double arrow

Пенитенциарная система и законодательство периода Временного правительства

Новый этап в реформе исполнения наказаний обозначился после Февральской революции 1917г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, Временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Необходимо отметить, что этот период истории российской уголовной и пенитенциарной политики довольно слабо освещен в литературе*.

* Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов. М., 1992. С. 11-26.

Сохранив в прежнем виде систему исполнения уголовных наказаний, Временное правительство тем не менее приступило к разработке новой доктрины в сфере реализации карательной политики государства. На центральное тюремное ведомство, которое возглавил профессор А.П. Жижиленко, были возложены задачи подготовки и проведения реформы исполнения наказания в виде лишения свободы. В приказе начальника Главного тюремного управления № 1 от 8 марта 1917 г. было отмечено, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, «имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств, и что для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным»*.

* ЦГАОР, ф. 7420. Д. 122. Л. 61.

В приказе №3 от 18 марта 1917 г. подчеркивалось, что «борьба с преступностью, ограничивающаяся одним только применением наказания, никогда не может дать благоприятных результатов. Она только тогда в состоянии достигнуть успеха, если наряду с наказанием будут применяться и другие меры оздоровления общества. Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может надлежащим образом выполнить своей задачи, если не будет принято никаких мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывающих наказание. Освобожденный из тюрьмы и оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразуже опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка в той или иной форме»*. Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось создать широкую сеть обществ покровительства лицам, отбывшим наказания, обществ патронажа, используя при этом опыт функционирования подобных обществ до революции. Для участия в этой работе рекомендовалось привлекать широкие слои населения.

* Там же

Осуществляя меры по упорядочению системы наказаний, Временное правительство постановлением от 26 апреля 1917 г. отменило ссылку на поселение как вид наказания, а также ссылку на поселение после отбытия срока каторжных работ и за бродяжничество, предоставив освобожденным право выбора места жительства за исключением отдельных местностей, входящих в перечень территорий с ограничениями в проживании. В постановлении особо выделяется положение о развитии общественных начал в организации контроля за указанными категориями освобожденных. Этим же постановлением Главное тюремное управление переименовывалось в Главное управление местами заключения - ГУМЗ. В этом процессе ведомство разрабатывало и вопросы основных средств пенитенциарного воздействия на заключенных, их цели и задачи.

«Пенитенциарный режим, подчеркивалось в одном из циркулярных писем ГУМЗ, - ставящий во главу и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и не забывающий в заключенном личного человеческого достоинства, должен, конечно, покоиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения. Если в местах заключения нет необходимой дисциплины, если заключенные совершают побеги, запасшись доставленнымиим с воли оружием и другими предметами, если они проводят время в праздности, все меры, направленные к их перевоспитанию, окажутся безрезультатными и напрасными»*. К числу основных средств воздействия на личность заключенного был отнесен и труд. Он рассматривался не только как элемент уголовной репрессии, усиливающий или ослабляющий ее в зависимости от тяжести работ, но и как необходимое условие исполнения наказания в виде лишения свободы. Причем организация работ, по мнению руководителей ГУМ, должна преследовать, главным образом, не усиление наказания, а воспитательные цели. В циркуляре от 18 июля 1917г. обращалось внимание на тот факт, что работы должны давать заключенным «знания, с которыми они по выходе на свободу могут найти себе подходящее занятие. Они же доставляют заключенным значительное облегчение во время содержания под стражей».

* Там же. Л. 44.

Конечно, реальное воплощение такого подхода к использованию труда заключенных требовало не только циркулярного закрепления, но и создания необходимых экономических, социальных, организационных и других условий. Временное правительство создать таких условий не смогло.

Следует также отметить, что в нормативных актах Главного управления были закреплены некоторые элементы внедрения в местах лишения свободы прогрессивной системы отбывания наказания, при которой судьба заключенного ставилась в прямую зависимость от его поведения. От того, как он ведет себя в период отбывания наказания, зависело предоставление заключенному тех или иных льгот, вплоть до условно-досрочного освобождения.

Следует отметить, что многие доктринальные положения о реформировании уголовно-исполнительной системы, разработанные и принятые Временным правительством, были прогрессивными для российской пенитенциарной науки и практики.

Многие из них остаются актуальными и для нашей действительности, а потому представляют не только теоретический, но и практический интерес.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что к моменту Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная теория и практика России получили достаточное развитие, впитали ряд прогрессивных демократических идей, была создана серьезная законодательная база для совершенствования пенитенциарного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: