Религия значительно повлияла на правоспособность., в особенности христианство

Лекция 2

В современном гражданском праве для наименования субьектов прав широко используется термины “лицо” или “персона”

Второй раздел гражданского кодекса называется “лица”

У Римлян термин “Персона” означал отдельного человека независимо от его способности быть субьектом прав.

Рабы были тоже персонами, но служащими персонами.

Человек становится субьектом права в том случае, если обьективное право признает за ним способность иметь права и нести юридические обязанности. Эта способность называетя правоспособностью. Не имея ее, невозможно быть субьектом прав и нести обязанности.

Правоспсообность может быть различной по своему содержанию. В современном праве она одинаковая у всех, но в римском-нет. В современном праве человек получает правособность с рождения, утрачивает со смертью.

В римском праве правоспособными являлись не все люди, она возникала не только в силу факта рождения (в связи с отпущением раба на волю). В римском праве правоспособность отличали по ius civilin(только римские граждане) и по праву народов (и римским, и иностранным пелигримам)

Правоспособность складывалась из трех статусов:

1. Статус свободы (status libertalis)

2. Статус гражданства (status civitalis)

3. Статус семьи (status familiae) (capitus deminutio menema, media, maxima)

Persona sui juris (мужчины и женщины, не имеющие семьи)

Persona alienu juris (имеющие семьи)

Содержание правоспособности составляли следующие права:

1. jus suffragii – активное избирательное право (право избирать)

2. jus honorum – право занимать гос должности, отсутствовало у больноотпущенных

3. jus millitarium – право быть воином

4. jus commercii – право вести хоз деятельность (заключать сделки) и у римских граждан, и у пилигринов!

5. Jus conubii – право заключать законный римский брак

6. Testamenti facio(activa/passiva)- способность быть наследником или свидетелем при заключении завещания

Религия значительно повлияла на правоспособность., в особенности христианство

1. По праву Юстиана язычники и иудеи не подвергались преследованию, но не могли занимать никаких должностей, кроме декуриона (член муниипальных советов)

Язычники и иудеи не могли вступать в брак с крестьянами

1. Вероотступники (перешли в другую веру)-не могут наследовать, составлять завещания, совершать сделки между живыми, а если это было духовное лицо - уголовное наказание

2.Еретики-только должность декуриона, не могли наследовать и получать наследственные отказы, но могли совершать дарения и завещания в пользу православных.

Дееспособность – в римском праве не было такой категории, но!

1. инфантес –дети до 7 лет не дееспособны и не могут совершать никаких сделок

2. младшие несовершеннолетние – девочки от 7 до 12 лет, мальчики от 7 до 14 – не могли составлять завещание, могли совершать только сделки, ведущие к приобретению (дарение, безвозмездные сделки) Не могли совершать сделки, направленные на уменьшение имущества (только с согласия попечителей) Отвечали по правонарушениям деликтом. Были деликтоспособными (способными нести ответственность)

3. совершеннолетние парни – 14 лет, девушки-12 лет – наступление совершеннолетия, могли вступать в брак. Законом Плаитория им давалась защита против обмана, то есть они могли испросить себе попечителя.

4. Старшие совершеннолетние – лица, достигшие 25 лет.

В публичном праве различие полов имеет большое значение. Женщина не признается субъектом публичных прав и не может занимать публичных должностей. Изначально древнеримское право, ограничивая женщин в правах преследовало цель сосредоточить все имущество у мужчин. В классическую эпоху это положение смягчилось. Женщины находились под властью отца или мужа, либо становились persona suri juris и попадали под опеку. Женщины становились наследницей, только если они были упомянуты в завещании.

В эпоху Юстиниана различия между мужчинами и женщинами становилось не значительным и в принципе можно было говорить о равноправии полов, женщины уравнивались в наследственных правах, один из известных юристов говорил, что там, где закон говорит о мужчинах, можно говорить и о женщинах

Римское право различало 2 категории лиц, которые не способны руководить своими собственными действиями:

Furiosi –буйные, помешанные, психически не уравновешены

Dementes – душевнобольные

Все сделки с ними не действительны. Глупость не имеет юридического значения и не оправдывает заблуждений и упущений, однако такое значение может иметь недостаточное образование.

Расточительство. Расточителем называю лицо, которое в силу слабости характера и легкомыслия не может противостоять искушениям и так неразумно тратит имущество, что рискует оставить себя и своих близких без средств существовния. Признаки расточительства:

-легкомысленное мотание имуществом, угражающее обеднением. (закон о борьбе с роскашью)

-расточительность должна представляться укоренившейся наклонностью. Расточительный образ жизни должен иметь причиной болезненное душевное состояние или ненормальную слабость (3 года подряд тратит больше, чем зарабатывает)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: