Оценка системы организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта

Внутренний контроль — это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководителями экономического субъекта в качестве средств, для обеспечения эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Система внутреннего контроля включает организованные внутри экономического субъекта надзор и проверку: соблюдения требований законодательства: точности и полноты охвата документами фактов хозяйственной жизни; своевременности становления достоверной бухгалтерской отчетности; мероприятий по предотвращению ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества организации.

Система внутреннего контроля делится на три блока: внутриведомственный финансовый контроль; внутренний контроль фирмы (компании); деятельность ревизионных комиссий (ревизий). Активные меры по укреплению системы внутреннего контроля принимают в финансово-кредитных организациях, в первую очередь в коммерческих банках. Специальные подразделения внутреннего контроля осуществляют планомерный контроль над соблюдением установленных регламентов работы, разрабатывают планы взаимных проверок кооперирующихся и взаимосвязанных подразделений и обсуждения результатов их деятельности. Важная задача руководителей организаций в условиях рыночной экономики — создание контрольной среды, т.е. таких методов работы, при которых осуществляется постоянный взаимный контроль на основных участках работы.

Это реализуется через организацию и управление документооборотом, сочетание единоначалия и коллегиального руководства и четкое определение полномочий и ответственности каждого сотрудника, коллективное обсуждение принимаемых решений. Оценка системы внутреннего контроля — самостоятельный объект аудиторской проверки.

Организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, организационной структурой, а также с ее возможностями.

Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

Целями внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление эффективной деятельности предприятия;

2) обеспечение соблюдения требований руководства каждым работником предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает определенный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: