Принципы уголовно-исполнительного права

Одним из критериев самостоятельности отрасли права является наличие ее принципов. Принципы (от лат. - principium - основа, первоначально) основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки, т.е. руководящие идеи, основные правила поведения, деятельности.

В философском смысле принципы рассматриваются как теоретическое обобщение наиболее типичного, выражающего закономерность, положенную в основу познания; как совокупность существенных свойств и внутренних процессов, составляющих основу того или иного предмета или явления. Названные положения отражаются и в правовой науке, которая основными признаками принципов права считает исходные нормативно-руководящие положения, выражающие сущность права, его характерные черты и закономерности правового развития.

Принципы права - это объективно-субъективные категории. Объективность их заключается в реальном содержании имеющихся общественных отношений, определяемых экономическими, социальными и политическими условиями. Они могут людьми только познаваться, а уж затем формулироваться и закрепляться в правовых актах.

Исходя из сказанного, под принципами права следует понимать объективно обусловленные, общие нормативно-руководящие. начала, основополагающие идеи, выражающие сущность права. определяющие развитие его содержания, форм, а также правоустановительной и правоприменительной деятельности.

В юридической литературе общепризнанной является следующая классификация принципов: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Общеправовые принципы - руководящие положения, характерные для всей системы права того или иного государства. Они являются главными, определяющими для принципов более «низкого ранга»: межотраслевых, отраслевых, в которых эти принципы реализуются на практике.

К межотраслевым принципам относятся общие руководящие положения, характерные для двух или более отраслей (например, отраслей уголовно-правового цикла).

Отраслевые принципы отражают специфику отрасли права. Принципы уголовно-исполнительного права призваны определять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм этой отрасли права, обеспечивать системность правового регулирования отношений, возникающих при исполнении наказаний.

Следует также отметить, что общеправовые и межотраслевые принципы, реципированные в уголовно-исполнительное право, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают определенную специфику, которая необходима для обеспечения особенностей правового регулирования отношений, при исполнении наказаний. Кроме того, этим обеспечиваются системность принципов уголовно-исполнительного права, их взаимосвязь.

Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) Российской Федерации (ст. 8) впервые в отечественном законодательстве об исполнении и отбывании уголовных наказаний сформулировал принципы этого законодательства. Правда, в.отличие от Уголовного кодекса УИК не раскрывает их, а только перечисляет. Согласно ст. 8 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединении наказания с исправительным воздействием. Среди них одни принципы общеправовые и межотраслевые -законность, гуманизм, равенство граждан перед законом, другие - специфические принципы уголовно-исполнительного права, например, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения и др.

Принцип законности. Нормативное закрепление этого основополагающего принципа права, закрепленного в ряде статей Конституции РФ, в уголовно-исполнительном праве требует того, чтобы:

а) порядок и условия исполнения уголовных наказаний определялись только законом;

б) осужденные, в отношении которых исполняется уголовное наказание, несли обязанности и пользовались правами, установленными законом;

в) основанием исполнения наказания в отношении осужденных являлись вступивший в действие приговор суда, либо постановление или определение, отменяющее приговор и вступившее в законную силу;

г) деятельность учреждений и органов, должностных лиц и иных субъектов, участвующих в исполнении наказаний, основывалась на обязательном соблюдении законов.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве отрасли отражен во многих институтах и нормах УИК и других законов, регулирующих исполнение наказания. Так, в п. 3 ст. 3 УИК закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Кроме того, осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (п. 3 ст. 12 УИК).

Принцип гуманизма выражается и в целях, которые ставит государство при исполнении наказания - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Он реализуется и в мерах исправительного воздействия: общественно полезном труде, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении (наряду с жесткими режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и необходимый порядок отбывания наказания и создающими условия для реализации прав и интересов осужденных).

Принцип демократизма проявляется в различных институтах и нормах уголовно-исполнительного права. Прежде всего он реализуется в том, что деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания, осуществляется на началах широкой гласности и взаимодействия с различными органами и организациями. Так, органы власти субъектов Федерации призваны оказывать финансовую и материальную помощь в приобретении продовольствия, в строительстве необходимых зданий и сооружений, содействовать в предоставлении указанным учреждениям и органам налоговых льгот, кредитов и т.п. Принцип демократизации выражается также в сущности организации воспитательного процесса осужденных, открытости этого процесса, прежде всего в привлечении различных субъектов общественности к исправлению осужденных. Кроме того, принцип демократизма проявляется и в предоставлении права контроля органа государственной власти и органам местного самоуправления, а также в судебном, ведомственном и общественном контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

С принципом демократизма тесно связан другой общеправовой принцип - равенство граждан перед законом. В уголовно-исполнительном праве в качестве отраслевого он конкретизируется как принцип равенства осужденных перед законом. Данный принцип выражается в том, что все осужденные, независимо от социального, должностного, имущественного положения, рода и характера занятий, их расовой и национальной принадлежности, образования, языка, религии и других обстоятельств равны перед законом. Другими словами все осужденные, отбывающие конкретный вид наказания, или находящиеся на одном режиме исправительного учреждения, имеют одинаковый правовой статус.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнениянаказания - предполагается рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. В целях обеспечения эффективности исполнения наказаний законом предусматривается дифференциация порядка и условий их исполнения, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания.

Поведение осужденного во время отбывания наказания, соблюдение им установленных правил, отношение к труду и обучению учитываются при изменении условий содержания, расширении или сокращении правоограничений в пределах, предусмотренных законом.

Отраслевой принцип - соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитательного характера. Это относится не только к осужденным к лишению свободы или исправительным работам, но и осужденным к другим видам наказания.

Следует отметить, что УИК РФ (ст. 9) впервые на законодательном уровне дает определение понятия «исправления осужденных», под которым понимается и «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».

Для практической реализации требований данной нормы необходим широкий комплекс различных воспитательных мероприятий, использование труда, общеобразовательное обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что способствует формированию позитивных качеств личности осужденного.

Как видно из анализа содержания принципов уголовно-исполнительного права, все они взаимосвязаны между собою и во многом дополняют друг друга, поэтомуих реализация на практике должна быть комплексной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: