Этапы истории

· С XII в. до н. э. степной Крым населяли киммерийцы.

· В середине VII в. до н. э. киммерийцы частично переместились в предгорья и горы, а частично изгнаны из Крыма скифами.

· VIII—VII вв. до н. э. — Проникновение в Крым греческих колонистов

· V в. до н. э. — греческие города в восточном Крыму объединяются в Боспорское царство.

· 422 год до н. э. — греками основан Херсонес Таврический.

· III—II вв. до н. э. — Центр скифского государства перемещается из Приднепровья в Крым.

· II век до н. э. — скифы во главе со Скилуром и его сыном Палаком вступают в борьбу с греческими городами за приморские гавани. На стороне греков — царь Понта Митридат VI Евпатор, пославший в Крым войска под руководством Диофанта. Армия Диофанта разгромила скифское государство и включила греческие города в состав Понта.

· 107 до н. э. — Восстание скифа Савмака, подавленное Митридатом, который утвердил своё временное господство на Боспоре и в Херсонесе.

· 63 год до н. э. — Понт завоёван Римской империей, крымские города переходят под контроль римлян. Начало господство Римской империи в Крыму.

· I век н. э. — вторжение сарматов в степной Крым.

· Вторая половина II века — борьба Боспорского царства с остатками крымских скифов. Скифы терпят поражение, их земли разделены между Боспором, Римом и сарматами.

· До 40-х гг. III в. — Расцвет торговли.

· Середина III в. — нашествие готов. Они захватывают прежние владения римлян (кроме Херсонеса), сарматов и ставят под свой контроль Боспорское царство. Базируясь в городах Боспора готы начинают заниматься пиратством.

· 269—270 гг. — Римские войска отбрасывают варваров за Дунай. Пиратский флот гибнет у берегов Греции.

· 375 год — Нашествие гуннов, разгром ими Боспорского царства.

· IV—V века — постепенное восстановление власти Римской (Византийской) империи над горной частью Крыма. Уцелевшие после нашествия гуннов готы принимают власть Византии.

· Конец VI века — вторжение войск Тюркского каганта в восточный Крым и временный захват ими Боспора.

· Конец VII века почти весь Крым захватывают хазары, кроме Херсонеса, оставшегося под властью Византии.

· X век — после разгрома хазарского каганата русскими степной Крым переходит к печенегам.

· XI век — степной Крым завоёван кыпчаками.

· XIII век — ослабление власти Византии. Часть её владений переходит к генуэзцам, часть становится самостоятельным княжеством Готия (Феодоро).

· 1239 год — завоевание Крыма монгольским войском хана Бату. Степной Крым становится частью Золотой Орды.

· XIV — сер. XV века — войны генуэзцев с княжеством Феодоро за земли южного берега Крыма.

· 1441 год — образование независимого Крымского Ханства.

· 1475 год — Османское войско под командованием Гедика Ахмеда паши завоёвывает генуэзские владения и княжество Феодоро. Крымское ханство попадает в вассальную зависимость от Османской империи.

· 1783 — Крым завоёван и включён в состав Российской империи.

· 1838 — начинается выпуск первой в Крыму газеты «Таврические губернские ведомости».

· 1853—1856 — Крымская война (Восточная война).

· 1917—1920 — Гражданская война. На территории Крыма несколько раз сменяют друг друга «белые» и «красные» правительства.

· 7 ноября — 17 ноября 1920 — Перекопско-Чонгарская операция РККА

· 18 октября 1921 — образована Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

· 1927 — Серия землетрясений.

· август 1941 — депортация крымских немцев.

· 1941—1944 — оккупация Крыма немецко-фашистскими войсками.

· 1944 — 18 мая — депортация крымских татар.

· 1944 — 26 июня — депортация греков, армян и болгар из Крыма.

· 30 июня 1945 — ликвидация республики: Крымская АССР преобразована в Крымскую область.

· 1944-48 годы — массовое переименование городов и сёл Крыма. Переименовано более 90% населённых пунктов полуострова, исторические крымско-тататарские (а также греческие, немецкие и др.) названия заменены на русские.

· 29 октября 1948 - Севастополь стал городом республиканского подчинения в составе РСФСР (принадлежность или непринадлежность к Крымской области при этом законами не уточнялась)

· 19 февраля 1954 — по инициативе Н. С. Хрущёва Крымская область передана из состава РСФСР в состав УССР при праздновании 300-летия Переяславской Рады, «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР».

· Северная часть Арабатской стрелки передана из состава Крымской области в состав Херсонской области.

· 25 апреля 1968 — Совет Министров РСФСР изменяет послевоенный порядок финансирования Севастополя.

· 1989 — начало массового возвращения крымских татар в Крым.

История формирования восточнославянского населения Крыма Арабские и византийские источники, указывая на ранние связи восточных славян с Крымом, отсылают нас к VIII-IX векам. У Константина Багрянородного описывается днепровский путь торговых караванов, по которому русские купцы направлялись в Царьград (Константинополь - столицу Византийской империи), где они, судя по русско-греческим договорам, были довольно частыми гостями. Во второй половине Х в. устанавливались широкие торговые связи Таврики с Киевской Русью, выступавшей при князе Святославе как могущественное государство. В конце Х в., при сыне Святослава Владимире, Византией были признаны политические права Руси в Таврике и Северном Причерноморье, следствием чего стало заключение брака между князем Владимиром и византийской царевной Анной. Тогда же происходит "малое крещение Руси" в Корсуне (Херсонес). Влияние Киевского государства в Таврике было закреплено образованием Тмутараканского княжества, включавшего в себя Керченский полуостров и Тамань. Тмутаракань просуществовала с конца Х по конец XI в. и была одним из важнейших культурных центров Древней Руси. Развивая торговлю с Византией, некоторые русские купцы оседали на крымских землях. Они проживали в городах Крыма целыми колониями. Во времена существования Крымского ханства в крымские земли направлялись русские "сокольники, кречетники", обеспечивавшие ханов живым охотничьим снаряжением. Немало русских попадало в Крым в качестве пленников, захваченных во время военных походов. Их называли "ак-чора", что в переводе с татарского означает "белый раб". Те из них, которые принимали ислам, получали возможность селиться в крымских деревнях и вести хозяйство. Их жители носили татарские одежды, соблюдали мусульманские обряды, только лица выдавали славянское происхождение. Наступил XVIII век - "золотой век Екатерины". Именно тогда началось массовое заселение Крыма русскими (имеются в виду все восточные славяне, так как в то время, да и позже -- до начала XX века -- еще не проводилось разграничения между русскими, украинцами и белорусами, во всех путеводителях и статистических справочниках они фигурировали как "русские"). По приказу князя Григория Александровича Потемкина после подписания Екатериной II Манифеста "О присоединении к России Крыма и Кубани" (8 апреля 1783 г.) первыми в Крыму были оставлены на жительство воины Екатеринославского и Фанагорийского полков. Из всех уголков России были вызваны девушки и вдовы, согласные на переезд в Крым. Семьи создавались быстро, без особых ухаживаний - время подгоняло строить жилища, пахать, сеять. Так возникли первые русские (восточнославянские) поселения в Крыму, так называемые "потемкинские деревни". Эти поселения существуют и по сей день, и их жители хранят предания о событиях двухвековой давности. Количество русских поселений в Крыму увеличивалось и благодаря усилиям новых крымских помещиков, завозивших крестьян из российских и украинских губерний. Особую ценность представляли земли в Салгирской долине. Именно там возникли богатейшие помещичьи усадьбы Тавель и Саблы (ныне села Краснолесье и Партизанское Симферопольского района). Более мелкие усадебные имения создавались на землях Судакской долины, где селились те из помещиков, кто хотел заниматься виноградарством и виноделием. Сразу же после присоединения русские стали селиться в Ак-Мечети - покупали дома или строили новые. С возникновением Симферополя (1784 г.) правительство предпринимало меры по обживанию его окрестностей. Разрастался и Севастополь, появлялись новые офицерские дома, на склонах - матросские домишки. Кроме тех, кто служил на военных кораблях, здесь селились рыбаки и мастеровые из отпущенных солдат. Казачьих поселений в Крыму было немного. И тем не менее, праправнуки запорожцев живут на полуострове и по сей день. В Симферополе проживают потомки Данилы Нечая и Дмитра Вишневецкого, казачьи корни которых ведут к генеалогическому древу Богдана Хмельницкого. Кроме запорожских, в Крыму селились и донские казаки. Они проживали в Салах, Мангушах, под Симферополем ими было основано село Донское. Переселение восточных славян в Крым продолжалось на протяжении всего XIX в. Особенно интенсивно оно проходило в 50-х - начале 60-х гг. Это было связано с новой волной эмиграции крымскотатарского населения после Крымской войны 1853- 1856 гг. и отменой крепостного права в 1861 г. Крестьяне ехали с Киевщины, Полтавщины, Харьковщины, центральных российских губерний. По мере заселения происходило движение в глубь полуострова. Получали в Крыму землю и участники русско-турецкой войны. Во второй половине XIX в. в Крым потянулись представители гонимых правительством религиозных сект. Появились поселения субботников, молокан, старообрядцев. В Сарабузе (ныне Гвардейское Симферопольского района) долгое время проживали бежавшие из Астраханской и Тамбовской губерний представители еще одной гонимой секты - геры. Их часто называли "шапошниками", потому что они носили кипу (ермолку) - головной убор, характерный для евреев-иудеев. Эти сектанты, будучи русскими по происхождению и языку, исповедовали ортодоксальный иудаизм. По данным переписи 1897 г., численность восточных славян на полуострове составляла около 250 тыс. человек (45% населения Крыма). Из них на долю русских приходилось 33%, украинцев - 12%, белорусов - 0,4%. Большую часть восточнославянского населения составляло крестьянство. Общинные традиции В XIX - начале XX вв. большую роль играли общинные традиции, сформировавшиеся на основе совместного землепользования и коллективной трудовой деятельности. Крестьяне, как тогда говорилось, "всем миром" и работали, и решали административные вопросы. Бытовали и некоторые виды трудовой взаимопомощи. При постройке дома устраивали так называемые "помочи", на которые сходились родственники, соседи, односельчане. На "помочах" приучались к хозяйственным работам и дети. "Всем миром" шли на помощь не успевшему до дождей засеять или собрать урожай, накрыть крышу. Такая коллективная работа называлась <толока>. Каждый приходил на толоку со своим инструментом: топором, молотком, косой, серпом. На толоку приглашали, а если являлся не приглашенный, то хозяин был вправе как впустить его, так и прогнать. Всех участников толоки кормили завтраком, а на работу ехали с песнями, под звон колокольцев. Работа "всем миром" практиковалась со времен Древней Руси. В русских летописях XIV в. упоминаются возводимые во время эпидемии "обыденные храмы". Первоначально слово "обыденный" значило "созданный за один день". В течение дня из леса доставлялось необходимое количество бревен, возводилась церковь, оснащалась иконами и утварью, освящалась и в ней отслуживался первый молебен. Естественно, это было под силу только большому количеству людей. У белорусов при подобных обстоятельствах было принято ткать "обыденные" полотенца. Девушки поднимались до зари, пряли, сновали, а затем ткали длинное полотно - "обыденник". При этом сохранялось молчание, так как вершилось священнодействие. Вечером девушки с печальным пением несли полотенце на открытое место, где все жители села разжигали большой костер из веток, принесенных каждым членом общины. Полотенце натягивали над угасающим костром, через который должны были перешагнуть все присутствующие, дабы охранить себя от болезни. Известно крымчанам и слово "супряга". Спрягались (кооперировались) для совместной обработки земли. У кого-то в хозяйстве была одна лошадь, а у кого-то вообще не было тягловой силы - вот и объединялись однолошадные, чтобы свое поле вспахать, да еще и безлошадным помочь. Промыслы и ремесла Немалую роль в жизни восточнославянского населения в Крыму в XIX - начале XX века играли промыслы и ремесла. Во многих селах крестьяне занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, заготовкой древесного угля. Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия определенной части крестьянства, так и в качестве приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок (судники, мисники), ведра, бочки, сундуки, корыта, ложки, миски, коромысла. Оригинальными изделиями мастеров по дереву были сундуки, особенно украинские скрыни. В отделке применялись раскраска и резьба - ведь сундук ставили на видное место, а порой заменяли им стол. Когда в обиход вошли всевозможные шкафы и комоды, русские краснодеревщики быстро освоили их изготовление и стали создавать уникальные образцы мебели из ореха, дуба, сосны, используя для украшения резьбу и лепнину в самых модных европейских стилях. В среде восточнославянских ремесленников славились своими изделиями гончары. Опыт гончарного искусства обычно передавался из поколения в поколение. Отделка и роспись керамической посуды определялась ее назначением. Так, кухонные горшки не покрывались поливой и скупо украшались вдавленными или выпуклыми линиями. Сосуды для хранения молока (крынки, глечики) также редко орнаментировались. Наряду с традиционными кувшинами для молока или воды славяне стали делать глиняные куманы. Куман ("къумъан") - типичная деталь крымскотатарского быта - сосуд для хранения воды, первоначально изготовлялся из меди. Распространенным видом керамической посуды в Крыму были макитры (макотры). Эти сосуды, имевшиеся в любой украинской крестьянской семье, предназначались для толчения мака, но в них также держали воду, месили тесто, засаливали сыр, взбивали масло. Макитра вошла в обиход всех восточнославянских народов, а многими старожилами используется в Крыму и по сей день. Русские, украинские и белорусские крестьяне в Крыму освоили производство черепицы для крыш. Для этой работы они объединялись в артели. Повсеместно в крымских селениях имелись мастера кузнечного и колесного дела, шорники обеспечивали односельчан конской сбруей и кожаными лаптями (постолами). Дополнительным заработком крестьянам часто служила поденщина - отработка за вознаграждение на табачных плантациях, уборка фруктов в саду, сбор винограда. Наблюдалось и такое явление, как "продажа сада в цвету". Обедневшие крестьяне были вынуждены по весне продавать будущий урожай помещику - по обилию цветущих деревьев он назначал цену. Когда наступала осень, помещик приезжал за фруктами, а хозяева сада могли собрать только то, что упало. Женщины из бедных семей часто работали по найму - горничными или кухарками в зажиточных домах. Очень часто их брали нянчить детей в немецкие семьи. Там они получали образование, а по окончании срока работы им удавалось даже скопить на приданое. Сельское хозяйство В Крыму восточные славяне вынуждены были менять формы, орудия и приемы земледелия, сроки сельскохозяйственных работ, виды хозяйственных построек. Оказавшись во взаимодействии с другими народами, они многое перенимали от соседей. Из зерновых культур выращивали, в основном, пшеницу, овес, ячмень, в чисто русских селениях - рожь, вводя ее в севооборот с картофелем. Русские и белорусские крестьяне обрабатывали поля сохами, уступившими со временем место тяжелым деревянным плугам, наиболее удобным для пахоты залежных земель. Украинцы пахали привычным для них ралом, восходящим к древнейшему пахотному орудию восточных славян. Рало, или как его чаще называли "ралка", использовалось представителями многих других этносов, проживающих в Крыму. Для разрыхления пахоты употребляли борону, сплетенную из лозы или сбитую из брусков; в бедняцких хозяйствах бороной могла служить верхушка дерева с обрубленными ветками. В качестве тягловой силы использовали пару волов, запряженных в ярмо, или пару лошадей, которых запрягали в шлею. Очень часто запрягали и одного коня с хомутом или дугой. Убирали колосовые серпом и косой с прикрепленными к ней зубьями (грабками). Характерным снаряжением для обмолота зерна у восточных славян еще со времен Древней Руси был цеп. Однако в Крыму повсеместно молотили ("гарманували" - укр.) каменным катком с продольными ребрами, который волочила лошадь. Иногда на каток для тяжести ставили деревянную доску (терку), на которую усаживали детей. Муку мололи на ручных каменных жерновах или на мельницах - ветряных и водяных. Помимо хлебопашества русские, украинские и белорусские крестьяне занимались табаководством, виноградарством и льноводством, а также огородничеством и полеводством. Животноводство носило преимущественно подсобный - связанный с земледелием - характер. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней, птицу. Семейные традиции Для русских, украинцев и белорусов было характерно сохранение патриархальных большесемейных традиций. Большая неразделенная семья могла насчитывать более 20 человек, в нее входили представители 2-3 поколений: родители, их дети и внуки, а также женатые братья и более отдаленные родственники. Это было связано с крестьянским бытом, подразумевавшим общее хозяйство, общее имущество, равномерное распределение обязанностей между членами семьи. По традиции существовало строгое половозрастное деление всех крестьянских работ. Обязанностями мужчин были пахота, посев, возка сена с луга и снопов с поля, молотьба, заготовка дров, изготовление обуви (плетение лаптей, выделка кожи). Женщины варили пищу, готовили молочные продукты, засевали огород, пололи, жали хлеб, ткали, пряли, нянчили детей. Дети очень рано включались в трудовую жизнь семьи. С пяти лет нянчили младших, с семи-восьми становились подпасками. Мальчики в 12 лет сгребали сено, бороновали, в 15 -- косили и молотили, в 16-17 - ходили за сохой. Девочки с 7-8 лет учились прясть и вышивать, а пятнадцатилетняя девушка должна была уметь выполнять все женские работы. Праздники Коллективность у восточных славян проявлялась не только в работе, но и в отдыхе. По вечерам молодежь собиралась на посиделки. Девушки прихватывали с собой работу (пряжу, вышивку, шитье), приглашали парней: все вместе веселились - играли, пели песни, плясали. Большие праздники, в основном религиозные: Рождество, Троицу, Пасху - тоже справляли "всем миром". По окончании долгой полевой страды, когда был скошен и уложен последний сноп, в селах обязательно устраивали народные гулянья, накрывали столы, в складчину готовили кушанья и веселились под баян, бубен и гармошку. Блюда были самые разнообразные - и традиционные, и позаимствованные у соседей: крымских татар, греков, армян, караимов. В больших котлах варили бекмес - арбузный сок, рядом жарили украинские пампушки, белорусы запаривали из ржаной муки и солода кулагу, в казанах кипел татарский плов, а запивали все это бузой - хмельным напитком из проса и кукурузы Сближение культур Общность исторических судеб совместно проживающих русских, украинских и белорусских жителей и различных по своему этническому происхождению групп неславянского населения немало способствовала их культурному сближению. На разных исторических этапах в силу исторических, географических, геополитических особенностей, менялось этническое окружение представителей восточнославянских народов, изменялось и соотношение в сторону уменьшения или увеличения представителей различных этносов. Так, в конце XVIII - начале XIX вв. доля восточных славян была мала по сравнению с преобладающим крымско-татарским населением. Близкое соседство двух различных культур - русской и татарской, двух религий - христианства и ислама, - не могло не сказаться на всех сторонах жизни того и другого народа. В процессе совместного проживания точками соприкосновения культур явились:
  • язык - во многих селениях с преобладающим крымско-татарским населением языком бытового общения являлся татарский; названия ряда предметов закреплялись на татарском языке и, сохраняясь длительное время в лексиконе русских, теряли свое первоначальное происхождение;
  • религиозные верования - некоторые из прибывших русских добровольно принимали ислам, посещали мечети, и в то же время в среде крымских татар появились христиане;
  • одежда и предметы быта - в обиходе равно использовались как привезенные с собой вещи, так и выполненные крымско-татарскими мастерами.
В отчете о народонаселении Таврической губернии за 1851 год отмечено, что русские и татары мало чем отличаются друг от друга в одежде, использовании утвари, строительстве жилища, пище. Во второй половине XIX века соотношение в этническом составе населения Крыма меняется в сторону увеличения численности представителей восточнославянских этносов и сокращения численности крымских татар, что явилось последствием эмиграции последних после Крымской войны; увеличивается также доля европейских колонистов (немцев, эстонцев, чехов), с Балканского полуострова и Малой Азии прибывают болгары и греки. В районах близкого соседства восточных славян с немцами, эстонцами, армянами, греками происходило взаимопроникновение культур на уровне трудовых навыков, предметов быта, элементов одежды, убранства жилища. Большое влияние на нивелирование этнических особенностей традиционной культуры разных народов оказывали межэтнические браки. Взаимоуважение и веротерпимость наблюдались в исполнении календарных обрядов и праздников. Проникновение культур ярко отражалось и в местном фольклоре, когда можно было слышать татарские частушки из уст русской женщины, украинскую песню в исполнении гречанки, или болгарские поверья, рассказываемые своим детям татарской женщиной. Носители различных культур выступали как представители единой крымской культуры.

Крымчаки? (крымч. кърымчахлар, ед. число — кърымчах; самоназвания до 1917 года — еудилер — «иудеи» и срэль балалары — «дети Израиля») — немногочисленная (на сегодняшний день несколько сотен человек) еврейская[7][8][9]этнолингвистическая тюркоязычная группа, представители которой традиционно исповедовали талмудический иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку. В последние 30-40 лет получила распространение теория о смешанном тюркско-еврейском происхождении крымчаков[10][11]. Среди самих крымчаков имеются сторонники обеих точек зрения.

] Этническое происхождение[]

Предположительно существует преемственность крымчаков с древнейшим еврейским населением Крыма. Однако образование крымчаков как особой этнолингвистической группы началось в XIV–XVI веках из представителей еврейских общин Европы, Малой Азии, Кавказа и Ближнего Востока [8]. Анализкрымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские и сефардские[12][13].

В начале 1920-х известный тюрколог А. Н. Самойлович, изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат кхазарской культуре[14].

В. Заболотный проводил исследования крови, надеясь подтвердить предположение о несемитском происхождении крымчаков[15].

Крымчакский просветитель Е.И. Пейсах полагал, что крымчаки — потомки прозелитов, принявших еврейскую веру в начале нашей эры от поселившихся в Крыму немногочисленных евреев.

Антрополог С. Вайсенберг отмечал: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах, хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времён генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пястро и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились»[16].

К сожалению, отсутствуют обобщающие работы по этнографии крымчаков. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные антропонимики, хотя они отражают ситуацию конца XIX — начала XX века, не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы. Исследование каждой из перечисленных групп источников сможет пролить свет на этногенез малочисленной этнической общности крымчаков[17].

История[

Предки крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в греческих колониях. Недавние археологические раскопки обнаружили еврейские надписи в Крыму, датируемые первым веком до н. э. По одной из версий, после того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы, часть евреев, избежавших казни, были изгнаны на Крымский полуостров[18].

Предполагается, что в XIII веке иудейская община появилась в Кафе. В 1309 там была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога, уничтоженная в результате немецкой бомбёжки во время Великой Отечественной войны. Один из представителей иудейской общины Кафы, торговец Хозя Кокоз, участвовал в 1472—1486 в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли I Гиреем. Известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке. Помимо Кафы и Солхата-Къырыма крупнейшим центром тюрков-раввинистов (раббанитов) в Крыму стал городКарасубазар, где в 1516 также была построена синагога. Община крымчаков-раббанитов существовала также в Мангупе.

В конце XV века иудейская община Крыма значительно увеличилась за счёт евреев-изгнанников из Византии, Испании,Италии, Кавказа и Руси. Вскоре крымчаки начали немного ассимилироваться пришлыми евреями и все они начали сливаться в единое целое на основе принадлежности к иудаизму талмудического (то есть не-караимского) образца. Важным фактором в процессе этого объединения стало заимствование разговорного языка, одежды и повседневных обычаев у соседей - крымских татар. Тем не менее, в начале XVI века раббанитская община Кафы делилась на землячества, хранившие молитвенный ритуал общин, из которых они происходили — ашкеназский, романиотский иливавилонский. Моше а-Голе выработал общий для крымских еврейских общин молитвенник, получивший название «молитвенник ритуала Кафы» (Махзор минхаг Кафа). Но в этот же период главенствующая роль в еврейской общине Крыма переходит от раббанитов к караимам, которые с этого момента начинают занимать ряд ответственных постов вКрымском ханстве. Раббанитская община остаётся проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Кафе иКарасубазаре. Караимы превышали раббанитов-крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раббаниты составляли лишь 25 % от общего числа иудейских подданных Крымского ханства, а караимы — 75 %. Взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на религиозные противоречия, были в целом достаточно добрососедскими, и эти общины часто помогали друг другу.

В XVIII веке общину Карасубазара возглавлял Давид бен Элиэзер Лехно (умер в 1735), автор введения к «молитвеннику ритуала Кафы» и сочинения «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвящённого грамматике иврита. Он также является автором монументальной исторической хроники «Девар сефатаим» («Речение уст») на древнееврейском языке, посвящённой истории Крымского ханства.

Ко времени присоединения (1783) Крыма к России тюркская раввинистическая крымчакская община Крыма составляла около 800 человек. Приблизительно со второй половины XIX века крымские евреи-раввинисты также начали называть самих себя «крымчаками».

По переписи 1897 было зафиксировано 3345 крымчаков. Перед Второй мировой войной в Крыму проживало около 6 тысяч крымчаков. После захвата немцами Крыма все крымчаки были расстреляны осенью 1941 года вместе с остальными евреями. После войны в живых осталось около 1 000 человек — мужчины-фронтовики, и немногочисленные семьи, успевшие эвакуироваться.

Крымчаки сегодня[

В течение 1990-х несколько десятков семей крымчаков переселилось в Израиль. Крымчаки исповедуют иудаизм и имеют право на репатриацию в Израиль, так как согласно израильскому «Закону о возвращении» являются частью еврейского народа. Последняя крымчакская синагога в Тель-Авиве закрылась в 1981 году.

Общая численность — около 1,5 тыс. чел., включая 600—700 в Израиле[1], 126 чел. на Украине (2001), примерно 370 чел. в России, из них 280 чел. в Крыму и Севастополе (данные на 2010 год по России, а также оценка за 2001 год по Украине), 173 чел. в Узбекистане (1989).

Самые давние, известные нам народы, жившие в Крыму, это были киммерийцы, населявшие юго-восточную часть полуострова в XV-VII вв. до н. э. Примерно в это же время, в I тысячелетии до н. э. южную горную часть Крыма освоили племена тавров, которые здесь занимались как земледелием, так и скотоводством. Именнопо имени племен тавров в письменных источниках до XIII века Крымский полуостров именовался Таврикой.

В VII в. до н. э. в степные и предгорные районы полуострова вторглись ираноязычные племена скифов. Здесь они осели и начали заниматься земледелием и скотоводством. На полуострове, ими было создано целое Скифское царство, а его столицей стал город Неаполь Скифский, который существовал с III в. до н. э. по III в. н. э.). Скифам было известно гончарное дело, а также ювелирное искусство.

Почти тысячелетнее владычество скифов в III в. н. э. сменилось приходом в Крым готов, которые завоевали и разрушили Скифское царство. Сами готы жили в основном на юге и юго-западе Крымского полуострова.

Еще во времена скифов, примерно с VI в. до н. э. берет свое начало греческая колонизация некоторых районов полуострова. В результате чего здесь создаются Боспорское государство иХерсонесская республика. Вслед за греками, в I в. до н. э. на юге и в юго-западной части Крымского полуострова появляются римляне.

А в степных районах Крыма, вслед за готами в IV в. в появляются тюркоязычные кочевые племена гуннов, а спустя еще четыре века, в VIII веке в Крым вторглись пришедшие с Нижней Волги и Северного Кавказа племена хазар.

После хазар, в VIII-IX вв. в степной части Крыма создаются поселения тюркоязычных племен, которых называли протоболгарами. Протоболгары в 4 в. жили в степях Юго-Восточной Европы, а во второй половине VII в. они стали перемещаться на восток. Часть их племен ушла в район Камы и Средней Волги, их называли волжско-камскими болгарами. Другая часть протоболгар во главе с Аспарухом проникла на Балканы, и здесь, вместе со славянскими племенами, образовали в 681 году Первое Болгарское царство. Позднее протоболгары растворились в славянском населении, вместе с которыми они участвовала в формировании (этногенезе) современных болгар.

В VIII-IX вв в Крыму появляются небольшие по численности сообщества караимов (караи) и крымчаков, которых можно отнести к коренным тюркоязычным народам Крыма, сохранившихся и до настоящего времени.

Новые тюркоязычные кочевые племена печенегов появляются в Крыму к концу IX в., а уже в середине XI в. на полуостров вторгаются тюркоязычные племенаполовцев (кыпчаков).

Христианство проникает в Крым из Византии в III в. По имеющимся письменным источникам, в Херсонесе Киевский князь Владимир принял христианство, которое впоследствии распространилось на Руси...

Тем более, что в середине XIII в. полуостров был захвачен воинством Золотой Орды и стал ее провинцией или улусом. Именно в это время у полуострова вместо Таврики появляется новое название - Кырым. Спустя почти два столетия, в первой трети XV в. на территории полуострова образуется Крымское ханство, что было связано с распадом Золотой Орды. Однако оно вскоре было завоевано турками и в 1475 г. ханство стало вассалом Турции. По-видимому, из множества тюркоязычных племен и народов, в разное время населявших полуостров: гуннов, протоболгар, хазар, турок, печенегов, половцев и ряда племен Золотой Орды, со временем сформировался крымскотатарский народ.

После русско-турецкой войны Екатерина II "Манифестом" 1783 года присоединила Крым к России. В этом же году была образована Таврическая область, а с 1802 г. - Таврическая губерния.

После 1783 г. из Крыма эмигрировала первая группа крымских татар. По различным источникам уехало от 100 до 200 тыс. человек. Вторая эмиграция развернулась в 60-е годы XIX в. Крым покинуло 131 тыс. крымских татар. В начале XX в. отмечена еще одна волна эмиграции. В 1921 г. крымские татары составляли 25,7 % населения полуострова. С XI в. на Крымском полуострове селятся армяне, центром поселений которых был Солхат (Старый Крым). В течение многих веков живя в Крыму, внесли значительный вклад в формирование населения полуострова периода средневековья греки. В 1778 г. Екатерина II переселила из Крыма в Приазовье греков и в район Нахичевани армян. Всего было выселено около 31 тыс. христиан. В конце XVIII - начале XIX в. в Крыму разрешено было селиться новогрекам, которые, будучи подданными Турецкой империи, участвовали в русско-турецких войнах на стороне России. После присоединения Крыма к России на полуостров устремились русские помещики со своими крестьянами. В это время национальный состав Крыма стал еще разнообразнее. Немцы, чехи, эстонцы, болгары - появились в Крыму уже в XIX веке. В это же время на полуостров прибывает значительное количество евреев, хотя первые иудеи появились в Крыму, видимо, с греками до нашей эры. Осваивая Крым, царское правительство разрешило селиться здесь также выходцам из Молдавии, Польши. В конце XVIII - начале XIX вв. Крым активно заселяется русскими и украинцами. Это были отставные русские солдаты, крепостные и государственные крестьяне. Кроме того, земли в Крыму раздавались чиновникам, офицерам. К 1917 году русские и украинцы составили 60,4 % городского и 35,9 % сельского населения полуострова. По переписи 1921 года в Крыму проживали представители 70 наций и народностей.

В мае 1930 г. состоялась Всекрымская конференция национальных меньшинств, где были представлены все национальные группы вплоть до итальянцев, айсоров, чехов.

В годы Великой Отечественной войны Крым был оккупирован войсками фашистской Германии. Фашисты, используя национальные чувства, сеяли рознь и вражду среди представителей различных национальностей. Многие жители полуострова в составе партизанских отрядов, подпольных групп и организаций боролись с фашистами. На 15 января 1944 г. партизанами были представители 35 наций и народностей.

После полного освобождения Крыма Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление от 11 мая 1944 г. о депортации с полуострова крымских татар, чуть позже - армян, болгар и греков. Немцы были высланы с территории Крыма в 1941 г. Только в 1989 г. были сняты ограничения на возвращение в Крым как крымских татар, так и депортированных граждан других национальностей. В соответствии с Декларацией, принятой Верховным Советом СССР 14 ноября 1989 г., признавались незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению.

Сегодня в Крыму проживают представители более 125 наций и народностей.

  Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы». Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.) Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами. Древние греки (эллины). Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру. Сарматы. Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением. Римляне (Римская империя). Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима. Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики. Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы». Готы. Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар. Гунны. В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения. Византийцы (Византийская империя). Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно. Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается. Крымские греки. В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым. Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения. Славяно-русы (Киевская Русь). Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу. В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать. Печенеги, половцы. Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму. Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова. Армяне переселяются в Крым в XI—XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым. После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым. Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения. Татаро-монголы (татары, ордынцы). Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в. Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в. Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса. Крымские татары. (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в. Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам. Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма. В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары». После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма. В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой. В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса. Турки (Османская империя). Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары». Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма. Русские, украинцы. На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства. В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться. Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию. Евреи. Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей, К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться. Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня. Немцы. После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию. Поляки, чехи, эстонцы. Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: