Репродуктивное поведение - система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка в браке или вне его.
Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения. Основными характеристиками которого является применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание.
Структура репродуктивного поведения:
1.Репродуктивные потребности (потребность в детях);
2.Репродуктивные установки;
3.Репродуктивные мотивы;
4.Решения;
5.Действия.
Репродуктивные потребности - это усвоенные человеком в процессе социализации бытующие в культуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы, или социальные нормы рождаемости (т.е. социальные образцы и принципы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей). Это главный двигатель "репродуктивного поведения".[1]
Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное (1-2 ребенка), среднедетное (3-4 ребенка) и многодетное(5-6 и более детей) репродуктивное поведение.
Репродуктивные установки - это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей.
Они делятся на два класса:
1)Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;
2)Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.
Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:
Среднее идеальное число детей - характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;
Среднее желаемое число детей - это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;
Среднее ожидаемое (планируемое) число детей - характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.
Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей.
Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.
Репродуктивные мотивы - это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:
1)Экономические мотивы рождения детей - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;
2)Социальные мотивы - это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить "как все" и иметь столько же "как и все" детей;
3)Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление продолжить себя в своих детях и т.п.)
В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.
Состояние здоровья и развитие общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, которые составляют значительную часть в структуре населения, оказывают значимое влияние на здоровье нации в целом и формируют ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал. На рубеже столетий в Российской Федерации насчитывалось 19,1 млн детей и подростков в возрасте 10–17 лет, что составило 16,8% к общему числу жителей страны. В свою очередь, уровень здоровья, как современной молодежи, так и будущих поколений, напрямую зависит от состояния здоровья нынешних девушек–подростков – будущих матерей. [2]
Произошедшие в последние десятилетия на территории РФ социально–экономические, политические и культурные преобразования сопровождались значительным снижением покупательской способности населения, либерализацией сексуальной морали, резким изменением нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе. Следствием этих преобразований явились социально детерминированные изменения стандарта репродуктивного поведения подростков и молодых людей на менее безопасный, ассоциированный с высоким риском абортов и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП).
По данным литературы, первая беременность, наступившая в подростковом возрасте, заканчивается индуцированным абортом более чем в 80% случаев. Наряду с этим на фоне ускорения полового созревания, роста сексуальной активности подростков, отсутствия государственной системы образования подрастающего поколения по вопросам профилактики нежелательной беременности реальностью наших дней стало деторождение в ювенильном возрасте, получившее название феномена «подросткового материнства». По данным Минздрава РФ (2003) в последние годы каждый десятый новорожденный в России рождается у матери–подростка, каждый десятый аборт (10,3%) производится в возрастной группе 15–19 лет. Зачастую беременная юного возраста уже имеет в анамнезе перенесенный аборт или роды.
В последние годы уровень материнской смертности в стране не достигает европейского уровня, а ее ведущей причиной остаются последствия абортов, удельный вес которых в общей структуре материнской смертности составляет 20,5%. Во многих регионах РФ доля юных рожениц в общей структуре родов продолжает оставаться достаточно высокой, несмотря на существенное снижение в последние годы, что, вкупе с высоким уровнем абортов, определяет влияние подростковой популяции на показатели материнской заболеваемости и смертности, демографическую ситуацию в целом.
Понятие репродуктивного поведения имеет отношение к системе социального контроля. Именно оно определяет, сколько детей и через какой промежуток времени будет иметь семья.
Одним из основных элементов репродуктивного поведения является потребность в детях. Это главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов. Как социальная потребность высшего уровня потребность в детях не связана прямо и непосредственно с потребностями низших уровней (органическими и потребностью в самосохранении). Именно поэтому не существует никаких границ ее ослабления: никакие физиологические механизмы не в состоянии защитить ее от этого. Потребность в детях не связана и с сексуальной потребностью. Рождение детей имеет лишь своим предусловием, посредником сексуальное поведение. Человек с давних пор может нарушать и нарушает механизм репродуктивного цикла, удовлетворение сексуальной потребности не предполагает обязательного рождения ребенка и чем дальше, тем в меньшей степени сексуальные отношения являются средством деторождения.
Чтобы ребенок родился, необходима социальная мотивация, не биологическая по своей природе.
Потребность в детях – социально-психологическое свойство личности, проявляющееся в том, что без наличия детей и их необходимого числа она испытывает трудности самоактуализации.
Для понимания сущности потребности в детях огромную роль играют репродуктивные нормы – детерминированные обществом принципы и образцы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. Важнейшей особенностью репродуктивных норм является их исключительная устойчивость.
Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека.
Количественная и качественная определенность потребности в детях соответственно раскрывается в понятиях репродуктивных установок и репродуктивных мотивов.
Репродуктивные установки – это психические качества личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивные установки делятся на два класса:
1.установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей (установки на благополучные исходы беременности, на интервалы между рождениями детей, на пол ребенка, на усыновление ребенка);
2.установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности. [3]