Цель воспитания - то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Любое воспитание всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.
Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это различение целей по времени их достижения условно.
Перспективные цели включают в себя воспитание устойчивых качеств личности. Для их формирования выбирают в качестве средства долговременные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, детский производительный труд и т.п. С возрастом воспитанников изменяются и средства воспитания.
Среднесрочные цели связаны с решением воспитательных задач, актуальных для данного возраста, поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, в выпускных классах актуальна проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются различные средства по профессиональной ориентации: литература. Кинофильмы, биографии выдающихся специалистов по различным профессиям и др.
Текущие цели определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности детей и необходимости координации перспективных и среднесрочных целей, затем подбираются адекватные средства воспитания. Например, для формирования культурного поведения воспитанникам сообщаются правила поведения, средством также выступает личный пример преподавателя.
Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличает одни воспитательные системы от других.
История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.
Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от:
- способа производства,
- темпов социального и научно-технического прогресса,
- достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,
- возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Традиционными составными частями воспитания (задачами) называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.
Задачи:
- усвоение определенного объема научных знаний;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей, дарований;
- развитие познавательных интересов;
- формирование познавательной активности;
- развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи:
- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
- формирование гигиенических навыков;
- формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание и политехническое воспитание.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира. И как неотъемлемый компонент общего образования.
Политехническое воспитание направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.
Его главные задачи:
- формирование интереса к производственной деятельности;
- развитие технических способностей;
- развитие нового экономического мышления;
- развитие изобретательности;
- развитие начал предпринимательства.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо.
Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, и поступках.
Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.
Нравственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям, они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям собственной морали.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.
Задачи эстетического воспитания:
- формирование эстетических знаний;
- воспитание эстетической культуры;
- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
- формирование эстетического идеала;
- формирование стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.