Часть 1 поиск технического решения для грузового автомобиля-вездехода

Грузовой автомобиль вездеход

Освоить приемы метода морфологического анализа для поиска новых технических решений инженерной задачи

1.Сформулироватъ задачу и выделить основную функцию технического решения (ТР).

Задача: поиск технического решения для грузового автомобиля-вездехода.

Основная функция искомого ТР – транспортировка грузов и пассажиров в условиях бездорожья.

2.Определить вспомогательные функции, которые искомое ТР должно выполнять.

Определим следующие вспомогательные функции:

А) преобразование энергии топлива в механическую (двигатель);

Б) фиксация узлов автомобиля в пространстве (несущая конструкция).

В) движение (движители);

Г) обеспечение тяги (силовая установка);

Д) передача энергии от силового агрегата к движителю (трансмиссия);

Е) хранение топлива (топливные баки);

Ж) управление траекторией движения (рулевое управление).

З)высокая грузоподьёмность

Примечание: это небольшая часть всех необходимых вспомогательных функций, но их будет достаточно для освоения приемов метода морфологического анализа.

3.Составить морфологического карту поиска ТР и найти несколько возможных ТР, удовлетворяющих каждую вспомогательную функцию.

Морфологическая карта поиска ТР

Вспомогательные функции Частичные решения
       
А. преобразование энергии топлива в механическую бензиновый двигатель дизельный двигатель газогенераторный двигатель  
Б. фиксация узлов автомобиля в пространстве несущая рама несущая усиленная рама    
В. движение колесные движители гусеничные движители Смешанные колёсногусеничные движетели  
Г. обеспечение тяги переднемоторная силовая установка среднемоторная силовая установка заднемоторная силовая установка Мотор-колесо
Д. передача энергии от силового агрегата к движителю механическая трансмиссия гидравлическая трансмиссия электро-механическая трансмиссия пневматическая трансмиссия
Е. хранение топлива 1 бак на раме 2 бака на раме бак в грузовом отсеке  
Ж. управление траекторией движения руль с гироусилителем руль с электро- усилителем подруливающая задняя ось  
З.высокая гузоподъёмность 2 оси 3 оси 2 оси с подключаемой третьей осью  

4.Сформулировать обязательные технические требования (ТТ) к качеству выполнения каждой вспомогательной функции.

Будем рассматривать следующие обязательные технические требования;

1. энергетическое обеспечение динамики движения по бездорожью (Мкр>300Нм);

2. возможность движения по дорогам общего пользования со скоростью > 60 км/час;

3. проходимость (нагрузка на грунт < 1кг/см2);

4. экономичность (расход топлива < 25л/100км);

5. преодоление водных преград до глубины 2м;

6. автономность до 1000км;

7. полный снаряженный вес до 15000кг.

8. объём кузова более 40куб.м

5.Исключить из морфологической карты решения, не удовлетворяющие обязательным ТТ, сформулированном в п,4

Обязательные технические требования Частичные решения
А Б В Г Д Е Ж З
                                                   
1. Динамика движения (Мкр>300Нм)       - -       - - -           - - - - - - - - -
2. Дороги общего пользования (> 60 км/час)       - -       - - - - - - - - - - - - - - - - -
3.Нагрузка на грунт (< 1кг/см2) - - - - -       - - - - - - - - - - - - - -      
4. Экономичность (< 25л/100км)       - -       - - - -         - - - - - - - - -
5. Водные преграды (до2м) - - - - -                       - - -            
6. Автономность (до 1000км)       - - - - - - - - - - - - -       - - - - - -
7. Снаряженный вес (до 15000кг)               - - - - -         - - - - - -      
8.Объём кузова (>40куб.м.) - - -     - - - -     - - - - - - -   - - - - - -
Допустимые варианты   X     X X     X       X         X   X   X   X X

Вывод: остались следующие допустимые частичные решения:

А2, Б2, В1, Г1, Д1, Е2, Ж1,Ж3,З2,З3.

Общее количество вариантов ТР на данном этапе = 1x1x1x1х1x1x2х2 = 4

6.Составить матрицу парных сравнений и проверить оставшиеся частичные решения на совместимость.

Варианты частичных решений А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2 Ж1 Ж3 З2 З3
  А2                    
  Б2                    
  В1                    
  Г1                    
  Д1                    
  Е2                    
  Ж1                    
  Ж3                    
  З2                    
  З3                    

Вывод: все частичные решения попарно совместимы друг с другом; количество вариантов ТР не изменилось.

7.Перечислить все наборы вариантов частичных решений, которые можно объединить друг с другом, не опасаясь их несовместимости.

Остались следующие варианты ТР (наборов частичных решений):

А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1З2

А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1З3

А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1Ж3З2

А2Б2В2Г1Д1Е2Ж1Ж3З3

8.Составить возможно полный список дополнительных требований, которые необходимо учитывать при выборе варианта решения задачи, сформулированной в п.1

Будем рассматривать следующие дополнительные требования:

ТТ1 Простота устройства

ТТ2 Стоимость изготовления

ТТ3 Возможность применения в качестве тягача

ТТ4 Стоимость эксплуатации

ТТ5 Степень унификации

9.Превести ранжирование и «взвешивание» дополнительных требований методом парного сравнения,

Дополнительные технические требования ТТ1 ТТ2 ТТ3 ТТ4 ТТ5 Сумма Новая сумма Ранг Весовой коэфф.
1.Простота устройства -           3,5   0,35
2.Стоимость изготовления   -         2,5   0,25
3. Возможность применения как тягач     -       0,5   0,05
4.Стоимость эксплуатации       -     1,5   0,15
5.Степень унификации         -       0,2
Сумма:          

10. Составить матрицу решений и выбрать техническое решение, наилучшим образом удовлетворяющее дополнительным требованиям, сформулированным в п.8.

Вариант технических решений Дополнительные технические требования (ТТ) с весовыми коэффициентами Результат оценки
ТТ1 α1= 0,35 ТТ2 α2= 0,25 ТТ3 α3= 0,05 ТТ4 α4= 0,15 ТТ5 α5 = 0,2
А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1З2 Wij 8          
αjWij 2,8 2,5 0,35 1,05 1,2 7,9
А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1З3            
2,1 2,5 0,5 1,05 0,6 6,75
А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1Ж3З2            
1,75 1,75 0,3 1,05 1,6 6,45
А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1Ж3З3            
1,05 1,25 0,3 1,5 1,0 5,5

Вывод: В результате морфологического анализа выбран следующий вариант ТР:

А2Б2В1Г1Д1Е2Ж1 - дизельный, усиленной несущей рамой, колесный, переднемоторный, с механической трансмиссией, с 2-мя топливными баками, с гидроусилителем руля, трехосный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: