ИП – автомобиль-вездеход

Для чего может быть использван автомобиль-вездеход?

Определим функции:

Ф1 – перевозка грузов в условиях бездорожья;

Ф2 – перевозка пассажиров в условиях бездорожья;

Ф3 – буксировка в условиях бездорожья.

В качестве главной полезной функции <ГПФ> примем Ф1перевозка грузов в условиях бездорожья.

Проверка: перевозка грузов условиях бездорожья может быть реализована с помощью грузового автомобиля-вездехода.

2.Найти и сформулировать обобщающее понятие – обобщающий уровень ОУ(+1-ый этаж И) для исходной задачи (исходного объекта) и составить перечень альтернативных вариантов решения (наполнить +1ый этаж И), которые могут выполнить ту же функцию. Процедура выполняется последовательным применением логических операторов обобщения и деления.

Обобщающее понятие (ОУ) (обобщающая функция) для <ИП> – «перевозка пассажиров в условиях бездорожья».

Какие альтернативные конструкции <АКi> можно применить (использовать) для перевозки пассажиров в условиях бездорожья?

АК1 – вертолет;

АК2 – судно на воздушной подушке (СВП);

АК3 – аэросани;

…………

По какому признаку различаются все <АКi>?

Все <АКi> различаются движителями.

Схема И-ИЛИ дерева на этом этапе.

ОУ
перевозка пассажиров в условиях бездорожья


ИП
аэросани
СВП
вертолет
АК3
0-й этаж «ИЛИ»
АК1
+1-й этаж «И»

АК2
Грузовой автомобиль-вездеход


3. Определить систему С высокого уровня, в которой выполняется (или используется) ОУ(определить +2-ой этаж ИЛИ).Процедура реализации этапа – последовательное применение логических операторов соединения и расчленения.

Где, в какой системе применяются перевозки грузов в условиях бездорожья?

С – транспортный комплекс региона;

С1 – служба сервиса подвижного состава;

С2 – медицинская служба;

С3 – служба сервиса транспортной сети;

………………………………………

Выберем в качестве системы С «транспортный комплекс региона».

Проверка: транспортное средство для перевозки грузов в условиях бездорожья – это еще не все, что необходимо для существования (и функционирования) транспортного комплекса региона.

Какие функциональные узлы <ФУi> (кроме перевозки пассажиров в условиях бездорожья) входят в состав функций транспортного комплекса региона?

ФУ1 –благоустройство;

ФУ2 –перевозка грузов по дорогам с твердым покрытием

ФУ3 –перевозки строительных материалов;

ФУ4 –перевозка отходов;

…………………………………

Проверка: для того чтобы транспортный комплекс региона был работоспособен, необходимо и достаточно ФУ1+ ФУ2+ ФУ3 + ФУ4

С
Итоговая схема на данном этапе:

ФУ3
ФУ4
ФУ2
ФУ1
ОУ
Транспортный комплекс района
+2-й этаж «ИЛИ»
+1-й этаж «И»
   
 


4.Наполнить 0-ой этаж ИЛИ «И-ИЛИ дерева». Процедура – применение логического оператора деления к ОУ и альтернативным решениям. На данном этапе необходимо показать какие (принципиально различные) решения, имеющие общее основание деления (принцип действия или признак, по которому они различаются,.) могут быть предложены.

Здесь нужно для ФУ1, ФУ2, ФУ3, ФУ4 … проделать то же самое, что было сделано в отношении ОУ в пункте 2 задания. Тогда 0-й уровень будет заполнен полностью.

Чтобы не загромождать схему, покажем для примера, как можно применить логический оператор деления к ФУ1 (благоустройство). Возможны следующие различные конструктивные решения ФУ1:

КР1 – подметально-уборочная машина;

КР2 – поливо-моечная машина;

КР3 – снегоуборочная машина;

КР4 – газонный трактор;

……………………………

В данном случае, основание деления (ОД) – это вид благоустройства.

Вид И-ИЛИ дерева после заполнения О-го этажа:

+2-й этаж «ИЛИ»
ОУ
С
С

1-й этаж «И»
ФУ1
ФУ2
ФУ3
ФУ4
0-й этаж «ИЛИ»
ИП
АК1
АК2
АК3
ИП
АК1
АК2
АК3
ИП
КР3
КР4
КР1
КР2
 
 


5. Наполнить -1-ый этаж И «И-ИЛИ дерева». Процедура – применение логического оператора расчленения к каждому элементу нулевого этажа.

Что такое логический оператор расчленения. Для каждого конструкторского решения <К> 0-го уровня нужно сформулировать тест-вопрос:

Какие внутренние функции должны быть реализованы в <К>, чтобы они в совокупности могли осуществить <ПФ> (главную полезную функцию <К>)?

Для «автомобиля-вездехода»:

ВФ1 – преобразование энергии топлива в механическую (двигатель);

ВФ2 – фиксация устройств автомобиля в пространстве (несущая конструкция).

ВФ3 – движение (движитель);

ВФ4 – обеспечение тяги (силовая установка);

ВФ5 – передача энергии от силового агрегата к движителю (трансмиссия);

ВФ6 – хранение топлива (топливные баки);

ВФ7 – управление траекторией движения (руль);

и т. д.

Нужно составить итоговые схемы для каждой конструкции < К> 0-го этажа. Например, для ИП (автомобиль-вездеход):

-1-й этаж «И»
Грузовой автомобиль-вездеход
+0-й этаж «ИЛИ»
   
 


6. Наполнение -2-ого этажа ИЛИ «И-ИЛИ дерева». Процедура – применение логического оператора деления к каждому из элементов -1-ого этажа

Для каждого элемента -1-го этажа нужно выполнить логический оператор деления подобно тому, как это делалось в пункте 2.

При этом предыдущая схема будет надстроена снизу, например, так:

Грузовой автомобиль-вездеход
-1-й этаж «И»
+0-й этаж «ИЛИ»
АК1
АК2
АК3
-2-й этаж «ИЛИ»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: