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; нарушение им установленных законом и возложенных на него обязанностей и запретов; прогул или появление на работе в с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: