Методические рекомендации для преподавателей

В образовательный стандарт по специальности «Сестринское дело» предмет «Практическая психология» введен в специальные дисциплины по региональному компоненту, в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму к содержанию и уровню подготовки студентов по специальности. В состав предмета включается информация из двух разделов психологических наук: теоретические основы практической психологии; методико-исследовательские основы практической психологии Практическая психология прослеживает особенности нормы и патологии психического развития: формирует умения и навыки психо-диагностических технологий.

В результате прохождения психолого-педагогической практики студент должен:

- владеть методами психологической диагностики в социально-консультационной работе;

- различать социальные и этические аспекты психологической диагностики;

- изучить отечественные и зарубежные работы в психологической диагностике;

- иметь представление о стардартизации, надежности и валидности;

- знать современные проблемы отечественной психодиагностики умственного развития;

- овладеть принципами и методами диагностики межличностных отношений;

- самостоятельно изучить ряд теоретических работ по проблемам практической психологии;

- овладеть методикой рецензирования.

В ходе прохождения практики у студентов будут формироваться профессиональные умения и навыки в диагностике специальных способностей и профконсультаций и овладение методами статистической обработки материалов психологических исследований. В программе представлены рекомендованная литература.

Пояснительная записка.

В настоящее время в России сестринское дело как профессиональный вид деятельности находится в процессе становления и на начальном этапе своего формирования и развития. Ряд направлений этой работы имеет прошлый опыт функционирования, но с учетом современных социальных условий они приобретают новое содержание, новые формы деятельности. Система и структура сестринского процесса в РФ имеет новые концептуальные основы, функционирует в иной экономической и правовой системе, в сравнении с советским периодом. Сестринский процесс использует психологические знания о человеке и обществе. Данный курс подготовлен на основе теоретических концепций в области «Психологической диагностики».

В соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие и профессиональные дисциплины» в результате изучения курса «Практическая психология» выпускник курса должен получить представление о понятиях психологической диагностики в различных областях ее использования, а также непосредственно в практической профессиональной деятельности в медико - социальной деятельности.

Организуя психолого-педагогическую практику на рабочем месте студенты должны научиться владеть всеми доступными психологическими методами: беседой, анализом, тренингом, тестовыми формами, убеждением и методами коррекции психических состояний личности.

Программа содержит информацию по этапам прохождения психолого-педагогической практики, что в свою очередь способствует формированию методико-исследовательские основы практической психологии

Программа рассчитана на 60 часов самостоятельной деятельности студента на приобретение практических навыков и профессионального мастерства.


Распределение времени по плану:

№ п\п МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ КОЛ-ВО НЕДЕЛЬ КОЛ-ВО ЧАСОВ
А Психолого- педагогическая практика 2 нед. часов
1. 2. 3. Психолого-педагогическое наблюдение должно проходить на рабочем месте медицинской сестры с целью изучения, анализа и практического применения профессиональных знаний. Объектом наблюдения должна быть система профессионального обучения на рабочем месте медицинской сестры. Примером наблюдения могут быть занятия по профессиональному профилю, наблюдения за педагогическим процессом, знакомством с документацией (учебно-тематическим, перспективным планированием). Наблюдением за процессом проведения профессиональных занятий и за работой преподавателей медицинского инструктажа. Составление рецензии на профессиональную педагогическую деятельность в системе медицинского профессионального дополнительного образования на рабочем месте с указанием времени, места, тематики занятий и их качественных характеристик по учебным целям. методам и приемам, а также результатам профессиональной деятельности, куда входит оценка педагогического мастерства. Составление отчета по психолого-педагогической практике. Составление социально-психологического портрета медицинских инструкторов, которые выполняют профессиональную деятельность в системе медицинского дополнительного образования на рабочем месте. 1 неделя 2 неделя 20 часов 20 часов 20 часов
  ВСЕГО: 2 нед.. 60 ч
Этапы организации психолого-педагогической практики 1 Этап 1. Психолого-педагогическое наблюдение должно проходить на рабочем месте медицинской сестры. 2. Цель прохождения практики - изучение, анализ и практическое применение профессиональных знаний. 3. Объектом наблюдения должна быть система профессионального обучения на рабочем месте медицинской сестры. 4. Примером наблюдения могут быть занятия по профессиональному профилю, наблюдения за педагогическим процессом, знакомством с документацией (учебно-тематическим, перспективным планированием). 5. Наблюдением за процессом проведения профессиональных занятий и за работой преподавателей медицинского инструктажа. 2 Этап 1. Составление рецензии на профессиональную психологическую литературу, которая использовалась в процессе практической деятельности. 2. Наблюдение за производственной деятельностью в системе медицинского профессионального дополнительного образования на рабочем месте с указанием времени, места, тематики занятий и их качественных характеристик по учебным целям, методам и приемам, а также результатам профессиональной деятельности, куда входит оценка педагогического мастерства. 3 Этап 1. Составить отчет по психолого-педагогической практике. 2. Составить социально-психологический портрет медицинских инструкторов, которые выполняют профессиональную деятельность в системе медицинского дополнительного образования на рабочем месте. Рекомендованная литература 1. Ципоркина, И.В., Кабанова, Е.А. Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304с.: ил.- (Практическая психология). 2. Секреты манипулирования: эффективные приемы управления людьми / Сост. Разумовская Е.А. – М.:ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2011 – 256с. 3. Карнеги, Д. Как преодолевать тревогу и стресс /Д.Карнеги; пер. с англ. Е.А.Бакушева. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2011. – 208с. 4. Карнеги, Д. Как располагать к себе людей /Д.Карнеги; пер. с англ. Г.И.Левитан. – Минск: «Попурри», 2011. – 208с. 5. Карнеги, Д. Как эффективно общаться с людьми /Д.Карнеги; пер. с англ. Г.И.Левитан. – Минск: «Попурри», 2011. – 176с. 6. Александров, А.А. Аутотренинг. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.- 240с.: - ил. – (серия «Практическая психология»). 7. Александров, А.А. Аутотренинг. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.- 240с.: - ил. – (серия «Практическая психология»). 8. Александров, А.А. Аутотренинг. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.- 240с.: - ил. – (серия «Практическая психология»). 9. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.:прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 352с. (Проект «ПСИХОЛОГИЯ - BEST»). 10. Шейнов, В.П. Психология манипулирования /В.П.Шейнов. – Минск: Харвест, 2009. – 704с. 11. Берн Э. Люди. Которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. – М.: Эксмо, 2012. – 576с. 12. Холодковская О.С., Пашнина В.А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем. – СПб.: ИК «Крылов», 2011. – 192с. 13. Мерфи, Дж. Управляйте своей судьбой / Дж. Мерфи; пер. с англ. – Минск: «Попурри», 2011. – 288 с. 14. Жикаренцев, В.В. Жизнелюбие: Практическая система возвращения к жизни. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. – 208с. 15. Как заставить память работать / авт.-сост. А.Калинина. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 207. – 288с. 16. Павлов, И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 87с. 17. Бубличенко, М.М. «Не надо на меня давить!» Методы психической защиты / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 244с. 18. Орлова, Е. Почему дети лгут? Где лож, а где фантазия. – СПб.: Питер, 2011. – 192 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»). 19. Хей, Луиза Исцеляющая сила мысли. – ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2011. – 192 с. 20. Талеб Нассим Николас О секретах устойчивости: Эссе; Прокрустово ложе: Философские и житейские афоризмы / Нассим Николас Талеб; пер. с англ. А.Капанадзе. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 240с. 21. Малкина-Пых, И. Психологическая помощь близким / И.Г. Малкина –Пых. – М.: Эксмо, 2009. – 192 с. – (Антикризисная психология). 22. Кехо, Д. Подсознание может все! / Д.Кехо; пер. с англ. – Минск: «Попурри», 2011. – 224 с. 23. Чалдини, Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 336с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»). 24. Литвак, М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии /М.Е. Литвак. – Изд. 260е. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 411с. 25. Стайбел, Д. Когда слова вредят делу / Д. Стайбел; Пер. с англ. А.В.Савинова. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2004. – 221с. – (Библиотека практической психологии). 26. Первушина, Е.В. Я нашла работу! Новая профессия – новая жизнь / Е.В. Первушина. – М. ООО «Издателство АСТ»; СПб ООО «Издательство Астрель-СПб», 2004. – 2004с. 27. Шапарь, В.Б. Курс практической психологии / В.Б. Шапарь. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга», 2010. - 416с. 28. Щеголев, И.В. Тайный язык тела: все об окружающих / И.В.Щеголев, В.В. Людвич. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 180с. 29. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов. Родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с. 30. Потемкина, О.Ф., Потемкина. Е.В. Психология личности, или Как полюбить себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 288с. – (Практическая психология в тестах). 31. Ежова, Н.Н. Справочник практического психолога /Н.Н.Ежова. – Ид. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 380с. – (Психологический практикум). 32. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога /Н.Н.Ежова. – Ид. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 314с. – (Психологический практикум). 33. Голдберг, Б. Секреты самогипноза / Брюс Голдберг; пер. с англ. Т.Е.Толокониной. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 159с. 34. Эксакусто, Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 339с. 35. Змановская, Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2011. – 288с. – (Серия «Мастера психологии»). 36. Большакова, Л. 20 ментальных ловушек, которые душат, отравляют и подвергают гниению успешную и счастливую жизнь / Лариса Большакова. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2-11. – 223с. Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» Кольский филиал ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Место прохождения практики: Время прохождения практики: студентки 3 курса (группы М/2009-5) заочного отделения специальность 060109 сестринское дело ФИО Апатиты ОТЧЕТ по итогам учебной психолого-педагогической практики (Ф.И.О студента)____________________________________________________ 1. Указать рабочее место, где проходит психолого-педагогическая практика по наблюдению за организацией дополнительного образования на рабочем месте______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Описать объект наблюдения: занятия по профессиональному профилю, наблюдения за педагогическим процессом, знакомством с документацией (учебно-тематическим, перспективным планированием)____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Составить социально-психологического портрета медицинских инструкторов, которые выполняют профессиональную деятельность в системе медицинского дополнительного образования на рабочем месте_______________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Составить рецензию на профессиональную педагогическую деятельность в системе медицинского профессионального дополнительного образования на рабочем месте с указанием времени, места, тематики занятий и их качественных характеристик по учебным целям, методам и приемам, а также результатам профессиональной деятельности, куда входит оценка педагогического мастерства._________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата: Подпись студента: Оценка по педагогической практике. ________________ Общий и непосредственный руководитель практики- доц.к.пед.н.- Макарова Н.В.      
             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: